ВВЕДЕНИЕ
В современных общественных условиях умения человека нестандартно мыслить, творчески решать задачи и прогнозировать возможные результаты деятельности приобретают высокую значимость.
Известно, что творческий человек способен эффективнее решать жизненные задачи, планировать будущие цели, тем самым обеспечивая большую свободу выбора, поступков, действий и для себя, и других. Это дает ему возможность эффективно построить свою деятельность в условиях развивающегося общества. Следовательно, творческий аспект деятельности человека является важным условием формирования активной жизненной позиции.
В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области психологии творчества, так как практическая деятельность педагогов в различных предметных областях подтвердила мысль о том, что творческое мышление, воображение является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным развитие как отдельной личности, так и человечества в целом.
На сегодняшний день общество вынуждено решать значительно больше проблемных задач, чем когда-либо. Разрешив одну задачу, необходимо решать новые. Решение проблемных задач есть творчество, так как при этом создаются новые материальные и духовные ценности. Таким образом, можно говорить о необходимости развития творческого мышления.
Цель данной работы – изучить научно-теоретические аспекты развития творческого мышления у студентов физико-математических специальностей на примере игрушек-изобретений.
Задачи:
1) дать определение термину «творческое мышление»;
2) выявить способы развития творческого мышления;
3) провести эмпирическое исследование способов развития творческого мышления у студентов физико-математических специальностей на примере игрушек-изобретений.
Объект исследования – процесс развития творческого мышления.
Предмет исследования – особенности развития творческого мышления у студентов физико-математических специальностей на примере игрушек-изобретений.
1.1.Понятие о творческом мышлении
Понятие «творческое мышление» занимает особое место среди психологических терминов: с одной стороны, оно неразрывно связано с понятием собственно творчества, фигурирует там, где речь идет о способностях и одаренности, упоминается практически везде, где обсуждается проблема индивидуализации обучения, а с другой стороны, творческое мышление остается мало изученным, неточно определенным и недостаточно дифференцированным от других психологических понятий.
Понятие творческого мышления представляет собой сложное сочетание понятий «мышление» и «творчество». В исследованиях западных психологов широко используется термин «креативность», который, в зависимости от контекста, означает и «творчество», и «способность к творчеству» («творческость»), и «творческое мышление». В русскоязычной литературе каждый из этих терминов означает отдельное понятие. В то же время встречаются исследования, где эти понятия не разводятся и нередко одно подменяется другим.
Так, Дж.Гилфорд рассматривает творческое мышление как один из видов мышления, характеризуйщийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданий. Эти новообразования касаются мотивации, ее целей, оценок и смыслов [21, с. 294]. «Творческое мышление – продуктивное мышление (в отличие от репродуктивного мышления, использующего готовые знания), синоним эвристического мышления, характерного для решения нестандартных задач. Мышление творческое предполагает наличие у субъекта развитых интеллектуальных способностей, интеллектуальных навыков и умений, необходимого запаса знаний. В результате мышления творческого создаётся уникальный оригинальный интеллектуальный продукт определённой сферы культуры. В большинстве случаев мышление творческое связано преодолением сложившихся стереотипов, ригидных представлений» [21, с. 294].
2.1.Организация и методика исследования
С целью определения развития творческого мышления на примере игрушек-изобретений было проведено эмпирическое исследование.
Цель исследования – выявление условий развития творческого мышления на примере игрушек-изобретений.
Гипотеза исследования: предполагается, что творческое мышление можно развивать, используя для этого ТРИЗ-технологии.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития творческого мышления у студентов.
2. Изучить и описать использование различных ТРИЗ-технологий с целью создания условий, способствующих проверки развития творческого мышления у студентов.
3. Провести сравнительный анализ показателей констатирующего и формирующего этапов эксперимента с целью определения эффективности работы.
В эксперименте принимали участие 9 студентов 4 курса МГУ им. А.А. Кулешова. Эксперимент проводился в течение месяца с 1 октября по 1 ноября. Местом проведения эксперимента стало студенческое общежитие, таким образом уроки со студентами проводились после основных занятий.
На первом этапе исследования была проведена диагностика с помощью субтеста Е. Торренса № 2 и методики уровня новизны М. Гафитулина, а также был предложен проективный тест.
В мировой психологической практике тест Т. Торренса является самым объективным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.
