ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РОЗЫСКНОЙ И ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧЕЙ РЫБЫ И ДРУГИХ ВОДНЫХ ЖИВОТНЫХ
1.1 Уголовно криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконной добычей рыбы и других водных животных
1.2 Следы незаконной добычи рыбы и других водных животных, как источник розыскной и доказательственной информации о событии и механизме преступлений
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СБОРА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННОЙ БАЗЫ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧИ РЫБЫ И ДРУГИХ ВОДНЫХ ЖИВОТНЫХ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ
2.1 Особенности сбора и закрепления доказательной базы на первоначальном этапе расследования
2.2 Возможности использования результатов судебных экспертиз при раскрытии этой группы преступлений
ГЛАВА 3 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧИ РЫБЫ ИЛИ ДРУГИХ ВОДНЫХ ЖИВОТНЫХ
3.1 Объект и объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 281 Уголовного кодекса Республики Беларусь
3.2 Субъект и субъективная сторона
3.3 Квалифицированные составы ст. 281 Уголовного кодекса Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению сбора и закрепления сбора и закрепления доказательственной базы при расследовании незаконной добычи рыбы, и иных водных животных согласно (ст. 281 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в условиях Республики Беларусь на современном этапе проблема борьбы с экологическими преступлениями приобрела серьезную остроту. Наиболее распространенным экологическим преступлениям является незаконная добыча рыбы, и иных водных животных. В связи с этим в настоящее время оптимизация расследования незаконной добычи рыбы, и иных водных животных представляет собой одну из приоритетных задач, решаемых правоохранительными органами, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.
Целью исследования настоящей работы является уголовно криминалистическая характеристика незаконной добычи рыбы и других водных животных (ст.281 Уголовного кодекса Республики Беларусь)
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определение уголовно - правовой характеристики преступлений, связанных с незаконной добычей рыбы и других водных животных;
- исследование следов незаконной добычи рыбы и других водных животных и доказательственной информации о преступлении;
- исследование особенностей сбора и закрепления доказательственной базы при расследовании незаконной добычи рыбы и других водных животных;
- разработка и внедрение в практику научно обоснованных рекомендаций по тактике производства отдельных следственных действий и методике расследования уголовных дел данной категории.
При написании курсовой работы использовались следующие источники: Конституция Республики Беларусь, действующее уголовное, уголовно-процессуальное законодательства, экологическое законодательство, подзаконные нормативные акты, разъяснения Пленума Верховного суда
Структура работы предопределена целями и задачи. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В 1 главе исследуется особенности формирования розыскной и доказательственной базы при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконной добычи рыбы и других водных животных. Во 2 главе исследуется особенности сбора и закрепления доказательственной базы при расследовании незаконной добычи рыбы и других водных животных.
Курсовая работа включает в себя 33 страницы, 20 источников.
ГЛАВА 1
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РОЗЫСКНОЙ И ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧЕЙ РЫБЫ И ДРУГИХ ВОДНЫХ ЖИВОТНЫХ
1.1 Уголовно криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконной добычей рыбы и других водных животных
Каждому преступлению присуща свойственная ему характеристика. Преступление как негативное социальное явление и как общественно опасная деятельность может быть охарактеризовано с различных сторон: социологической, криминологической, уголовно-процессуальной, этической, криминалистической.
Криминалистическая характеристика преступления представляет собой совокупность (систему) таких данных о преступлении, которые способствуют раскрытию преступлений, имеют познавательно-поисковое, криминалистическое значение. Она включает сведения об особенностях подготовки, совершения и сокрытия преступлений, используя которые можно более успешно, полно и быстро их раскрывать.
Содержание криминалистической характеристики преступлений – это определенная система данных, предназначенных для организации расследования преступлений. По своей сути это научная основа для рекомендаций, предназначенных органам предварительного расследования для выдвижения следственных и розыскных версий, определении основных направлений расследования и решения других важных задач. В структуре частной криминалистической методики расследования криминалистическая характеристика является важнейшим элементом, поскольку предстает в качестве источника сведений о преступлении и преступнике, необходимых для организации эффективной работы по конкретным уголовным делам.
