ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка, имея полноценный слух и интеллект. Это – группа детей с общим недоразвитием речи.
В общей системе коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи (ОНР) особое место отводится развитию словарного запаса. Основным способом пополнения словаря является словообразование.
Овладение ребенком операциями словообразования играет существенную роль в развитии его языковой компетенции, речевой коммуникации и связанной с ними полноценной адаптацией в социуме.
Актуальность исследования. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словоизменением и словообразованием зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др.) отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов. Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют у них недостаточность развития грамматического строя речи уже в дошкольном возрасте (Р.Е. Левина [11], Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева [19], Т.В. Туманова [18] и др.). У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся в стойких аграмматизмах в устной речи. Вопрос особенностей формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи изучен недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Предмет исследования – особенности формирования словообразования у дошкольников 4-5 лет с общим недоразвитием речи на материале лексической темы.
Объект исследования – процесс формирования словообразования у
1. ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Особенности процесса словообразования дошкольников
Согласно лингвистическому энциклопедическому словарю словообразование:
1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и других формальных средств.
2) Раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. Словообразование, обеспечивая процесс номинации и его результаты, играет важную роль в классификационно-познавательной деятельности человека и выступает как одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а также установления связей между отдельными частями речи. Будучи учением о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом и в статическом аспектах, как в диахроническом, так и в синхронном отношениях(цит. по: [13, с. 43]).
Предметом непосредственного изучения словообразования является производное слово, его состав, структура и способы его образования как действующей в языке единицы. Все основы русского языка делятся на производные и непроизводные. Для производных основ характерна такая особенность, как членимость – способность отдельных слов выделять из себя для сознания говорящих формальную и основную принадлежность слова. Из этого следует, что производное слово выступает как особая единица названия, имеющая свойства двойного значения, поскольку содержит информацию об изменениях в языке и действительности.
Основными способами словообразования являются морфологический (аффиксальный) (с помощью словообразовательных морфем – приставок, суффиксов и др.), морфолого-синтаксический (переход из одной части речи в другую), лексико-синтаксический (сращение (слияние) словосочетания в одно слово) и лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы).
Потребность овладения словообразованием порождена тем, что ребенок постоянно сталкивается с обозначением событий и элементов. Т.В. Туманова отмечает, что «в качестве элементов мира выступают предметы со стороны своих физических и материальных свойств, в то время как в событиях демонстрируются отношения между предметами Эти отношения требуют изменений в содержании и форме речевой
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ) У ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ С ОНР
2.1. Организация и методика проведения констатирующего исследования
Экспериментальное исследование было проведено на базе логопедической группы ГУО «Ясли-сад № 7 г. Мозыря». Всего в исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 4-5 лет.
Цель констатирующего экспериментального исследования: изучить процесс формирования словообразования дошкольников с ОНР.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента. В основу исследования была положена методика М.М. Алексеевой В.И. Ляминой [4].
Детям предлагались следующие задания:
1. «Кто у кого?»
Цель: проверка правильного называния животных и их детенышей в ед. и мн. числе.
Инструкция: Назови, кто изображен на картинке (Детям показывают картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка и т.д.)
2. «Большой и маленький».
Цель: проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Инструкция: Посмотри на картинку. Скажи, что это? (Детям предлагаются картинки с изображениями предметов лексической темы «Наше тело. Предметы гигиены» разной величины):
- Что это? (нос) Этот нос большой, а этот? (маленький). Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (носик), и т.д.
Слова для задания: шея, глаз, нога, зуб, ухо и т.д.
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования и анализ полученных данных
Данные констатирующего этапа исследования оценивались по следующим критериям.
Оценка задания 1 проводилась по следующим критериям:
Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 15 баллов.
Выводы об уровне развития: 13-15 баллов – очень высокий, 9-12 баллов – высокий, 6-8 баллов – средний, 0-5 баллов – низкий.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ) У ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
3.1. Направления работы по формированию словообразования у детей с ОНР
Как видно из итогов проведенного эксперимента, у детей 4-5 лет с ОНР обнаруживаются проблемы в формировании словообразования (словоизменения).
С целью формирования словообразования (словоизменения) у детей с общим недоразвитием речи целесообразно уделять внимание данному аспекту на занятиях.
В процессе логопедической работы по коррекции нарушений словообразования у дошкольников с ОНР следует опираться на следующие принципы:
1. Патогенетический принцип. Недоразвитие словообразовательной стороны речи у дошкольников с ОНР носит вторичный характер. Эти нарушения возникают, в частности из-за того, что нечёткая речь детей не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля в выборе соответствующих суффиксов и префиксов. В воспринимаемом от окружающих языковом материале лексическая основа слова выступает для ребёнка постоянным словесным раздражителем, а служебные части слова – в качестве меняющегося окружения. Логопедическая работа, направленная на развитие словообразования должна быть изначально ориентирована на развитие и понимание словообразовательного значения, привносимого морфемами, а потом уже на их непосредственное использование.
