ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЗМЕНУ
1.1. Объективная сторона государственной измены
1.2. Субъективная сторона государственной измены
ГЛАВА 2 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ШПИОНАЖ
2.1 Объективная сторона шпионажа
2.2 Субъективная сторона шпионажа
ГЛАВА 3 РАЗГРАНИЧЕНИЕ СОСТАВОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ И ШПИОНАЖА ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире шпионаж не является прерогативой государственных структур разных стран, хотя этот факт и не утратил своего значения. В настоящее время в нашей стране широко распространены различные формы частных предприятий. Естественно, у каждого предприятия, у каждого производителя есть свои секреты и секреты производства и, следовательно, есть те, кто хочет получить секреты от других за свою моральную или материальную прибыль. Таким образом, проблема шпионажа касается не только межправительственных организаций, например, на военном уровне, но и внутри страны среди частных производителей.
Вопросы, касающиеся государственной тайны, ее защиты, были и остаются актуальными. Предательство, раскрытие или передача информации, содержащей государственную тайну, шпионаж в пользу иностранных государств, утрата документов, содержащих государственную тайну, представляют собой серьезную угрозу для государственной безопасности.
Рассмотрение преступлений, наносящих ущерб основам конституционной системы и безопасности государства, в контексте сложной геополитической ситуации имеет важное значение. Особенно важны правильная квалификация и предотвращение таких преступлений, как предательство и шпионаж. В последнее время дела о государственной измене не исчезли в мире, что интересует не только специалистов, но и всех секторов общества.
В процессе формирования правового государства старые знания и опыт, подкрепленные политическим элементом, препятствуют процессу формирования правового государства, что приводит к негативным последствиям, которые затрагивают прежде всего законопослушных граждан и их отношение к обществу. само государство.
В настоящее время Институт государственной тайны является главным элементом системы информационной безопасности, которая, в свою очередь, занимает лидирующее место в системе национальной безопасности государства.
Защита государственных секретов-это не только правовая, техническая, но и культурная проблема. Его решение зависит от уровня информационной культуры в обществе.
Неотъемлемой частью этой культуры является восприятие легитимности и обоснованности введения правовых норм в отношении информации ограниченного доступа, включая государственную тайну, а также осознание того, что эффективность функционирования института государственной тайны является одним из условий, позволяющих деятельности государства обеспечивать его суверенитет, его осуществление. требования для достойного места мирового сообщества.
ГЛАВА 1
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЗМЕНУ
1.1 Объективная сторона государственной измены
В соответствии со ст. 356 УК, изменой государству является выдача иностранному государству, иностранной организации или ее тайным представителям Республики Беларусь и информации, представляющей собой государственную тайну других государств, переданных Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь или шпионажа, либо передача на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта, либо оказание помощи иностранному государству, за счет иностранной организации или ее представителя в осуществлении деятельности в ущерб национальной безопасности Беларуси, сознательно совершается гражданином Республики Беларусь [25].
Измена государству занимает особое место среди преступлений против государства. Даже в самых демократических политических режимах уголовная ответственность строгая. В социальном и правовом смысле предательство представляет собой особый акт государственной измены гражданином интересов своего государства в областях, гарантирующих (гарантирую) внешнюю безопасность государства.
Непосредственным объектом этого преступления являются отношения внешней безопасности государства в их сложном проявлении, то есть обеспечение защиты жизненно важных интересов государства от внешних угроз его суверенитету, территориальной целостности, национальной безопасности и обороне [19, с. 81].
Внешняя безопасность в контексте государственной измены не ограничивается системой поддержания государственной тайны, хотя и является ее основным компонентом, и передача такой информации иностранному государству может нанести огромный ущерб государственному суверенитету и национальной безопасности (политической, экономической и оборонной). Внешняя безопасность также определяется неприкосновенностью конституционной системы и территориальным иммунитетом государства в его отношениях с другими государствами.
Эти важнейшие сферы жизнедеятельности государства взаимосвязаны и, можно сказать, определяют «статус» внешней безопасности любого государства в системе мирового сообщества государств.
ГЛАВА 2
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ШПИОНАЖ
2.1 Объективная сторона шпионажа
В соответствии со ст. 358 УК шпионаж касается передачи, похищения, сбора или хранения в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям информации, представляющей государственную тайну, а также информации, представляющей государственную тайну других государств, переданных Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь, совершенной иностранным гражданином или лицом без гражданства [25].
