ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАДЗОРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
1.1 Понятие надзорного производства
1.2 Особенности надзорного производства в Республике Беларусь
ГЛАВА 2 НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Надзорное производство в хозяйственном процессе
2.2 Принесение протеста в порядке надзора
ГЛАВА 3 УЧАСТНИКИ В НАДЗОРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
3.1 Прокурор в надзорном производстве в хозяйственном процессе
3.2 Права и обязанности участников в надзорном производстве в хозяйственном процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Надзорная инстанция в хозяйственном процессе в Республике Беларусь обладает своими особенностями, связанными как с самим процессом, а также судопроизводством, так и с нововведениями в законодательство Республики Беларусь, внесенное, казалось бы, достаточно давно, но все еще вызывающее вопросы, связанные с положением лиц, участвующих в данном производстве, в частности, прокурора.
Так, актуальность темы исследования состоит в том, что участие различных лиц, а также участие прокурора в надзорном производстве в хозяйственном процессе обладает особенностями, связанными как с их положением в данном процессе, так и с принесением протеста и прохождением предыдущих стадий.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с правовой характеристикой надзорного производства.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовой характеристикой надзорного производства.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с правовой характеристикой надзорного производства.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- определить понятие надзорного производства;
- рассмотреть особенности надзорного производства в Республике Беларусь;
-проанализировать надзорное производство в хозяйственном процессе;
- рассмотреть принесение протеста в порядке надзора;
- проанализировать прокурор в надзорном производстве в хозяйственном процессе;
- определить права и обязанности участников в надзорном производстве в хозяйственном процессе.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАДЗОРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
1.1 Понятие надзорного производства
Надзорное производство определяется Юридической энциклопедией в качестве судебного заседания по делу об апелляции или протесту против приговоров, решений и частных жалоб (протестов) против решения суда первой инстанции и решения судьи, решения суда кассационной и апелляционной инстанции [1].
Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 года «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», в Верховном суде Республики Беларусь и Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь произошли изменения – они были объединены, была создана единая система судов общей юрисдикции, в которую вошли областные экономические суды (г. Минска). Как отмечалось в вышеупомянутом указе, это объединение проводилось в целях совершенствования судебной системы Республики Беларусь, обеспечения единства судебной практики, повышения качества правосудия, дальнейшего развития специализации судов и судей при рассмотрении дел, совершенствовании материальной, технической и кадровой поддержки судов [11].
Переход к единой системе судов общей юрисдикции поставил перед теоретиками и практиками проблему совершенствования и согласованного процессуального законодательства. Учитывая существование единой системы судов общей юрисдикции, элементами которой являются в том числе и экономические суды, занимающиеся аналогичными делами по защите прав и законных интересов участников отношений хозяйственного характера, существующие существенные различия в понимании процедуры опротестования судебных решений в гражданском и хозяйственном судопроизводстве необоснованно. В этой связи актуальна проблема сущности и содержания этапа надзорного разбирательства, как в гражданском, так и в хозяйственном процессе [23, c. 25].
Гражданский процессуальный кодекс БССР, принятый в 1964 году, предусматривал три способа рассмотрения судебных решений: кассационный, надзорный и рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
ГЛАВА 2 НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Надзорное производство в хозяйственном процессе
Что касается законодательства Республики Беларусь, процессуальная цель надзорной инстанции в хозяйственном процессе, в отличие от других методов пересмотра, заключается, прежде всего, в проверке законности судебных решений без установления новых обстоятельств дела. Объектом кассационного рассмотрения являются исключительно судебные решения, вступившие в силу [2].
Согласно ст. 301 ХПК, подают протесты следующие лица в данном производстве:
- Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь – на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
- заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и заместители Генерального прокурора Республики Беларусь – на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума Верховного Суда Республики Беларусь [3].
Жалобы в данном производстве рассматривают Президиум или Пленум Верховного Суда Республики Беларусь.
