ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие семьи и ее функции
1.2 Основы семейного воспитания
1.3 Педагогические условия формирования трудовых качеств через семейное воспитание
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
2.1 Методические рекомендации по формированию трудовых качеств личности посредствам семейного воспитания
2.2 Диагностика сформированности трудовых качеств личности
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка подрастающего поколения к жизни, а в частности, к труду – одна из актуальных задач в развитии личности. То есть с малых лет нужно начинать учить трудиться, на деле воспитывать уважение и любовь к труду и к людям труда. Воспитание этих качеств у молодого поколения рассматривается как один из важнейших факторов формирования всесторонне развитой личности, так как они являются средством развития физических, духовных, моральных и творческих сил человека.
Трудовое воспитание проходит красной нитью через все направления деятельности, так как нельзя говорить о всесторонне развитой личности, если человек отвлечен от труда.
Основа трудового воспитания закладывается в семье. В жизни каждого из нас самую важную роль играет семья, на сегодняшний день, являясь единственным социальным институтом, выполняющим функцию физического и духовного воспроизводства населения.
Семья – первый трудовой коллектив. От отношения родителей к труду, поведения родителей в труде, привлечения детей к труду зависит – воспитают они трудолюбивого члена общества или бездельника и лентяя.
В классическом представлении под семьей понимают малую социальную группу, основанную на супружеском союзе и родственных связях. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопониманием; наличием совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующим взаимоотношения между родителями, детьми и ближайшими родственниками.
Актуальность выбранной теме обусловлена тем фактом, что в настоящее время семейное воспитание является той областью образовательного и воспитательного процесса, в которой взаимодействие между семьей и школой осуществляется на низком уровне, что негативно сказывается на общем состоянии данного вопроса.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие семьи и ее функции
Семья – основанная на единой, совместной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительство – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [3, с. 146].
Семья – первичная группа, в которой связи строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей (А. И. Захарова) [2, с. 179].
Семья может быть основана на следующих формах: брак как добровольный союз между мужчиной и женщиной; близкое (кровное) родство; усыновление или удочерение [4, с. 29].
Структура семьи рассматривается в качестве совокупности элементов и взаимосвязей между ними. В качестве структурных элементов семьи как системы выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность [10, с. 42].
Содержание семьи определяется ее функциями. Анализируя работы авторов [2; 14] основными функциями семьи можно назвать следующие:
– поддержание биологической непрерывности общества с помощью удовлетворения родительских устремлений и биологического существования семьи;
– поддержание культурной непрерывности общества путем передачи новому поколению культурного наследия и семейных традиций;
– социализация детей, адаптация в общество;
– обеспечение всем ее членам удовлетворения потребностей (в любви, в безопасности).
Выводы по главе 1
Проанализировав педагогическую и психологическую литературу по выбранной теме, мы можем сделать следующие выводы.
Семья является первым и самым важным субъектом воспитания ребенка, и надежной основой качества жизни будущих поколений.
Семейное воспитание предопределяет систему потребностей и мотивации человека, его восприятие окружающего мира, самооценку и значимые психологические особенности, а также способность адаптироваться к различным условиям жизни. В значительной степени под влиянием семейного воспитания формируется отношение к труду, обществу, его нормам и ценностям.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
2.1 Методические рекомендации по формированию трудовых качеств личности посредствам семейного воспитания
Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Поэтому необходимо разрабатывать такие формы работы, которые бы способствовали эффективному взаимодействию семьи и школы, помогали бы школе принимать участие в семейном воспитании учащегося и совместно с семьей формировали личность ребенка.
В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители, и классные воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.
Выводы по главе 2
Разработав методические рекомендации и проведя диагностику сформированности трудовых качеств личности, мы можем сделать следующие выводы.
Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах – единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав педагогическую и психологическую литературу по выбранной теме, разработав методические рекомендации и проведя диагностику сформированности трудовых качеств личности, мы можем сделать следующие выводы.
Семья является первым и самым важным субъектом воспитания ребенка, и надежной основой качества жизни будущих поколений.
Семейное воспитание предопределяет систему потребностей и мотивации человека, его восприятие окружающего мира, самооценку и значимые психологические особенности, а также способность адаптироваться к различным условиям жизни. В значительной степени под влиянием семейного воспитания формируется отношение к труду, обществу, его нормам и ценностям.
Хозяйственно-бытовая деятельность в семье – ее важнейшая социальная функция. Направляется она взрослыми членами семьи, однако в ее реализации самое активное участие принимает и младшее поколение. Только в процессе осуществления внутридомовых обязанностей всеми членами семьи начинается и продолжается трудовое воспитание детей.
Воспитание в труде в меньшей степени зависит от их индивидуальных характеристик и в большей – от морально-психологического климата семьи, от уровня личностного развития отцов и матерей. Важный фактор здесь – тип семьи. Понятно, что уровень трудовой подготовки будет разным, если это семьи полная/неполная, городская/сельская, однодетная/многодетная, живущая в квартире или в частном доме, благополучная или проблемная, социально защищённая или слабо обеспеченная, со здоровым членами или с наличием хронических больных, инвалидов, престарелых лиц. И, как показывает современная практика семейного воспитания, чем раньше родители начинают привлекать к труду своих чад, тем скорее трудовые навыки становятся для них естественными, привычными, обретают свойство постоянства, позитивный характер.
1. Аксенов, С.И. Педагогизация детско-взрослого производства в опыте А.С. Макаренко / С.И. Аксенов // Народное образование. – 2012. – № 7. – С. 255–258.
2. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
3. Антонов, А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) / А. Антонов. – М.: Просвещение, 1998. – 468 с.
4. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: Изд-во БГУ, 2010. – 444 с.
5. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Академия, 1991. – 410 с.
6. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. – Клин.: Изд-во фонда «Христианская жизнь», 2002 – 270 с.
7. Карцева, Л.В. Трудовое воспитание детей и подростков в семье: этапы, механизмы (на материалах соцопроса) / Л.В. Карцева // Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. – М.: КВАНТ МЕДИА, 2017. – С. 27–34.
8. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / сост. М.П. Павлова. – М.: Просвещение, 1968. – 373 с.
9. Меренков, А.В. Тенденции измерения семейного воспитания в современном обществе / А. В. Меренков // Социологические исследования. – 2013. – № 2. – C. 101–110.
10. Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. – М.: Класс, 1998. – 304 с.
11. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. – Воронеж: Модэк, 1999. – 394 с.
12. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
13. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: Соврем. Слово, 2005. – 720 с.
14. Сафина, Н.Х. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Н.Х. Сафина. – Казань, 2004. – 146 с.
15. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
16. Торсунов, О.Г. Воспитание детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lavkachudec.ru/_fr/1/children.pdf. – Дата доступа: 05.10.2018.
17. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н.А. Сундуков. – М.: Просвещение, 1968. – 557 с.
18. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.