Данный тест дает оценку следующих проявлений креативности:
−«Беглость» – способность продуцировать большое количество идей;
−«Гибкость» – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательские и изобретательские способности человека являются средством для создания инноваций. Процесс изобретательства тесно связан с процессом исследования. В основе обоих процессов лежит познавательная и творческая деятельность человека.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Понятие творческого мышления представляет собой сложное сочетание понятий. Творческое мышление тесно связано с креативностью и творческим воображением. К основным свойствам творческого мышления относятся умение находить и выделять закономерности в объеме информации, владение навыками систематизации и структурирования информации, способность использовать скрытые ресурсы для решения задачи, навык генерирования гипотез и способов их проверки, умение видеть, формулировать и разрешать противоречия. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Вопрос о взаимосвязи творческих способностей с творческим воображением и творческим мышлением остается до сих пор открытым.
На сегодняшний день одной из самых современных технологий развития творческого мышления является технология ТРИЗ. Методология ТРИЗ базируется на системном анализе объектов, при этом процесс модернизации объекта рассматривается как закономерный этап развития системы, происходящий за счет использования ресурсов объекта и внешней среды.
С целью определения развития творческого мышления на примере игрушек-изобретений было проведено эмпирическое исследование.
В эксперименте принимали участие 9 студентов 4 курса МГУ им. А.А. Кулешова.
На первом этапе исследования была проведена диагностика с помощью субтеста Е. Торренса № 2 и методики уровня новизны М. Гафитулина. На формирующем этапе эксперимента со студентами были использованы ТРИЗ-
1. Альтшуллер, Г.С. Как научиться изобретать / Г.С. Альтшуллер. – Тамбов : Книжное издательство, 1961, – 128 с.
2. Бабанова, И.А. Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе / И.А. Бабанова // Научные исследования в образовании. – 2012. – № 6. – С. 44–46.
3. Бурухина, Е.В. Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе развития креативности подростков / Е.В. Бурухина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 3. – С. 28–32.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк : Кн. для учителя. – 3-е издание – М. : Просвещение, 1991. – 180 с.
5. Гафитулин, М.С. Уровни новизны : методика оценки творческой деятельности и получения новизны / М.С. Гафитулин // Адукацыя i выхаванне. – 1994. – № 7. – С. 16–20.
6. Гусарова, Е.В. Решение задач на уроках математики с помощью ТРИЗ-технологий / Е.В. Гусарова // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – №1 (9). – С. 22–26.
7. Дьяченко, О.И. Развитие воображения в дошкольном возрасте : автореф. дисс. … докт. психол. наук / О.И. Дьяченко.– М., 1990. – 22 л.
8. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии.– 1987. – № 1. – С.24–27.
9. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии.– 1993. – № 2. – С.14–16.
10. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика, М.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии.– 1995. – №1. – С.42–46.
11. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды : в 2 т. – М. : Просвещение,1986. –Т. 1. – 320 с.
12. Ильенков, Э.В. О воображении / Э.В. Ильенков // Народное образование. – 1968. – № 3. – С. 8–11.
13. Ильина, М.В. Развитие вербального воображения / М.В. Ильина. – М. : Книголюб, 2005. – 180 с.
14. Ильина, М.В. Развитие невербального воображения / М.В. Ильина. – М. : Книголюб, 2004. – 180 с.
15. Козырева, Н.А. Начинай изобретать! : учебно-методические материалы / Н.А. Козырева. – М. : ИннАрт, 2014. – 150 с.
16. Козырева, Н.А. Развитие творческой активности личности по методике «Обучение типовым приёмам разрешения противоречий на примере игрушек Неваляшка» / Н.А. Козырева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kozyreva.ucoz.ru/load/razvitie_tvorcheskoj_aktivnosti_ lichnosti/8-1-0-180. – Дата доступа: 12.11.2016.
17. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова. – М. : Научная литература, 1979. – 260 с.
18. Кравцова, Е. Развитие воображения / Е. Кравцова // Дошкольное воспитание.– 1989. – № 12. – С.12–15.
19. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986. – 320 с.
20. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 280 с.
21. Новейший психологический словарь / под. общ. ред. В.Б. Шапари. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 680 с.
22. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования / Н.Н. Палагина. – М. : Академкнига, 1997. – 220 с.
23. Петров, В.М. Основы теории решения изобретательских задач / В.М, Петров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://triz.natm.ru/articles/petrov/00.htm. – Дата доступа: 12.11.2016.
24. Полуянов, Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выготского о детском художественном творчестве / Ю.А. Полуянов // Вопросы психологии. – 1997. –№ 1. – С.22–25.
25. Приступа, Г.Н. Современный урок : учебное пособие / Г.Н. Приступа. – Рязань : РГПИ, 1989. – 110 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Питер, 2007.– 382 с.
27. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 225 с.
28. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 288 с.
29. Файзуллина, С.У. Развитие познавательных интересов и исследовательских умений / С.У. Файзуллина. – М. : Просвещение, 1996. – 140 с.
30. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Просвещение, 1971. – 180 с.