ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕДИАДИСКУРС»
1.1 Место медиатекста в типологии дискурсов
1.2 Соотношение понятий «газетно-публицистический стиль» и «медиадискурс»
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖАНРОВОЙ ПАЛИТРЫ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ
2.1 Классификация жанровых разновидностей медиадискурса
2.2 Специфика и отличительные черты жанровой палитры англоязычных медиатекстов
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Средства массовой информации не только передают информацию, но и путем осознанного отбора выделяют и субъективно интерпретируют события окружающей действительности, влияя на сознание личности и формируя общественное мнение. В результате происходят структурные и стилистические изменения в средствах массовой информации, претендующих на отображение новых социально-философских понятий в современном обществе. Закономерным следствием этого является формирование новых тенденций, способов и методов изучения языка в современной науке.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что в современном мире медиадискурс приобретает всю большую популярность и становится неотъемлемой частью жизни общества, все более вытесняя традиционный газетно-публицистический стиль. Изучение медиатекстов позволит лучше узнать их специфику, структуру, а также расширить их жанровую палитру.
Основы медиалинвистики как дисциплины были заложены
Т.Г. Добросклонской. Изучением медиадискурса занимались такие лингвисты, как Е.А. Кожемякин, О.Ф. Русакова, Е.А. Уварова и др.
Цель курсовой работы – проанализировать жанровую палитру англоязычных медиатектов.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Установить место медиатекста в типологии дискурсов.
2. Изучить отношение между понятиями «газетно-публицистический стиль» и «медиадискурс».
3. Проработать классификации жанровых разновидностей медиадискурса.
4. Выявить специфику и отличительные черты жанровой палитры англоязычных медиатекстов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕДИАДИСКУРС»
1.1 Место медиатекста в типологии дискурсов
Понятие текста рамках масс-медиа выходит за пределы знаковой вербальной системы, поскольку, с позиций медиалингвистики, текст рассматривается не только как лингвистическое, но и как культурологическое явление: «источник получения информации о духовных импульсах и материальной сфере человеческой деятельности» [1, с. 78].
Понятие медиатекста включает в себя голосовые качества, музыку, звуковые эффекты, визуальные образы. Медиатекст, таким образом, может разворачиваться не только на словесном уровне, но и на уровне видеоряда и музыкального сопровождения на телевидении; вербальный текст и аудиоэффекты на радио; вербальные средства и компонент графического оформления в прессе.
Исследователи медиатекста, такие, как Т.Г. Добросклонская, Р.С. Гиляревский, Я.Н. Засурский, В.Г. Костомаров, И.П. Лысакова, Е.И. Пронин, Е.Е. Пронина, И.В. Рогозина, Г.Я. Солганик, В. В. Славкин, находят различные смысловые оттенки в понятии «медиатекст».
Так, по мнению Т.Г. Добросклонской, медиатекст – это объемное многоуровневое явление, в основе концепции которого лежит органичное сочетание единиц вербального и медийного ряда [1].
Согласно Я.Н. Засурскому, медиатекст есть «новый коммуникационный продукт», который может быть использован в разнообразных медийных сферах [3, с. 6].
Цель создания медиатекстов – социальная регуляция.
Самая важная характеристика медиатекста – его является многомерность, полифоничность, под которой понимают сочетание разнородных вербальных, визуальных, аудиальных аудиовизуальных и других компонентов в едином смысловом пространстве текста, а также языковая специфика, которая обусловлена адресованностью массовой аудитории [1, с. 15].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖАНРОВОЙ ПАЛИТРЫ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ
2.1 Классификация жанровых разновидностей медиадискурса
Медиадискурс в основном реализуется в медиапространстве. Под медиапространством понимается совокупность субъектов сферы СМИ (персоналий и сообществ), передаваемых ими текстов и воспринимающего эти тексты коллективного адресата – массовую аудиторию, как целевую, так и самую широкую.
Вся система жанров СМИ, так или иначе реализующихся в медийном дискурсе, традиционно распределяется по трём группам:
1. Информационные жанры, отражающие тенденцию к очевидной фиксации реальности, к которым относятся заметка, информационная корреспонденция, отчёт, интервью, блицопрос, пресс-релиз и т.п.
2. Аналитические жанры, в которых события преломляются в соответствии с творческой интенцией автора или известной долей объективности (комментарий, статья, обозрение, беседа, дискуссия, пресс-конференция и т. п.).
3. Художественно-публицистические, композиционная структура которых определяется образной системой, предлагаемой автором, а сообщение и анализ фактов имеют второстепенное значение: очерк, зарисовка, эссе, житейская история, памфлет и т. п. [22, с. 18]
С жанрово-функциональными особенностями медиапространства непосредственно связаны типы медиадискурса. Выделяются следующие типы медиадискурса:
1) по коммуникативным функциям: публицистический дискурс, рекламный дискурс, PR-дискурс;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблематика медиа является сегодня достаточно востребованной, поскольку является мощным средством воздействия на человеческий разум. Средства массмедиа быстро реагируют на изменения в общественном сознании. Коммуникативная область сегодняшнего медийного дискурса все больше отображает непростой иерархический порядок с огромными концептуальными возможностями.