Можно выделить следующие элементы уголовно-правовой характеристики:
- предмет преступления;
- способ совершения и сокрытия данного вида преступления и типичных последствий их применения;
- данные о обстоятельствах совершения преступлений (время, место, обстановка совершения преступления);
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ СБОРА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННОЙ БАЗЫ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧИ РЫБЫ И ДРУГИХ ВОДНЫХ ЖИВОТНЫХ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ
2.1 Особенности сбора и закрепления доказательной базы на первоначальном этапе расследования
Возбуждения уголовного дела – первоначальная стадия уголовного процесса, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, следователя, прокурора и ограниченном участии суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для начала предварительного расследования. Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения вовлекается множество государственных служб и граждан.
С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные о наличии в деянии признаков состава преступления и отсутствию обстоятельств, исключающих производство по делу.
В (ст. 166 УПК РБ) закреплен исчерпывающий перечень поводов для возбуждения уголовного дела. Здесь же говорится о фактических основаниях для возбуждения уголовного дела.
Согласно (ст. 166 УПК РБ). Поводами к возбуждению уголовного дела является: 1) заявления граждан; 2)явка с повинной; 3)сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций; 4)сообщение о преступлении в средствах массовой информации; 5)непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Одной из важнейших процессуальных функций следователя со стадии возбуждения уголовного дела является собирание доказательств.
Доказательство, в процессуальном понимании, это сведения о каких-либо фактических обстоятельствах дела, полученные в установленном законном порядке.
ГЛАВА 3
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧИ РЫБЫ ИЛИ ДРУГИХ ВОДНЫХ ЖИВОТНЫХ
3.1 Объект и объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 281 Уголовного кодекса Республики Беларусь
Особенности развития уголовной ответственности за незаконную добычу рыбы и иных водных животных всецело находятся в зависимости от постепенно меняющегося отношения государства непосредственно к проблемам обеспечения экологической безопасности нашей страны. Нормы уголовного права об ответственности за браконьерство длительное время отражали уже устаревшие положения приоритета экономических интересов над экологическими, которые были заложены в государственных планах социального и экономического развития в первый период становления советского государства [14].
Итак, правовое регулирование любительского и промыслового рыболовства и добычи водных животных направлено на охрану среды обитания рыб и водных животных, создание условий для воспроизводства рыбных запасов, обеспечение биологического разнообразия животного мира [15, с. 414].
Порядок добычи рыбы и водных животных регламентируется Водным кодексом Республики Беларусь от 15 июля 1998 года № 191-З (далее – ВК), Законом Республики Беларусь от 10 июля 2007 года № 257-З «О животном мире», Правилами рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 года № 580 (далее – Правила рыболовного хозяйства и рыболовства), и другими актами законодательства.
Уголовная ответственность за незаконную добычу рыбы или других водных животных установлена ст. 281 УК.
Уголовная ответственность за рыбное браконьерство в странах СНГ в настоящее время основывается на традициях, сложившихся в советский период, и отражает специфику задач по сохранению водных биологических ресурсов каждого государства [16, с. 102].
Объектом рассматриваемого преступления выступают отношения по поводу экологической безопасности и природной среды, то есть это те общественные отношения, которые складываются из оптимальных и безопасных условий жизнедеятельности человека по использованию им окружающей среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С каждым годом число экологических преступлений и правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние экологической безопасности, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают биологические основы существования человека.
В совокупности с другими экологическими правонарушениями по тяжести своих отрицательных последствий демографического, экологического, социального характера они представляют реальную угрозу национальной безопасности.
Все это диктует необходимость постоянного обеспечения активных и четко скоординированных действий всех природоохранных, контрольных и правоохранительных органов по укреплению экологической законности и правопорядка.
По мимо этого, в деле борьбы с экологической преступностью нельзя недооценивать профилактические возможности мер технического характера, начиная с оснащения работников правоохранительных и контролирующих органов необходимой спецтехникой и заканчивая внедрением и расширением использования новейших достижений науки и техники при выявлении, пресечении и недопущении преступных деяний в сфере экологии, контроля за состоянием окружающей среды.
