ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО РАВНОПРАВИЯ ГРАЖДАН
ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАК СИСТЕМНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИНСТИТУТА РАВНОПРАВИЯ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ РАВНОПРАВИЯ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Все современные демократические государства признают существование важной проблемы неравенства в обществе, которая, в зависимости от конкретного критерия, взятого за основу, имеет свои особенности, причины и решения. Поэтому принцип равноправия признается ключевым в институте прав и свобод человека и гражданина, и поэтому он закреплен в большинстве конституций.
В конституционном праве существуют две аналогичные концепции: равенство и равноправие. Первый включает в себя идентичный набор прав и обязанностей для всех лиц, который обеспечивает такое же правовое положение граждан перед законом, а второе характеризуется совпадением только сферы прав, являясь, таким образом, более узкой концепцией. Однако законодатели часто идентифицируют эти термины, и поэтому в конституциях разных стран с похожим смысловым содержанием можно найти в качестве подкрепления принципа равенства и принципа равноправия. Они формулируются непосредственно (положительно) или в форме запрета дискриминации, а иногда и в обоих направлениях.
Таким образом, Конституция Республики Беларусь, равно как и равенство всех перед законом и судом, закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения , имущественного и официального статуса, места жительства, отношения к религии, убеждениям, общественным объединениям и другим обстоятельствам; устанавливает запрет на любую форму ограничения прав граждан по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; а также предусматривает равные права, свободы и возможности для их реализации мужчин и женщин.
В науке о конституционном праве нет единства как по отношению к термину (равенство или равенство), так и по содержанию такого принципа. Согласно В.В. Лазарев, юридическое (формальное) равенство всех перед законом означает: равенство прав и свобод человека и гражданина (равенство прав); равенство юридических обязанностей граждан и других лиц; равные основания для юридической ответственности за нарушение закона; равенство перед судом (равное правосудие для всех).
Стоит отметить, что равноправие носит декларативный характер без подкрепления социальным равенством, т. е. равенством социальных возможностей, что подразумевает равную способность каждого человека достичь желаемой позиции в обществе на основе его предприимчивости, таланта, интеллектуальных качеств.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО РАВНОПРАВИЯ ГРАЖДАН
Ж.-Ж. Руссо, утверждал, что принципу равенства должно быть подчинено все, а задача власти является обеспечение такой формы общественного устройства, которая бы гарантировала свободу и равенство всех членов общества. Он является основоположником теории равенства личностей. Происхождение государства с общественным договором связывала школа естественного права. Такое происхождение было основано на общем соглашении свободно самоопределяющихся индивидов. Состояние равенства и свободы личности как естественное, соответствующее природе человеческой сущности (наиболее яркий представителем данного подхода является Г. Троций).
По мере деления человеческого общества на классы, проблема равноправия обострялась. Это связано, прежде всего, с появлением рабовладения. Для данной системы было характерно проникновенное неравенство, которое означало полное бесправие рабов, которых считали «говорящим орудием». Общественное неравенство в античную эпоху распространялось также на бедные слои господствующего класса [16].
Идеи равноправия наряду с принципами свободы, конституционализма, верховенства права и подотчетности должностных лиц перед народом как основы построения справедливого общества прозвучали в Конституции США и американском Билле о правах в эпоху зарождения капитализма.
В настоящее время принцип равенства прав, свобод и обязанностей является такой категорией, которая относится ко всем правам и свободам и устанавливает обстоятельства и уровень их применения.
Равенство можно определить в трех аспектах в философском смысле, в качестве общего принципа права и в качестве принципа конституционного права. В первом смысле идея равенства между людьми была известна еще в античные времена, и под ними понималось равенство существования людей в условиях демократии, в условиях жизни организованного общества, как бы некий идеал бытия. Уже в те времена была высказана идея о юридическом и фактическом равноправии. «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» [9, с. 231].
Равенство как общий принцип права был выдвинут в период буржуазных революций и относился к статусу физических лиц.
ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАК СИСТЕМНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИНСТИТУТА РАВНОПРАВИЯ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Понятие «статус» используется для определения роли и места субъекта (лица, гражданина, юридического лица) в системе правовых отношений, в обществе или государстве. Часто используется другой, по существу идентичный правовому статусу, понятие «правовой статус».
В правовой литературе правовой статус часто коррелирует с правами, свободами и обязанностями граждан (людей). По моему мнению, правовой статус по своей сути не относится к совокупности прав, свобод и обязательств, поскольку эта совокупность сама по себе не дает полной картины юридического статуса человека. Существует точка зрения, что статус (правовой статус) является сложным государственно-правовым институтом, в котором права, свободы и обязанности граждан являются лишь неотъемлемой частью, я считаю, что эта точка зрения может быть поддержана.