Медиатекст создается с целью осуществления опосредованной коммуникации в системе СМИ, характеризуется выраженной прагматической направленностью, цель которой – социальная регуляция содержания образа мира. Поэтому целесообразно организованный медиатекст реализуется в системе языковых и других семиотических средств, создающих эффект достоверности медиасобытия и документальности, объективности его описания.
Медиатекст в коммуникативистике рассматривается в оппозиции к текстовой культуре, поскольку трактуется как продукт новой коммуникационной революции. Расширяя классический печатный текст с помощью видео, фото и аудиовставок, медиатекст выступает форматом организации контента, характерным для цифровой культуры.
По жанровой принадлежности все медиатексты делятся на:
- информационные;
- аналитические;
- художественно-публицистические.
В медиапространстве выделяют следующие типы дискурсов:
- публицистический дискурс;
- рекламный дискурс;
1. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь / Т.Г. Добросклонская. – М.: Наука, 2008. – 264 с.
2. Желтухина, М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: дис. … докт. филол. наук / М.Р. Желтухина. – М., 2004. – 358 с.
3. Засурский, Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции / Я.Н. Засурский // Вестник Московского ун-та. – Москва: Изд-во Московского ун-та – 2005. – № 2. – С. 3–6.
4. Зеленин, А.В. Дезаббревиация в русском языке / А.В. Зеленин // Вопросы языкознания. – 2005. – № 1. – С. 78–97.
5. Клушина, Н.И. Стилистика публицистического текста / Н.И. Клушина. – М., 2008. – 244 с.
6. Кожемякин, Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования / Е.А. Кожемякин // Научные ведомости. – 2010. – № 12. – С. 13–21.
7. Кожемякин Е.А. Медиадискурс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.discourseanalysis.org/. – Дата доступа: 12.11.2018.
8. Кожина, М.Н. Стилистический Энциклопедический Словарь русского языка / М.Н. Кожина. – Москва: Наука, 2011 – 696 с.
9. Косарева, О.Г. Аббревиация в языке современной прессы (на материале французского, английского и русского языков): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / О.Г. Косарева. – Тверь, 2003. – 163 c.
10. Костомаров, В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики / В.Г. Костомаров. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
11. Кривоносов, А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А.Д. Кривоносов. – СПб.: Петерб. востоковедение, 2002. – 279 с.
12. Ларина, Е.Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса (на материале американских телевизионных программ): автореф. дис. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2004. – 21 с.
13. Мезенцева, В.Ю. Медийный дискурс: социокогнитивная рамка / В.Ю. Мезенцева // Язык. Текст. Дискурс. Межвузовский научный альманах. – Ставрополь; Пятигорск: Пятигорский гос. лингвистический университет, 2006. – № 4. – С. 200–202.
14. Оломская, Н.Н. К Вопросу о жанровой классификации медиадискурса / Н.Н. Оломская // Научный диалог. – 2013. – №5. – С. 250–259.
15. Петрова, А.А. Мультимодальное взаимодействие в интерактивном пространстве медиа-политического дискурса: Монография / А.А. Петрова, Н.Б. Егорченкова, Н.Л. Шамне. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2016. – 144 с.
16. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 2001. – 656 с.
17. Русакова, О.Ф. Медиадискурс как концепт дисциплины «политическая коммуникативистика» / О.Ф. Русакова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2013. – № 27. – С. 150–160.
18. Русакова, О.Ф. PR-дискурс: Теоретико-методологический анализ / О.Ф. Русакова, В.М. Русаков. – Екатеринбург: УрО РАН: Ин-т междунар. связей, 2008. – 340 с.
19. Словарь иностранных слов / под ред. Ф.Н. Петрова. – М.: Рус. яз., 1988. – 624 с.
20. Соломина, А.В. Отражение национально-культурной специфики в аналитическом дискурсе: на материале СМИ: дисс. … канд. филол. наук / А.В. Соломина. – СПб., 2010. – 173 с.
21. Стеценко, Н.М. О соотношении понятий текст – медиатекст – медиадискурс / Н.М. Стеценко // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. – 2011 г. – № 4. – Ч. 2. – С. 372–378.
22. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М.: АспектПресс, 2006. – 320 с.
23. Уварова, Е.А. Медиатекст и медиадискурс: к проблеме соотношения понятий / Е.А. Уварова // Вестник Московского государственного областного университета. – Москва: Московский государственный областной университет, 2015. – С. 47–54.
24. Фаткуллина, Ф.Г. Медиатекст в современном коммуникативном пространстве / Ф.Г. Фаткуллина, Р.Р. Хабиров // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 44–48.
25. Чичерина, Н.В. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности / Н.В. Чичерина // Известия Российского гос. пед. ун-та им. Герцена. – 2007. – № 9. – С. 159–166.
26. Шмелева, Т.В. Медиатекст: парадоксы авторского начала / Т.В. Шмелева. – СПб.: СПбГУ, 2012. – 118 с.
27. The Guardian [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.theguardian.com/international.