ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
1.1 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
1.2 ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
ГЛАВА 2 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
2.1 СПОРЫ ОБ УЧАСТИИ ОТДЕЛЬНО ПРОЖИВАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
2.2 СПОРЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ИНЫМИ ЛИЦАМИ, СВЯЗАННЫЕ С УЧАСТИЕМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Содержание детей, права и обязанности родителей – основа законодательного регулирования отношений между родителями и детьми. Очевидно, что содержание детей, а также надлежащее их воспитание – необходимость в современном обществе.
Необходимость в особой защите ребенка впервые была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года и признанной во Всеобщей декларацией прав человека в Конвенции о правах ребенка, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и ратифицированные Республикой Беларусь 1 октября 1990 года, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций касающихся благосостояния детей.
Документом, объявляющим общепринятые принципы в рамках защиты прав детей, является Декларация о социально-правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей для принятия и принятия на национальном и международном уровнях, принятых Генеральная Ассамблея ООН 3 декабря 1986 года [2, c. 85].
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитываться в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН: в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.
Государства-участники Конвенции о правах ребенка должны уважать и обеспечивать все права, предусмотренные Конвенцией, для каждого ребенка, находящегося под их юрисдикцией, без какой-либо дискриминации независимо от расы, пола, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущества, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или любых других обстоятельств.
Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выраженных мнений или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или других членов семьи.
Все действия, касающиеся ребенка, должны полностью учитывать его интересы. Государство должно обеспечить надлежащую заботу о ребенке, если родители или другие лица, на которые возложена такая ответственность, этого не делают [5, c. 78].
ГЛАВА 1
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
1.1 Основания возникновения прав и обязанностей родите¬лей по воспитанию детей
Защита прав и свобод человека и гражданина является важнейшей задачей государства. Государственное регулирование семейных отношений, в том числе по императивному методу, направлено на защиту прав и свобод детей и родителей. Это положение следует рассматривать не только в отношении обязанностей родителей, но и в отношении их прав. В то же время эти права приписываются законодателем основным правам и свободам человека и гражданина, что позволяет им подчеркивать их особые свойства неотъемлемости и естественного характера, которые придают им особое значение и фундаментальный характер.
Конституция провозгласила признание, соблюдение и защиту прав человека и гражданина в качестве обязанности государства.
Высокий правовой статус прав родителей также требует соответствующего уровня их законодательного регулирования, включая повышенную юрисдикционную защиту.
Кроме того, следует отметить, что эта тема весьма актуальна для современной реальности из-за того, что социально-правовой характер современных семейных отношений, связанный с трансформацией традиционной семейной модели, увеличение числа фактических браков без их официальной регистрации и, как следствие, детей, родившихся в результате зарегистрированного брака, что порождает как новые формы родительских отношений, так и другие модели осуществления родительских прав и обязанностей.
Законодатель в соответствии с международными стандартами исходит из принципа приоритетности защиты прав и интересов несовершеннолетних детей и предусматривает специальные правовые меры, направленные на защиту и защиту прав и интересов детей, особенно в отсутствие согласия родителей в вопросах, связанных с осуществлением образования, содержания детей.
Наличие в КоБС отдельной главы, регулирующей права несовершеннолетних детей, – «Права несовершеннолетних детей», является свидетельством изменения ранее существовавшего традиционного подхода к детям как к пассивным субъектам семейного права.
ГЛАВА 2
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
2.1 Споры об участии отдельно проживающих родителей в воспитании детей
Как законные представители, опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия [9, ст. 34].
Законными представителями несовершеннолетних являются:
- в соответствии со стст. 27, 32 и 33 ГК Республики Беларусь – родители, усыновители, опекуны, попечители [9];
- в соответствии со ст. 73 КоБС – родители, а также в соответствии с частями первой и второй ст. 160 КоБС – опекуны и попечители;
- в соответствии с п. 3 ст. 1 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь–родители, усыновители, опекуны, попечители, организации, на попечении которых находится несовершеннолетний [19];
- в соответствии с частью первой ст. 33 Кодекса Республики Беларусь об образовании – родители, усыновители, опекуны, попечители [10].
В соответствии с частью первой ст. 160 КоБС, опекуны совершают от имени и в интересах несовершеннолетних все необходимые сделки. Попечители, согласно частям второй и третьей ст. 160 КоБС, оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, дают согласие на совершение тех сделок, которые по закону несовершеннолетний не вправе совершать самостоятельно, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Разный объём полномочий опекунов и попечителей напрямую зависит от объёма дееспособности несовершеннолетних, находящихся под опекой либо попечительством [11, с. 31].