Протест может быть подан в течение одного года со дня, когда оспариваемое решение суда вступит в силу [20].
Важность и значимость такого ответа прокурора, например, кассационные и надзорные протесты, также подчеркиваются в пунктах 6.1 и 6.2 Приказа Генеральной прокуратуры №6 от 31 марта 2006 года.
Таким образом, в соответствии с пунктом 6.1 Приказа N 6 прокуроры должны «немедленно принять меры для опротестования против незаконных и необоснованных судебных решений, которые имели место в делах, связанных с требованиями прокурора. Формулирование вопросов в протестах должно быть связано с полномочиями инстанции, определенной законом, для пересмотра принятых решений» [5].
ГЛАВА 3 УЧАСТНИКИ В НАДЗОРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
3.1 Прокурор в надзорном производстве в хозяйственном процессе
Решения, вступившие в законную силу, постановления судов могут быть рассмотрены в порядке судебного надзора, а также в случае вновь открытых обстоятельств.
Генеральный прокурор, его заместители, подчиненные прокуроры, независимо от участия в судебном разбирательстве в пределах своей компетенции, имеют право требовать от суда любое дело или категории дел, в которых судебное решение вступило в законную силу.
Поняв, что судебный акт был вынесен с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, прокурор подает протест при осуществлении надзора или обращение к вышестоящему прокурору с соответствующим представлением. Только прокурор, его заместители, прокуроры областей, города Минск, Генеральный прокурор имеют право подать протест в порядке надзора.
Протест в порядке надзора может быть вынесен на решение суда, которое вступило в законную силу только в случае наличия оснований. Причиной для подачи протестов чаще всего являются жалобы лиц, участвующих в деле. Генеральный прокурор обязывает проверять такие жалобы, как правило, речь идет о гражданских и экономических делах. ХПК в качестве основания для отмены судебных актов в порядке надзора признает только их незаконность в случаях неправильного применения или толкования норм материального права, а также существенное нарушение правил процессуального права, в результате которого был вынесен незаконный судебный акт. В необходимых случаях в целях защиты интересов прокурором принимается решение о приостановлении судебного акта.
Если прокурор, который подал протест, все же оказывается, удовлетворен вынесенным решением, например, получена мотивировочная часть решения, он может снять его до того, как суд начнет рассмотрение дела. Во время рассмотрения дела уже поданный протест не может быть отозван или изменен.
Прокурор имеет право принять участие в рассмотрении дела в порядке надзора, выразив свое мнение по делу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность надзорного производства в хозяйственном процессе представляет принесение протеста.
В соответствии с частью 6 ст. 309 ХПК, должностное лицо, которое подало протест в порядке надзора, имеет право отозвать протест до начала рассмотрения дела с обоснованием причин его отозвания. В этом случае лица, участвующие в деле, должны быть уведомлены об отзыве протеста в порядке надзора. Эти правила дополняются положениями законодательства, где говорится, что также разрешено изменять мотивы протеста до начала слушания. В то же время, при рассмотрении дела, протест не может быть отозван или изменен. Надзорный орган уведомляет лиц, заинтересованных в исходе дела об отзыве протеста. В случае аннулирования протеста должностное лицо, которое предъявило и отозвало протест, должно дать обоснованный ответ лицу, чья жалоба была подана. Если должностное лицо, подавшее протест, в ходе его рассмотрения выражает другое мнение, чем в знак протеста, оно может быть принято во внимание судом при принятии решения по делу.
Также в законодательстве указано, что лицо, подавшее протест, имеет право участвовать в заседании суда надзорного органа. Однако отсутствие этого лица не препятствует рассмотрению дела в суде надзорного органа [3].
При рассмотрении вопросов о проведении протестов в кассационном суде и надзорной инстанции прокурором следует отметить, что в законе не было юридически зафиксирована статья, которая отдельно регулировала бы процедуру оспаривания судебных решений, вступивших в силу
В связи с этим на законодательном уровне более целесообразно устанавливать нормы, которые отдельно регулируют процедуру подачи протестов в судебные решения первой, апелляционной, надзорной и кассационной инстанций, в которых более четко регулируются полномочия прокуроров.