Объектом шпионажа, а также государственной измены в виде шпионажа является внешняя безопасность Республики Беларусь. Его опасность заключается в том, что это преступление направлено на владение информацией другими государствами, с тем чтобы гарантировать интересы внешней (национальной) безопасности Республики Беларусь, которые квалифицируются как государственные секреты в Республике Беларусь [4].
Предмет шпионажа, также может быть скомпилирован с использованием другой информации, не связанной с государственной тайной, если она собрана специально по указанию иностранной информации для вредного использования в интересах Республики Беларусь. Такая информация может быть весьма разной по своему характеру, например, информация о ответственных лицах, их личных характеристиках, показателях экономического характера в различных отраслях промышленности, схемах крупных железнодорожных узлов, образцах почв, водах в той или иной определенной области. Эта информация обычно собирается, для разработки стратегических планов подрывной деятельности.
Объективная сторона шпионажа выражается в выполнении любого из действий, указанных в ст. 358 УК. В зависимости от субъекта преступления и получателя информации (получателя) различают два вида шпионажа [23, с. 209]. Первый вид шпионажа характеризуется тем, что:
- предмет шпионажа - это только информация, представляющая собой государственную тайну;
- преступление может быть выражено либо путем передачи такой информации иностранному государству, либо путем сбора, похищения или владения такой информацией;
- получателем государственной тайны является иностранная страна, иностранная организация или их представители.
ГЛАВА 3
РАЗГРАНИЧЕНИЕ СОСТАВОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ И ШПИОНАЖА ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Все развитие нашей истории показывает, что государство не может обойтись без норм, защищающих его основы и авторитет. Ни одно правительство не хочет, чтобы его охватили и топтали, поэтому оно вынуждено принять меры для обеспечения его безопасности [8]. Эти меры проявляются главным образом в создании механизма, который нейтрализует разрушение власти (группа лиц, находящихся у власти). И этот механизм, в свою очередь, нуждается в поддержке, питательной среде, позволяющей ему достичь своей цели.
Такой поддержкой является закон - система обязательных социальных норм, охраняемая государственной системой принуждения, которая юридически регулирует социальные отношения во всем обществе. Нормы уголовного права, которые отвечают за защиту государства и неприкосновенность правящих лиц, занимают видное место среди статей закона, которые обеспечивают защиту личности, имущества и управления, а также интересов государственной службы.
Преступления против государства представляют собой преднамеренные и социально опасные действия, наносящие ущерб внешней или внутренней безопасности государства. Общим объектом преступлений против государства является система отношений, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю безопасность государства как политического учреждения суверенной власти на той или иной территории, созданная на основе утвержденных конституционных норм и принципов [9, c.185].
Государственная безопасность - это состояние защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства от внутренних и внешних опасностей. Жизненно важные интересы признаются как совокупность потребностей, удовлетворенность которых надежно гарантирует существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
По закону основными объектами безопасности являются: человек - его права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный порядок, суверенитет и территориальная целостность.
Главной темой обеспечения безопасности является государство, выполняющее функции в этой области через законодательные, исполнительные и судебные органы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в настоящей курсовой работе теоретическое исследование позволило сформулировать следующие выводы.
Видовым объектом преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления, обусловившим объединение рассматриваемых деяний в самостоятельную классификационную группу, как уже отмечалось, являются основы конституционного строя и безопасности государства.
Непосредственными объектами этих преступлений в зависимости от характера действий выступают внешняя или экономическая безопасность государства, обороноспособность, суверенитет, территориальная неприкосновенность и пр.
Степень опасности анализируемой группы преступлений остается высокой, о чем свидетельствует отнесение законодателем более половины составов к числу особо тяжких преступлений.
Измена государству занимает особое место среди преступлений против государства и даже в самых демократических политических режимах влечет за собой строгую уголовную ответственность. В социальном и правовом смысле предательство представляет собой особый акт государственной измены гражданином интересов своего государства в областях, гарантирующих (гарантирую) внешнюю безопасность государства.
Это преступление имеет прямое отношение к внешней безопасности государства в их сложном проявлении, то есть обеспечивает защиту жизненно важных интересов государства от внешних угроз государственному суверенитету, территориальной целостности, национальной безопасности и обороне.
