ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Охрана конституционных прав и свобод человека и гражданина является приоритетной задачей любого современного государства и мирового сообщества в целом.
Современный этап конституционного развития Республики Беларусь характеризуется переменами, происходящими в жизни общества и государства. Одной из наиболее значимых идей современности является обеспечение прав и свобод личности как естественного, неотъемлемого и соответствующего человеческой природе свойства каждого индивида.
Большое значение придается основным правам и свободам человека и гражданина, которые соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. К таким правам относится и право человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Личные конституционные права и свободы граждан являются важнейшим элементом всей системы прав и свобод и во многом характеризуют степень цивилизованности общества и государства.
В числе личных конституционных прав, принадлежащих человеку, одно из ведущих мест занимает право на свободу и личную неприкосновенность, которое вместе с другими естественными правами составляет основу конституционного статуса личности и образует важнейший принцип осуществления всякой государственной деятельности.
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические положения, высказанные различными учеными и юристами.
Основной целью работы является изучение прав и свободу гражданина в Республике Беларусь.
В связи с этим поставлены следующие задачи исследования:
- охарактеризовать права и свободу человека и гражданина в Республике Беларусь;
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Республике Беларусь правовой статус личности определяется совокупностью прав и свобод человека и гражданина, которые отражены, в первую очередь, в Конституции. Статья 2 Конституции Республики Беларусь гласит, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [10].
Право – это наиболее уникальная социальная ценность, высокоэффективный и целесообразный обще социальный регулятор общественных отношений. Благодаря ему действиям людей придается организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. В цивилизованном обществе только право может обеспечить организованность общественной жизни, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность государственного управления [27, с. 147].
Вопрос о том, что такое право, в чем состоит его сущность, всегда рассматривается в юридической науке в качестве основного. Однако со временем понятие права менялось. Так, к примеру, Аристотель понимал право как это политическую справедливость, средневековые ученые под правом понимали божественное установление, Ж. Ж. Руссо определил право как общую волю. Л. Петражицкий под правом понимал веление, приказ государства и так потом [13, с. 69].
Современная юридическая наука понятие «право» употребляет в различных значениях. Во-первых, право есть социально-правовые притязания людей (например, право человека на жизнь). Такие притязания обусловлены непосредственно природой человека и общества и являются естественными правами.
ГЛАВА 2 ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Республика Беларусь как демократическое и правовое государство обеспечивает ее гражданам защиту и покровительство со стороны государства, так и за его пределами. При этом ст. 10 Конституции определено, что никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь либо права его изменить.
Обеспечение и защита прав и свобод в Республике Беларусь, согласно ст. 22 Конституции, осуществляются на принципе равенства. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. При этом, как указывает ст. 21 Основного закона, ограничение прав и свобод личности не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, на основании сказанного можно увидеть, что Конституция Республики Беларусь как основной закон государства гарантирует каждому не только наличие, но и непосредственную реализацию прав человека. Такие права и свободы человека обеспечиваются, главным образом, посредством их официального признания, что выражается в закреплении таких прав и свобод в нормативных правовых актах [3, с. 23]. Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания порядка как внутреннего, так и внешнего, который необходим для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией [10, ст. 59].
Наличие прав и свобод в нашем государстве подразумевает под собой их непосредственную защиту. Такие права и свободы человека могут быть нарушены в любой форме. Так, в частности, основной способ нарушения прав и основных свобод человека – это посягательство на них. Одним из таковых посягательств является преступление.
Понятие «защита прав и свобод» тесно связана с понятием «реализация прав и свобод».
ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Согласно статье 2 Конституции, человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью государства и общества. Это отражено в определении приоритетов административной и правовой защиты.
Так, согласно части 1 статьи 1.2 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее именуемого Кодексом об административных правонарушениях), одним из приоритетов законодательства об административных правонарушениях является защита личности, ее прав и свобод, поэтому неслучайно Особенную часть КоАП открывает глава 9 «Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина».
Административные правонарушения против прав и свобод человека и гражданина являются такими незаконными преступлениями (действиями или бездействием), которые наносят ущерб чести и достоинству человека, его правам и свободам, за которые административная ответственность предусмотрена в статьях главы 9 КоАП.
Административные штрафы за административные правонарушения, предусмотренные в гл. 9 КоАП может быть введен не позднее чем за два месяца с даты их совершения за продолжающееся нарушение-и не позднее чем за два месяца с даты его обнаружения или прекращения, когда такое нарушение закончилось до его обнаружения.