Основой правового статуса личности является конституционно-правовой статус [2, с. 87].
Среди международно-правовых актов, касающихся прав и свобод человека, наиболее значимыми источниками, отмеченными выше, являются Международный билль о правах человека, включая Всеобщую декларацию прав человека 1948 года. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 года (два факультативных протокола к нему) [6, с. 95].
Законодательством Республики Беларусь, в первую очередь Конституцией Республики Беларусь и законами, закреплены и разработаны основные и наиболее весомые нормы и принципы Международного билля о правах человека, такие как: о человеке, его правах и свободах как высшая ценность общества и государства; о равенстве всех перед законом; о праве на жизнь и ее защите; о праве на достойный уровень жизни; о целостности человека; презумпция невиновности; право на труд; право на объединение; право на социальное страхование и т. д.
Понятие «статус» используется для определения роли и места субъекта (лица, гражданина, юридического лица) в системе правовых отношений, в обществе или государстве. Часто используется другой, по существу идентичный правовому статусу, понятие права «правовой статус».
ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ РАВНОПРАВИЯ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Равноправие граждан Республики Беларусь как принцип формального равенства или формально равной свободы каждого члена общества во всех сферах жизни будет иметь только определенную социальную ценность, если оно будет дополнено, в первую очередь, специальными гарантиями.
Главной целью гарантий, прежде всего, является создание такой благоприятной среды, благодаря которой правовой статус отдельного лица, и особенно его прав и свобод, станет основной позицией каждого отдельного человека и гражданина.
Несомненно, гарантии - это то, что больше всего характеризует права, свободы и обязанности гражданина Республики Беларусь. Конституционный статус является основой равенства граждан. Именно по этой причине каждое фундаментальное право, как компонент конституционного статуса, выражает равенство граждан в форме равных правовых возможностей для получения соответствующих выгод. Исходя из этого, мы можем с уверенностью сказать, что гарантия прав и свобод означает одновременно гарантию равных прав граждан [21].
Итак, как указано в ст. 21 Конституции, обеспечение прав и свобод граждан объявляется высшей целью государства. Другим основополагающим положением Конституции, как уже отмечалось, является признание в нем равенства всех перед законом и права каждого без какой-либо дискриминации на равную защиту их прав и законных интересов (статья 22 Конституции) [7].
Особенностью Конституции является то, что она содержит гарантийный механизм для обеспечения прав, свобод и обязанностей граждан. Гарантии прав, свобод и обязанностей граждан - условия и средства, обеспечивающие их реализацию.
Существуют конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей:
1. гарантийный механизм, который закреплен в статьях Конституции, провозглашающих права и свободы самих граждан;
2. специальные конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей граждан. Особыми положениями являются положения, закрепленные в статьях 58-62 Конституции [7].
Существует еще одна классификация гарантий прав: политическая, социально-экономическая и правовая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принцип равноправия был известен еще в древности, поэтому он не является современным изобретением юридической науки. Однако в те времена он существовал в несколько ином виде и содержательном наполнении. Равенство прав и обязанностей само по себе носит не абстрактный, а, скорее всего, исторически конкретный характер. Требование соотношения, сравнение, а также сопоставления прав, обязанностей членов одной социальной группы людей «с правами и обязанностями другой всегда предполагалось на любой степени общественного развития. Большинство исследователей характеризуют равноправие как составную часть универсального принципа справедливости, рассматривая требование равенства (поступать одинаково в одинаковых условиях) как главный его элемент. Равноправие является одним из основных, наряду со свободой идеалов справедливого общественного устройства.
Определение понятия равноправия граждан состоит в выявлении не только его этимологии, исторических корней происхождения, но, также социальных и правовых аспектов указанного явления. Именно поэтому данное понятие следует различать как термин и как понятие. Термин может абсолютно остаться таким же, однако то, что означает само понятие, его фактическое содержание, с течением определенного периода времени может претерпеть те или иные изменения, порой довольно значительные. Это зависит, прежде всего, от преобладающих ценностно-мировоззренческих и идеологических ориентаций, от юридических теорий, общественных традиций, социального и правового опыта, которые получили приоритетное значение в данном обществе и государстве.
Равенство или равноправие в терминах права означает формальное равенство или формально определенную равную свободу всех членов общества одного порядка. В целом, так, и вообще, принцип равенства сам по себе раскрывается в Конституции Республики Беларусь. А именно: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущества, статуса, места жительства, отношения к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Обеспечение полноценного равноправия и справедливости в отношениях между людьми является одной из основных проблем для любого современного государства и общества.
На протяжении многих столетий одной из глобальных проблем социально-политической мысли было разъяснение сущности равноправия и самого понимания равенства людей и способов их реализации.