Объективная сторона государственной измены может быть выражена в четырех формах:
- в форме выдачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям государственной тайны;
- в форме шпионажа;
- в виде перехода со стороны противника во время войны или вооруженного конфликта;
- в форме помощи иностранному государству в осуществлении враждебной деятельности против Республики Беларусь путем совершения преступлений против государства по просьбе органов или представителей иностранного государства.
1. Акуленок, Н. А. Понятие уголовно-правовой ответственности / Н. А. Акуленок, Материалы БГУ. – 2016. – С. 37-39.
2. Ахраменка, Н. Ф. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие / Н. Ф. Ахраменка [и др]; под ред. Н. А. Бабия, И. О. Грунтова. - Минск: Новое знание, 2002. – 912 с.
3. Бабий, Н. Н. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть : учеб. пособие / Н. А. Бабий. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2006. – 535 с.
4. Буйницкая, О. М. Государственная измена и шпионаж: основные квалификационные признаки / О. М. Буйницкая, Материалы БГУ. – 2015. – С. 51.
5. Ваулина, Т. А. Уголовное право. Особенная часть / Т. А. Ваулина, П. К. Волостнов. – М. : НОРМА-ИНФРА·М, 1998. – 755 с.
6. Гаухман, Л. Д. Уголовное право : Часть Общая. Часть Особенная : учеб. / Л. Д. Гаухман, Л. М. Колодкина, С. В, Максимова. – М. : Юриспруденция, 1999. – 784 с.
7. Грачева, Ю. В. Уголовное право. Особенная часть: учебник / Ю.В. Грачева и др. – М.: Проспект, 2012. – 511 с.
8. Гринько, С. Д. История развития уголовного законодательства об ответственности за преступления против национальной безопасности России / С.Д. Гринько // История государства и права. – 2008. – №5. – С. 18.
9. Дьяков, С. В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность / С. В. Дьяков. – М.: Норма, 1999. – 351 с.
10. Ким, Е. В. Уголовно-правовая характеристика государственной измены // Е. В. Ким, А. В. Ким, К. А. Зуева Ученые записки ТОГУ. – 2014. – № 4. – Том 5. – С. 397-400.
11. Круглов, В. А. Уголовное право. Особенная часть: курс лекций. // В. А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2012. – 591 с.
12. Кулев, А. Г. Преступления против внешней безопасности государства: вопросы законодательной техники и дифференциации ответственности. Автореф. дис….канд. юр. наук : 12.00.08. – Самара, 2009. – 20 с.
13. Лукашов, А. И. Уголовный Кодекс Республики Беларусь. Сравнительный анализ и комментарий / А. И. Лукашов, Э. А. Саркисова. – Минск : Тесей, 2000. – 319 с.
14. Мороз, В. В. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / В. В. Мороз. – Минск : Амалфея, 1997. – 227 с.
15. Муравьев, К. Р. Уголовная ответственность: понятие, виды, освобождение от уголовной ответственности / К. Р. Муравьев // Материалы 74-ой научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов юридического факультета БГУ. – Минск, 2017. – С. 78-86.
16. О Государственной границе Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 21 июля 2008 г., № 419-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск. 2014.
17. О государственных секретах: Закон Респ. Беларусь, 19 июля 2010 г., № 170-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2014.
18. О некоторых вопросах в сфере государственных секретов: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 фев. 2011 г., № 68 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2014.
19. Примаченок, А. А. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / А. А. Примаченок. – Минск: Молодежное, 2009. – 152 с.
20. Рарог, А. И. Квалификация преступлений по субъективным признакам / А. И. Рарог. – СПб.: Изд-во «Юрид. центр. Пресс», 2002. – 421 с.
21. Расторопов, С. В. Преступления против государства. Субъективная сторона / С. В. Расторопов // Закон и право. – 2003. – № 9. – С. 61–65.
22. Рябчук В. Государственная измена и шпионаж. Уголовно-правовое и криминологическое исследование. // В. Рябчук. – М: Юридический центр, 2007. – 1060 с.
23. Саркисова, Э. А. Уголовное право. Особенная часть: учеб. пособие / Э. А. Саркисова. – Минск, 2005. – 350 с.
24. Трунов, И. Л. Правовое регулирование государственной тайны / И. Л. Трунов, Л. К. Трунова // Юрист. – 2002. – № 8. – С. 15.
25. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 24 окт 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2014.
26. Хомича, В. М. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.]; под ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. – 2-е изд., с изм. и доп. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.