Также необходимо:
- донести до каждого неравнодушного гражданина, от маленького ребенка до пожилого человека, мысль о крайней необходимости сбережения и приумножения природных ресурсов республики;
- повысить уровень экологического образования населения страны;
- Совершенствовать законодательства, регламентирующего различные аспекты борьбы с преступными посягательствами на окружающею среду, должно включать, прежде всего, совершенствование уголовного и экологического законодательства, которые являются основными средствами осуществления уголовной политики государства в области охраны окружающей среды. Определяющим является совершенствование уголовного законодательства в этой области, ведь именно уголовный закон содержит перечень общественно опасных посягательств на окружающую среду и определяет их преступлениями, а также устанавливает санкции, содержащие уголовно-правовую угрозу, что удерживает многих людей от совершения преступления.
1. Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя / Б.Т. Безлепкин. – М.: Проспект, 2011. – 288с.
2. Божьев В. Состязательность на предварительном следствии / В. Божьев // Законность. -2004. - №1. – 15с.
3. Борисов С.Е. Психологические особенности личности преступника / С.Е. Борисова // Юридическая психология. – 2007. - №3. – 25с.
4. Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10 июля 2006 г. № 185 Об утверждении Инструкции об организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Республики Беларусь.
5. Дьяконова Л.В. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов // Законность. – 2011. - №12 – 120с.
6. Елинский В.И., Корнева Л.С. Особенности криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов / В.И. Елинский, Л.С. Корнева // Российский следователь. – 2012.- №3-18 с.
7. Зинин А.М. Участие специалиста в процессуальных действиях: учебник. / А.М Зинин. М. Проспект, 2011. – 2015 с.
8. Криминалистика: учебник для вузов/ред. И.Р. Пантелеева, Н.Н. Селиванова, М. Юрист, 2010. – 230 с.
9. Правоохранительные органы (судоустройство): учебник/ред. А.П. Гуськова, А.А. Шамардин. М.. Юрист, 2005. – 105с.
10. Рыжков А.П. Следственные действия и иные способы собирания доказательств / А.П. Рыжаков. М.. Юрист, 2008. – 110 с.
11. Скорченко П.Т. Криминалистика. Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений /П.Т. Скорченко. М.: Юрист, 2007. -80 с.
12. Снетков В.А. Основы деятельности специалиста экспертно – криминалистических подразделений органов внутренних дел/ В.А. Снетков // М.: Юрист, 2001. -112 с.
13. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь 16 июля 1999г. № 295-3 с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 5 мая 2010г. № 122-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010г., № 120, 2/1674)
14. Уголовный кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999г. № 275-3 с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 18 июля 2017г. № 53-3 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.08.2017)
15. Сборник постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь по вопросам применения уголовно-процессуального законодательства, общим вопросам судебной деятельности, уголовным делам, делам об административных правонарушениях.
16. Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005г. № 580 с изм. и доп., 26 апреля 2010г. № 200.
17. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 17 июля 2008г. № 1042 «Об утверждении Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде».
18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29.07.2011 № 1022 «Об утверждении Положения о порядке определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира»
19. Уголовный процесс «Типовая учебная программа для высших учебных заведений» А.А Данилевич – Минск : РИВШ, 2008. – 40 с.
20. Уголовно – процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики: учебник для магистрантов/ отв. Ред. В.А. Лазарева, рук-ль авт. Кол-ва А.А. Тарасов. М: Издательство Юрайт, 2012. -476 с.
21. Шишко, А. А. Взаимосвязь международного права и внутреннего права в области охраны окружающей среды / А. А. Шишко // Реализация международно-правовых норм во внутреннем праве. – 1992. – С. 116–162.
22. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
23. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
24. Пожого, Я. А. О концепции экологической безопасности Республики Беларусь / Я. А. Пожого // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2011. – № 6. – С. 120–123.