1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., в ред. Решения Республиканского референдума от 17 октября 2004 № 1 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - № 188. - 1/6032.
2. О ратификации Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств: постановление Верховного Совета Респ. Беларусь, 10 декабря 1991, N 1296-ХП // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
3. Об образовании Союзного государства: Договор Респ. Беларусь и Рос. Федерации, 24 декабря 1999 г., № 343-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 4. - 2/118.
4. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 февр. 2000 г., № 370-3: (ред. от 04.06.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
5. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: Кодекс Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 417-3: в ред. от 13.07.2012, с изм. и доп. от 4 января 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
6. О воинской обязанности и воинской службе: Закон Респ. Беларусь, 5 ноябр. 1992 г., N 1914-XII: в ред. от 04.01.2014 N 100-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
7. Об обороне: Закон Респ. Беларусь, 3 ноябр. 1992 г., № 1902-XII: в ред. от 04.01.2015 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
8. О национальных меньшинствах в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 11 ноябр. 1992 г., N 1926-XII: в ред. от 07.05.2007 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
9. Василевич, Г. А. Права человека: пособие для студентов юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г. А. Василевич, А. В. Шавцова. -Минск: БГУ, 2006. - 248 с.
10. Василевич Г.А. Конституционные основы имплементации международных договоров Республики Беларусь и норм интеграционного права / Г.А. Василевич, С.Г. Василевич; Белорусский государственный университет. - Минск: Право и экономика, 2015. - 203 с.
11. Василевич Д.Г. Соматические (личностные) права. Минск: МИТСО, 2013. - 120 с.
12. Влияние международного права на национальное законодательство / отв. ред. Т.Я.Хабриева и Ю.А.Тихомиров. - М.: ИД «Юриспруденция», 2007. - 488 с.
13. Головко, А. А. Теоретические основы демократии (конституционно-правовой аспект) / А. А. Головко. - Минск: Амалфея, 2003. -180 с.
14. Демичев, Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. Выш. шк., 2004. 351 с.
15. Капранова, Ю. В. Конституционные основы равноправия граждан Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Ю. В. Капранова. Ростов-на-Дону, 2001. 189 с.
16. Кленов, А. Л. О конституционно-правовой природе принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от языка / А. Л. Кленов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. № 5. – 2011. – С.76-80.
17. Кодавбович,В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В. А. Кодавбович, В. А. Круглов. Минск: Амалфея, 2007. – 528 с.
18. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
19. Всеобщая декларация прав человека: принятая и провозглашенная Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. – Минск: Представительство ООН в Республике Беларусь, 2000. – 30 с.
20. Маклаков, В. В. Конституционное право зарубежных стран / В. В. Маклаков. Москва: Волтрес Клувер, 2006. 896 с.
21. Масловская, Т. С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр. / Т. С. Масловская. 4-е изд., перераб. Минск: ТетраСистемс, 2012. 224 с.
22. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 дек. 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17.
23. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 дек. 1966 г. // Ведомости Верхов. Совета СССР. – 1976. – № 17.
24. [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа : https://students-library.com/library/read/71186-deklaracia-prav-celoveka-i-grazdanina-konstitucia-1793-g-francii
25. [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-priznaki-pravovoy-otvetstvennosti-za-narushenie-printsipa-ravenstva-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-ukraine
26. [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа : http://europeancourt.ru/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-drugie-oficialnye-dokumenty/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-osnovnyx-svobod/
27. О конституционном судопроизводстве: Закон Грузии, 21 марта 1996 года // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.constcourt.ge/index.php?sec_id=92&lang_id=ENG;
28. Масловская, Т.С. Компетенция специализированных органов конституционного контроля: Республика Беларусь и зарубежный опыт / Т.С. Масловская // Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции : материалы Республиканской науч.-практ. конференции, Минск, 11-12 марта 2008 г. – Минск: Веды, 2008. –С.101–102
29. Василевич, Г.А. Конституционный Суд в системе органов, осуществляющих защиту прав и свобод граждан Республики Беларусь / Г.А.Василевич // Право и кроме того демократия: Сб. науч. тр. Вып. 15. / Редкол.: В. Н. Би П68 било (гл. ред.) и др. Мн.: БГУ, 2004. – С. 14–24.
30. Абрамовiч, А.М. Канстытуцыйная рэформа: праблемы i перспектывы / А. М. Абрамовiч // Веснiк БДУ. Сер. 3. – 1996. – №3. – С. 81–84.
31. Пугачев, А.Н. Особенности юридической природы заключений Конституционного Суда о фактах систематического или грубого нарушения Палатой Представителей или Советом Республики Национального Собрания Конституции Республики Беларусь кроме того / А.Н. Пугачев // Право и демократия : cб. науч. тр. Вып. 22 / редкол. :В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2011. – С. 47–59.