Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у учащихся речевых лексических навыков на английском языке с использование графических организаторов
1.1. Цели и задачи обучения иноязычной лексике на I, II, III ступени общего среднего образования
1.2. Лингвопсихологические предпосылки формирования речевых лексических навыков
1.3. Организация лексического материала для формирования у учащихся речевых лексических навыков на английском языке
Глава 2. Методические основы формирования у учащихся речевых лексических навыков на английском языке с использованием графических организаторов
2.1. Методическая последовательность формирования у учащихся речевых лексических навыков на английском языке с использованием графических организаторов
2.2. Комплекс упражнений для формирования у учащихся 5 класса речевых лексических навыков на английском языке с использованием графических организаторов
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Лексика в языковой системе является важнейшим компонентом каждого вида речевой деятельности: устной – аудирования и говорения, а также письменной – чтения и собственно письма. Её системность проявляется в том, что все слова не могут существовать изолированно, они тесно связаны между собой в виде семантических полей, синонимических цепочек, лексико-семантических и тематических групп, антонимических противопоставлений и т.д. Владение этой системностью и ее автономное использование входит в понятие «лексический навык». Обучение лексической стороне речи предполагает формирование продуктивных и рецептивных лексических навыков, обусловливающих развитие умений говорения и письма, с одной стороны, и чтения и аудирования – с другой. Продуктивный лексический навык – это синтезированное действие по вызову лексической единицы для решения коммуникативной задачи (или ситуации общения) и её правильному сочетанию с другими лексическими единицами. Рецептивный лексический навык – это синтезированное действие по распознанию графического или фонетического образа лексической единицы.
Системность лексики имеет огромное значение для организации работы по обогащению речи учащихся новой лексикой, для расширения их словаря, поскольку позволяет строить обучение на основе усвоения учащимися объективно существующих в языке связей и семантических отношений.
Вопросы обучения лексике в разные периоды развития методики обучения иностранным языкам изучали многие исследователи, в частности Л.В. Банкевич, Б.В. Беляев, М.А. Бурлаков, В.А. Бухбиндер, М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, С.В. Калинина, Ю.И. Коваленко, В.С. Коростелев, М.С. Латушкина, Р.П. Мильруд, Р.К. Миньяр-Белоручев, С.Ф. Шатилов, Н.С. Шебеко, Л.З. Якушина и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ РЕЧЕВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАТОРОВ
1.1 Цели и задачи обучения иноязычной лексике на I, II, III ступени общего среднего образования
Автоматизированные действия, лежащие в основе лексических навыков, изменяются в зависимости от вида речевой деятельности. Данное различие позволяет сформулировать практическую цель обучения лексике как формирование продуктивных лексических навыков, включающих выбор лексической единицы адекватно замыслу и ее правильное сочетание с другими единицами, и рецептивных лексических навыков, предполагающих автоматизированное восприятие и соотнесение формы слова с его значением. Помимо практической цели обучения лексике можно выделить также образовательную, развивающую и воспитательную цели.
Образовательная цель предполагает использование иностранного языка для повышения общей культуры учащихся. Современные учебные пособия, основываясь на коммуникативной направленности обучения иностранному языку, вводят языковой материал в рамках жизненных ситуаций и в определенных контекстах, что положительно влияет на усвоение нужного материала и формирует социокультурную и социолингвистическую компетенции. Приведенные в учебниках рассказы, статьи, диалоги, отрывки из произведений, в которых употребляется новый лексический материал, направлены не только на тренировку новых слов, но и на расширение общеобразовательных знаний учащихся о мире. Как правило, предлагаемые тексты содержат в себе информацию о стране изучаемого языка, что вызывает интерес у читающих и успешно влияет на запоминание слов в контексте.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ РЕЧЕВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАТОРОВ
2.1 Методическая последовательность формирования у учащихся речевых лексических навыков на английском языке с использованием графических организаторов
Технология (методика) обучения лексическим навыкам в школе опирается на следующие положения (принципы):
1. Овладение программными лексическими единицами должно опираться как на познавательную, так и собственно коммуникативную мотивацию.
2. Адекватность упражнений формируемым лексическим действиям (припоминание, сочетание, грамматическое оформление слова, включение слова в максимальное высказывание).
3. Поэтапное формирование подлежащих усвоению частных действий со словом изучаемого языка. Работа проводится сначала над отдельными изолированными действиями в неварьируемых условиях, затем – в изменяемых условиях. Дальше производится сочетание лексических действий между собой.