За совершение правонарушения, предусмотренного ст. 9.24 КоАП «Нарушение законодательства о книге замечаний и предложений», – не позднее трех лет со дня его совершения и шести месяцев со дня его обнаружения, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП «Нарушение авторских, смежных и патентных прав», – не позднее одного года со дня его совершения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность).
Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.
Отличить основные права и свободы человека от основных прав и свобод можно по следующим критериям:
− права и свободы граждан определённого государства предоставляются им на основании гражданства, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства;
− права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются на территории соответствующей страны вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства и гарантируются только по отношению к гражданам.
Понятия прав и свобод человека и прав и свобод соотносятся как часть и целое, так как они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при этом обладают различным объемом: права и свободы человека принадлежат всем без исключения, а у граждан определённой страны есть еще дополнительные гражданские права и обязанности (к примеру, гражданские права - право избирать и быть избранным в органы власти страны, иные политические права; гражданские обязанности - обязательная военная служба), которые возникают с приобретением гражданства, поэтому объем правомочий гражданина всегда несколько шире, чем объем прав человека.
Согласно ст. 2 Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
1. Байтин, М. А. О современном понимании права / М. А. Байтин // Журнал российского права. – 1999. – № 1. – С. 99-100.
2. Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
3. Василевич, Г. А. Права человека : пособие для студентов юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г. А. Василевич, А. В. Шавцова. – Минск : БГУ, 2006. – 247 с.
4. Воеводин, Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан / Л. Д. Воеводин. – М., 1972. – 300 с.
5. Гасанов, К. К. Конституционный механизм основных прав человека : монография / К. К. Гасанов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 431 с.
6. Дмитрук, В. Н. Теория государства и права : учебное пособие / В. Н. Дмитрук. – Минск : Амалфея, 1999. – 224 с.
7. Зиновьев, А. В. Права, свободы и обязанности человека и гражданина / А. В. Зиновьев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2008. – № 4 (40). – С. 42-48.
8. Ковалев, А. А. Международная защита прав человека : учебное пособие / А. А. Ковалев. – М. : Статут, 2013. – 591 с.
9. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. от 8 янв. 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
11. Крылатова, И. Ю. Механизм реализации и защиты прав человека в Российской Федерации : понятие, сущность, структура, формы / И.Ю. Крылатова // Научный ежедневник Института философии и права. – 2014. – Вып. 3. – С. 210–223.
12. Курскова, Г. Ю. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и их конституционная защита / Г. Ю. Курскова // Вестник Московского университета МВД России. – 2008. – № 7. – С. 56-59.
13. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства : учебник / В. В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001. – 520 с.
14. Матейкович, М. С. Субъективность избирательного права граждан в системе прав и свобод личности / М. С. Матейкович // Правоведение. – 2003. – № 1. – С. 31-39.
15. Мордовец, А. А. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А. А. Мордовец. – Саратов. 1996. – 287 с.
16. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 21 февр. 1995 г., № 3602-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. О прокуратуре Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. О свободе совести и религиозных организациях [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 17 дек. 1992 г., № 2054-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19. О средствах массовой информации [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 17 июл. 2008 г., № 427-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. Об утверждении Инструкции о порядке проведения судебно-медицинской экспертизы по определению степени тяжести телесных повреждений. - [Электронный ресурс]: Постановление Государственного Комитета Судебных Экспертиз Республики Беларусь 24 мая 2016 г. № 16. – Режим доступа: http://pravo.by/document/index.php?guid=12551&p0=T21603582 &p1=&p5=0.
21. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 20 декабря 2006 г. № 194-З [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 декабря 2006 г.: в ред. от 8 августа 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. Рустамов, А.А. Универсальность прав человека – важный фактор развития / А.А. Рустамов // Омбудсмен. – 2013. – № 2. – С. 16-19.
23. Саркисова, Э.А. О проблеме смертной казни в Республике Беларусь / Э.А. Саркисова // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2002. – № 2. – С. 50–55.
24. Семенова, А.Ю. Современное понимание прав и свобод человека и гражданина / А.Ю. Семенова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2006. – № 1. – С. 173-179.
25. Стремоухов, А.В. Правовая защита человека / А.В. Стремоухов. – М. : Норма, 2006. – 352 с.
26. Тархов, В.А. Гражданское право : курс лекций / В.А. Тархов. – Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 1997. – 331 с.
27. Тиковенко, А. Г. Общая теория государства и права : учебное пособие / Г.А. Василевич [и др.] ; под общ. ред. А.Г. Тиковенко. – Минск : Книжный Дом, 2006. – 320 с.
28. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г. № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.