Так, в соответствии с п. 2 ст. 27 ГК [9], за несовершеннолетних в возрасте до 14 лет сделки могут совершать от их имени только их законные представители, за исключением сделок, которые такие несовершеннолетние вправе совершать самостоятельно:
1) мелкие бытовые сделки;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По законодательству семейно-правовая ответственность может наступить для родителей не как следствие результатов их воспитания, не за то, каким вырастает ребенок, а за применение запрещенных приемов и методов воспитания. Такие действия родителей, причиняющие вред интересам ребенка, могут служить основанием лишения родителей родительских прав, ограничения их прав на воспитание ребенка.
Само право на воспитание заключается в предоставлении возможности обоим родителям лично воспитывать своих детей. При этом родители имеют преимущественное право на воспитание перед всеми другими лицами.
Одной из ключевых обязанностей родителей в воспитании ребенка является необходимость обеспечения базового общего образования, которое составляет 9 классов средней школы. Родителям предоставляется выбор типа учебного заведения и формы обучения. При решении таких вопросов родители должны действовать сообща и руководствоваться интересами детей. Кроме того, родители должны руководствоваться не только своими убеждениями, но и мнением ребенка. Однако в связи с вышесказанным и отходом от традиционной модели семьи возникают трудности при обеспечении согласованного решения.
С давних времен расторжение брака являлось причиной возникновения других различных гражданско- правовых споров. Например, если у супругов имеются общие несовершеннолетние дети. В таком случае, суд должен решить с кем из супругов должен проживать ребенок и установить условия участия в жизни ребенка другого супруга. Стоит отметить, если у супругов двое и более детей, то вопросы должны быть решены в отношении каждого из них.
Защита личных неимущественных прав супругов при расторжении брака наиболее эффективно проходит в суде, так как суд всегда учитывает специфику семейных дел и сложность брачных отношений.
На основании исследования можно сделать следующие выводы:
1. Государственная политика Республики Беларусь в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сводится к тому, что данные дети были устроены в семью и воспитывались в ней, чтобы таким образом право ребенка на семью, закрепленное в Законе «О правах ребенка» было реализовано в полном объеме.
Приоритетной формой устройства детей является усыновление. Только в 2017 году количество усыновленных детей составило 3 097 детей. Большое количество детей принимаются в приемные семьи, опекунские семьи (в 2014 году – 1 757 детей).
1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 января 1999 г., № 238-З : принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г. : одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, благополучия детей, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1986 года // Сборник международно-правовых документов. – Минск : «Белфранс», 1999. – 152 с.
3. Декларация прав ребенка, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года // Права человека. Сборник международно-правовых документов. – Минск : «Белфранс», 1999. – 135 с.
4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 278-З : принят Палатой представителей 3 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.10.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицированная Республикой Беларусь 1 октября 1990 года // Права человека : Сборник международно-правовых документов. – Минск : «Белфранс», 1999. – 137 с.
6. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993года. //Судебный вестник – 1994. – №3.
7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
8. О гражданстве Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 1 августа 2002 г. № 136-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.12.2015 г. № 330-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. О правах ребенка [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 19 ноября 1993 г. № 2570-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.05.2016 г. № 362-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь от 22 июн. 2000 г., № 5 : в ред. Постановления Верхов. Суда Респ. Беларусь от 30.03.2017 г. № 3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. О практике применения судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов на детей [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь от 20 дек. 1991 г., № 12 : в ред. Постановления Верхов. Суда Респ. Беларусь от 24.12.2009 г. № 12 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. О практике рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь от 30 сент. 2004 г., № 11 : в ред. Постановления Верхов. Суда Респ. Беларусь от 27.09.2012 г. № 8 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
13. О судебной практике по делам об усыновлении (удочерении) [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь от 20 дек. 2000 г., № 9 : в ред. Постановления Верхов. Суда Респ. Беларусь от 30.03.2017 г. № 3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. О судебной практике по делам о лишении родительских прав [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь от 26 сент. 2002 г., № 7 : в ред. Постановления Верхов. Суда Респ. Беларусь от 30.03.2017 г. № 3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Официальный сайт Верховного Суда Республики Беларусь [Электронный ресурс] / 2017. – Режим доступа: http://www.court.gov.by/.
16. Пенкрат, В. И. Семейное право / В. И. Пенкрат. – Минск : Молодежное научное общество, 2007. – 120 с.
17. Санько, Н. Н. «Новый порядок усыновления» / Н. Н. Санько //Судебный вестник. – 2001. – С. 16–25.
18. Тадевосян, В. С. Семья и закон / В. С Тадевосян. – М. : «Знание», 2004. – 255 с.
19. Тихиня, В. Г. Семейное право : учеб.-метод. комплекс / М. Г. Бруй, В. Г. Тихини. – Минск : Издат. МИУ, 2006. – 220 с.
20. Тихиня, В. Г. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь о браке и семье / В. Г. Тихиня, В. Г. Голованов. – Минск : «Светоч», 2012. – 750 с.
21. Яцкевич, Н. Н. Закон и родители / Н. Н. Яцкевич. – Минск : «Беларусь», 2009. – 278 с.