4. Учет взаимодействия разных упражнений по формированию лексической, фонетической и грамматической стороны речи.
5. Учет взаимодействия устно-речевых форм отработки лексики с развитием техники чтения, техники письма, осуществление взаимосвязанного обучения разным видам речевой деятельности [2, с. 116].
Формирование лексического навыка происходит в несколько этапов. Традиционной точкой зрения является выделение трех этапов формирования лексического навыка: ознакомление, тренировка и речевая практика [3, 168].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, методическую последовательность формирования лексических навыков с использованием графических организаторов и разработав комплекс упражнений, можно сделать следующие выводы.
В лингвистических и лингвометодических исследованиях неоднократно предпринимались попытки представить лексический материал как систему. Поскольку запоминание такого материала находится в прямой зависимости от создания у обучаемых системных представлений, понятий об изучаемой лексике как о системе или микросистеме, то становится ясно, насколько «несистемность» лексики, представленной в учебниках и учебных пособиях, мешает ее усвоению и, прежде всего, запоминанию. Из этого обстоятельства вытекает насущная задача компенсировать данный недостаток, т.е. приложить все усилия к тому, чтобы максимально систематизировать изучаемый лексический материал, а это выдвигает на первый план вопрос о его оптимальной организации.
Развитие лексического навыка – весьма сложный процесс, включающий в себя множество различных аспектов и предполагающий последовательность и многократную повторяемость лексических единиц на всех этапах становления и формирования лексического навыка. Многообразие приемов и упражнений для развития пассивного и активного словаря, лексических навыков способствует также развитию памяти, логического мышления, внимания.
Графические или визуальные организаторы – это графическое представление различных мыслительных процессов. Графические организаторы служат визуальной основой, которая предлагает учащимся многочисленные возможности для формирования умений критического мышления в процессе изучения иностранного языка.
1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – СПб.: Златоуст. – 1976. – 543 с.
2. Ариян, М.А. Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты / М.А. Ариян, А.Н. Шамов. – М.: Флинта, 2018. – 224 с.
3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
4. Дигтяр, О.Ю. Организация лексического материала и его усвоения как фактор, соопределяющий эффективность обучения иностранному языку (английский язык, средняя ступень школьного обучения): дисс. … к. пед. наук / О.Ю. Дегтяр. – Владимир, 2009. – 191 с.
5. Дмитренко, Т.А. Современные методологические подходы к технологии подготовки преподавателей иностранных языков / Т.А. Дмитриенко. – М.: МГТА, 2015. – 95 с.
6. Жабунина, К.А. Принципы отбора лексического минимума при обучении английскому языку / К.А. Жабунина // Актуальные проблемы науки и образования. – Саратов: Саратовский источник, 2017. – С. 22–24.
7. Климентенко, А.Д. Теоретические основы обучения иностранному языку / А.Д. Климентенко. – М.: Педагогика, 2000. – 198 с.
8. Минушенкова, Д.А. Использование песенного и стихотворного материала при формировании иноязычных лексических навыков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015012316.
9. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» / Р.К. Миньяр-Белоручев. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
10. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1977. – 214 с.
11. Пирхавка, Н.Е. Из опыта работы с аутентичными стихотворениями на уроках французского языка / Н.Е. Пирхавка, Т.В. Кондратьева // ИЯШ. – 1991. – № 1. – С. 82–89.
12. Потрикеева, Е.С. Развитие лексической стороны речи на немецком языке / Е.С. Потрикеева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – Чебоксары: Интерактив плюс. – 2017. – С. 397–401.
13. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языка в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – Москва: Просвещение, 1991. – 287 с.
14. Романенко, О.В. Последовательность становления лексического навыка и система упражнений, направленная на ее реализацию на уроках немецкого языка в старших классах / О.В. Романенко / Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2017. № 6 – C. 188–191.
15. Сборник «Учебные программы для IV класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2017-2018-uchebnyj-god/1268-4-klass.html.
16. Система языкового контроля на факультете лингвистики и перевода: методич. указания для студентов, обучающихся по специальности 031201 и 031202 / сост. Ю.Л. Вторушина, Т.В. Емец, А.А. Кузина, Г.А. Овсянникова, Л.В. Павлова, Е.С. Потрикеева. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 76 с.
17. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для VIII-IX классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/images/2017/08/up-In-yaz-8-9kl-rus.pdf.pdf.
18. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для X-XI классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/images/2017/08/up-In-yaz-10-11kl-rus.pdf.pdf.
19. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / Л.В. Щерба. –М., 1974. – 245 с.