2. Принцип системного подхода. В логопедической работе необходимо учитывать тот факт, что нарушения словообразования взаимосвязаны с её лексикой, поэтому необходимо помочь ребёнку усвоить те нюансы семантических изменений, которые создаются частями слова.
3. Принцип комплексности. Общее недоразвитие речи – сложный синдром, проявляющийся в невротических и речевых симптомах. Это определяет необходимость комплексного воздействия на весь синдром в целом.
4. Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы. В основе этого принципа лежит представление о речевой деятельности как сложной функциональной системе, а также учение о сложной структуре психических функций.
5. Принцип учёта «зоны ближайшего развития». Согласно этому
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной логопедии большое значение придаётся системному подходу к изучению и преодолению недоразвития речи у детей. В связи с этим является актуальным изучение словообразовательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Полноценное овладение словообразованием родного языка основывается на усвоении исторически сложившихся в нём моделей. В лингвистике и психолингвистике уже давно сформировался устойчивый интерес к процессам детского словообразования. Дошкольники 5-6 лет легко выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. Формирование грамматического строя речи, в т.ч. словоизменения и словообразования, осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка.
Исследование механизмов овладения словообразовательным компонентом языковой способности дает основание утверждать, что дошкольники на бессознательном уровне овладевают словообразовательными закономерностями родного языка и пользуются ими в своей повседневной речевой практике. Сам процесс овладения данными языковыми законами до конца не изучен, не раскрыты особенности механизмов, на которых держится данная языковая способность.
Установлено, что ребенок к началу школьного обучения практически владеет всеми формами и значениями, которые существуют в языке, хотя это «владение» и находится на уровне неосознанного. Ребенок понимает грамматические значения отдельных морфем слова, оперирует ими и использует при создании своих новых слов в период словотворчества на основе чувства языка.
У детей с ОНР наблюдаются специфические ошибки в словообразовании, значительное нарушение как семантического, так и формально-языкового уровня словообразовательных процессов.
В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций. Исходя из этого, предлагаются различные методики уровня сформированности словообразовательных навыков у детей с ОНР.
С целью выявления уровня сформированности словообразования (словоизменения) у дошкольников 4-5 лет с общим недоразвитием речи был проведен педагогический эксперимент на базе логопедической группы ГУО «Ясли-сад № 7 г. Мозыря». Всего в исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 4-5 лет.
Анализ результатов выполнения заданий дошкольниками позволил выявить следующее. Очень высокий и высокий уровни сформированности
1. Баль, Н. Н. Особенности формирования словообразования у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / Н. Н. Баль, М. Г. Рак // Зб. наук. праць Кам’янець-Подiльс. Нац. ун-ту iм. I. Огiенка. Сер. соцiально-педагогiчна / Кам’янець-Подiл. нац. ун-т iм. I. Огiенка. – Кам’янецьПодiльський, 2010. – Вып. 15. – С. 106–110.
2. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
3. Брызгалова, С.О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С.О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование : науч.-метод. журн. – 2010. – № 3. – С. 28–32.
4. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
5. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Эра, 1998. – 320 с.
6. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 1998. – 210 с.
7. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя // Избр. психол. труды. – Москва–Воронеж, 2001. – С.220–241.
8. Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Ю.Н. Кислякова. – Минск : Национальный институт образования, 2007. – 280 с.
9. Кусова, М.Л. Динамика языковой картины мира ребенка дошкольного возраста (от года до пяти лет) / М.Л. Кусова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – Екатеринбург : Эра, 2012. – 180 с.
10. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 260 с.
11. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н. А. Никашина. – М. : Просвещение, 1968. – Гл. 3. – С. 49–75.
12. Леоньев, А.А. Речевая деятельность / А.А. Леоньев // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – С. 34–45.
13. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
14. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 220 с.
15. Мороз, Л.Н. Методические рекомендации к планированию работы логопедов специализированных дошкольных учреждений и групп при детских садах общего типа для детей с общим недоразвитием речи / Л.Н. Мороз. – Минск : М-во просвещения БССР, 1987. – 220 с.
16. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной. – М. : Аркти, 2003. –165 с.
17. Преодоление общего недоразвития у детей : кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : КнигоМир, 2011. – 320 с.
18. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т.В. Туманова ; Москов. гос. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова. – М., 2005. – 46 с.
19. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 220 с.
20. Хохлова, А.А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / А.А. Хохлова.– М., 1999. – 21 с.
21. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин. – М. : Знак, 2009. – 280 с.
22. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1957. – 188 с.
23. Ястребова, А. В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – М. : АРКТИ, 2001. – 280 с.