Проведен анализ особенностей подачи протеста прокурором в суде надзорной инстанций.
В условиях существования единой системы судов общей юрисдикции, элементами которой являются экономические суды, имеющие дело с одним и тем же типом дел о защите прав и законных интересов участников материальных отношений, необходимо разработать общие подходы к правовому регулированию порядка обжалования решений суда и экономического судопроизводства.
1. Алехнович, А.В Управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь: практическое пособие / А.В. Алехнович. – Минск : «Амалфея», 2005. – 415 с.
2. Артемьев, И. Е. Внешнеэкономические связи: стратегии и регулирование / И. Е Артемьев. – М. : ПРИОР, 2000. – 362 с.
3. Боннер, А. Т. Проблемы установления истины в гражданском процессе : монография / А. Т. Боннер. - СПб. : Юрид. кн., 2009.
4. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855.
5. Евразийский экономический союз : Вопросы и ответы. Цифры и факты. – М. : Евразийская экономическая комиссия, 2014. – 216 с.
6. Каменков, В.С. Международное регулирование внешнеэкономической деятельности / под ред. В.С. Каменкова. – Минск : Дикта, 2005. – 800 с.
7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
8. Коршунов, Н. М. Гражданский процесс : учеб. для вузов / Н. М. Коршунов, Ю. Л. Мареев. – М. : Норма, 2006.
9. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право / Н.Ю. Круглова. – Москва : Русская деловая литература, 2004.
10. Кудрявец, Ю. Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Кудрявец. – Минск : БГУ, 2015. – 203 с.
11. Курмангалиев, Р. А. Проблемы разрешения споров Судом Евразийского экономического союза / Р.А. Курмангалиев. – Краснодар : Новация, 2016.
12. Мишутина, Э. И. Ценностные основы деятельности суда в гражданском судопроизводстве: постановка проблем / Э. И. Мишутина // Арбитр. и гражд. процесс. - 2011. – № 7. – С. 2-5.
13. Об осуществлении мер государственного регулирования ввоза (вывоза) специфических товаров (работ, услуг) : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 04 фев. 2003 г., № 133 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности : Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 2004 г., № 347-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами : Закон Респ. Беларусь, 02 фев. 1999 г., № 322-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 июля 1997 г., №929 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. О порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь: постановление Национального банка Респ. Беларусь, 01 авг. 1996 г., №768 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. Самович, Ю. В. К вопросу о содержании права индивида на судебную защиту (национальные и международные аспекты) / Ю. В. Самович // Юрист-международник. - 2006. – № 1. – С. 39-43.
19. Сахнова, Т. В. Курс гражданского процесса: теоретические начала и основные институты / Т. В. Сахнова. – М. : Волтерс Клувер, 2008.
20. Таможенный кодекс ЕАЭС [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа : http://www.customs.gov.by/ru/kodeks-ru.
21. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года №296-з : с изм. и доп. по состоянию на 05.10.2018 г. №305-З. – Минск : Амалфея, 2018. – 256 с.
22. Филипчик, Р. Надзорное обжалование судебных постановлений и применение элементов апелляции в гражданском процессе / Р. Филипчик // Судовы весн. – 2011. – №1. – С. 18-23.
23. Фокина, М. Система целей доказывания в гражданском и арбитражном процессе. Цели доказывания на проверочных стадиях гражданского и арбитражного процесса / М. Фокина // Арбитр. и гражд. процесс. – 2006. – № 6. - С. 22-27.
24. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : с изм. и доп. по состоянию на 05.10.2018 г. – Минск : Нац. Центр правовой информ. Респ.Беларусь, 2018. – 288 с.
25. Хрестоматия по гражданскому процессу / под ред. М. К. Треушникова. - М. : Городец, 1996.