ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ГОВОРЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Психологические и психолингвистические особенности чтения и говорения
1.2 Характеристика общих умений чтения и говорения ИЯ
1.3 Методический потенциал проектной технологии во взаимосвязанном обучении иноязычному чтению и говорению
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ГОВОРЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Комплекс заданий с использованием проектной технологии
2.2 Методическая разработка взаимосвязанного обучения чтению и говорению с использованием проектной технологии учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время целью обучения иностранным языкам в школе является обучение всем видам речевой деятельности (говорению, чтению, письму, аудированию). Главенствующими видами всегда считались такие виды речевой деятельности как говорение и чтение. Цель обучения говорению заключается в формировании навыков монологической, диалогической речи в соответствие с задачами и условиями коммуникации. А обучение чтению ставит перед собой цель развивать умения понимать разножанровые тексты, проникая в их смысл независимо от вида чтения. Обучение данным видам речевой деятельности является одной из главных проблем методики преподавания иностранному языку.
На современном этапе развития методики преподавания иностранного языка интерес к изучению и использованию новых технологий не угасает.
Проблема обучению чтению и говорению является не новой, она исследовалась раннее и была отражена в работах таких авторов как Т.В. Роговой, И.А. Зимней, А.А. Миролюбовой, С.Ф. Шатилова, Е.И. Пассова и многих других. Они описали принципы, этапы, методы, формы работы необходимые для обучения исследуемым видам речевой деятельности.
В последние годы все более широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод проектов. Соответственно актуальность исследования заключается в изучении применения проектной технологии для взаимосвязанного обучения говорению и чтению.
Исходя из актуальности исследования целью данной работы – исследовать возможности применения проектной технологии для взаимосвязанного обучения говорению и чтению ИЯ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. исследовать теоретические основы психологических и психолингвистические особенностей чтения и говорения;
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ГОВОРЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Психологические и психолингвистические особенности чтения и говорения
Для обучение любому языку необходимо знать и учитывать психологические особенности того вида речевой деятельности которому вы хотите обучить. Следовательно, мы рассмотрим психологические особенности чтения и говорения.
Говорение это продуктивный вид речевой деятельности (РД), с помощью которого совместно с аудированием происходит устно-речевое общение. При этом в тесном единстве реализуются все функции устного общения: информативная, регулятивная, эмоционально-оценочная и этикетная.
Процесс говорение сопровождается сложной мыслительной деятельностью, которая опирается на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Сложность данной деятельности может варьироваться от самой простой, начиная от выражения аффектного состояния простым восклицанием, обозначением чего-либо, ответа на вопрос и до самостоятельного развернутого монолога. Такой переход от слова к целому монологу обусловлен различной степенью участия мышления и памяти.
Ученые (Л.С. Выготский [4], А.А. Леонтьев [15]) выделяют три фазы структуры речевых действий: фаза планирования, фаза осуществления, фаза контроля.
Фаза планирования характеризуется формированием намерений. Появление речевой интенции зависит от того, что нас окружает, наших представлений и чувственных переживаний. Они являются базой предречевой фазы и содействуют формированию мысли.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ГОВОРЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Комплекс заданий с использованием проектной технологии
Специфика использования проектной методики на уроках иностранного языка вытекает из специфики самого предмета и из целей и задач, стоящих перед учителем. Как известно, огромное влияние на развитие языка какого-либо народа оказывает его культура. Поэтому, выбирая темы для проектной деятельности, учителя школ отдают предпочтение тем темам, которые содержат интересный и ценный для учащихся культурный, исторический материал о стране изучаемого языка.
Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к иностранному языку резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету [21].
Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к иностранному языку именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, мы можем сделать следующие выводы.
Использование проектной технологии в образовательном процессе является довольно молодой методикой, которая частично заменила элементы классно-урочной системы. На сегодняшний день призвана необходимость её применения в курсе изучения иностранного языка. Этому способствуют различные факторы в том числе стремление образовательной системы воспитывать всесторонне развитию личность, а также подготовить индивида к жизненным реалиям.
В процессе обучения английскому языку важно использование проектной технологии, как одного из эффективных новых методов совершенствования коммуникативных навыков на уроке английского языка, а применение разнообразных видов проектов помогают учителю организовать многоплановое проектное обучение, учитывая интерес учащихся и их возрастные особенности.
На среднем этапе взаимосвязанное обучение чтению и говорению является важным, так как усложняется проблематика речи и текст представляет собой стимул для обсуждения самых разных проблем, которые связанны с современной молодежной тематикой, с вопросами истории, географии и культурной страны изучаемого языка и своей собственной страны и т.д.
В ходе исследования также был разработан проект, который может быть применен на занятиях по изучению английского языка в 9 классах общеобразовательных учреждений. Проект называется «Family and friends: are there any problems?» и имеет своей целью не только взаимосвязанное обучение чтению и говорению, но также и воспитательные и общеобразовательные цели.
1. Андреасян, И.М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением / И.М. Андреасян // Замежные мовы у Республiцы Беларусь. – 2006. – №2. – С. 18–22.
2. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П.К. Бабинская и др. – Изд. 2-е, стер. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – С. 69–76.
3. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И.Л. Бим – М, Педагогика, 1988. – С. 86.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
5. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – 5-е изд. – М.: КомКнига, 2007. – 144 с.
6. Горчилина, Е.Е. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по иностранному языку / Е.Е. Горчилина. – М. : Дрофа, 2001. – 96 с.
7. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Педагогика, 1991. – С. 14.
8. Зимняя, И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 64–72.
9. Ительсон, Л.Б. Проблемы современной психологии учения / Л.Б. Ительсон. – М.: Знание, 1970. – 45 с.
10. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. – М.: Педагогика, 1973. – С. 67–75.
11. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. – М., Просвещение , 1973. – 224 с.
12. Князев, М.Н. Проблемы технологии обучения иностранному языку на современном этапе в западноевропейской методике / М.Н. Князев // ИЯШ. –2001. – № 4. – С. 105–107.
13. Ковшиков, В.А Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Ковшиков, В.П. Глухова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 318 с.
14. Коряковцева, Н.Ф. Обучение чтению на английском языке на I курсе языкового вуза / Н.Ф. Коряковцева. – М., 1980. – 175 с.
15. Леонтьев, А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 21–28.
16. Нехорошева, А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева // ИЯШ. – 2002. – № 1. – С. 18–21.
17. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / Е.И. Пассов. – Минск: Лексис, 2003. – 184 с.
18. Полот, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полот // Иностранные языки в школе. – 2000. – №3. – С. 3–9.
19. Сибирская, Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. - М., 1999. - Т.2. - С. 344-345.
20. Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка / О.В. Теслина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 41–46.
21. Чечель, И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3–10.
22. Шатилов, С.Ф. Виды и взаимодействие навыков и умений в иностранном языке. Иностранные языки в школе / С.Ф. Шатилов. – М.: Педагогика. – 1977. – № 4. – С. 44–51.