ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
1.1 Понятие образа и образа персонажа в художественном тексте
1.2 Средства создания образа персонажа
1.2.1 Описание действий, поступков
1.2.2 Описание внешности
1.2.3 Речевая характеристика
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЯЗЫКОВЫЕ МАРКЕРЫ РЕЧЕВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б. ШОУ «ПИГМАЛИОН»
2.1 Образ Хиггинса
2.2 Образ Пикеринга
2.3 Образ Элизы
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С возникновением новых стилей и изменением времени изменяются и обновляются и образы художественных текстов. Несомненно, то, что специфика художественных образов зависит и от личности автора, и от того, в каком историческом периоде и в рамках какого художественного направления и стиля было создано то или иное произведение. Каждое художественное произведение характеризуется особенностями авторского стиля, или идиостилем, своей системой образов, спецификой представления их читателю и т. д. Вследствие этого, а также читательского опыта, сформировавшейся системы ценностей и пр. у каждого из читателей складываются свои, индивидуальные, представления как о прочитанном произведении в целом, так и о каждом конкретном персонаже.
Каждое произведение создается с конкретной авторской целью: научить, поучить, воспитать, вспомнить, соотнести свою жизнь с историей персонажа, затронуть душу читателя, пробудив в нем чувства и эмоции. Очень часто эта цель достигается благодаря ярким запоминающимся героям и их поступкам. Большинство художественных произведений не обходится без героя, персонажа, образа, каждый из которых уникален и неповторим. Сочиняя образ, писатель пытается вырисовать его внешнюю и внутреннюю стороны, а в письменной речи это возможно сделать лишь словесно.
Исследованием данной темы в лингвистике и литературоведении занимались такие исследователи, как Л.И. Тимофеев, Н.В. Шевченко, В.А. Скиба и др.
Актуальность выбранной темы заключается в недостаточной разработке данной темы в отечественной лингвистике и литературоведении.
Цель курсовой работы – проанализировать языковые маркеры речевой характеристики персонажей в художественном тексте.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
1.1 Понятие образа и образа персонажа в художественном тексте
Понятие «образ» имеет очень широкий спектр значений. В первую очередь образ – это субъективная форма отражения объективной действительности в сознании человека. Для человеческого сознания характерно присутствие образов-впечатлений, представлений, воображения, памяти, умозаключений и многих других. Также понятию «образ» можно дать более узкое определение – образ как это конкретный облик целостного предмета, явления, человека.
Посредством человеческого мышления может быть создана особая форма мысли – художественный образ. Основное значение, функция и содержание образа искусства заключаются в том, что образ изображает в конкретном лике действительность, ее предметный, вещественный мир, человека и его среду, изображает события общественной и личной жизни людей, их взаимоотношения, их внешние и духовно-психологические особенности [9, c.82].
На протяжении длительного времени ведутся активные дискуссии относительно характера происхождения художественного образа: является ли он собранием впечатлений действительности или опосредован в процессе возникновения этапом абстрактного мышления.
В любой сфере искусства, не только в литературе, существует система образов. Ее формирование происходит на нескольких уровнях сознания, а именно чувств. Интуиции, воображения, логики, фантазии, мысли.
ГЛАВА 2 ЯЗЫКОВЫЕ МАРКЕРЫ РЕЧЕВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б. ШОУ «ПИГМАЛИОН»
2.1 Образ Хиггинса
Впечатление о Хиггинсе формируется под воздействием его авантюрного поступка, когда он ради спора взялся за обучение цветочницы фонетике. Этот поступок характеризует его как самоуверенного, но авантюрного человека, который не волнуют другие люди.
Отрицательный элемент характеристики данного персонажа складывается и из того, как он обращается к другим людям. Так свою неприязнь к Элизе он выражает с помощью эмотивных эпитетом unconcealed и intolerable.
Однако сам автор дает довольно лестную характеристику своему главному герою. Так в этом описании присутствуют:
- метафоры: With Higgins’s physique and temperament Sweet might have set the Thames on fire [16, c. 6].
- эпитеты, характеризующие его как профессионала своего дела: professionally, man of genius.
Автор описывает Хиггинса как человека лет сорока одетого с иголочки, также он еще раз делает упор на его образованности и профессионализме, характеризуя его следующим образом «violently interested in everything that can be studied as a scientific subject» [16, с. 19].
О характере Хиггинса можно судить по тому, как он относится к Элизе. Она для него эксперимент, удачное пари. При этом Элиза для него не более, чем игрушка, веселая забава.
HIGGINS (to Pickering as they go out together). Let’s take her to the Shakespeare exhibition at Earls Court [16, с. 56].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественный образ можно рассматривать как компонент языкового пространства текста.
Формирование художественного образа зависит от лингвистических и экстралингвистических факторов. Кроме того, есть точка зрения, что художественный образ – это результат коммуникативной ситуации, которая зависит от цели, личности и настроения участников.
Следует отметить, что понятие «художественный образ» складывается из различных компонентов. Поэтому для достижения максимальной объективности анализ художественного образа всегда следует начинать с общей картины и структуры художественного текста, времени изображаемого действия и, обязательно, с описания и характеристики явлений и героев.
Проанализировав языковые маркеры речевой характеристики персонажей произведения «Пигмалион» Б. Шоу, можно сделать следующие выводы.
Автор использует при создании образов своих героев использует такие средства, как портретное описание (описывая, например, возраст, одежду и т.д.), описание персонажей по средствам их действий и поступков, а также применяет такие языковые средства как, например, метафоры, эпитеты. Немаловажна также оценка, которую дают героям другие персонажи пьесы.
Так, своего главного героя Б. Шоу описывает как с помощью портретного описания, так и с помощью языковых характеристик, например, эпитетов, метафор, сравнения. Важным средством создания образа Хиггинса является также его поведение, отношение к другим людям. В тексте явно прослеживается эгоцентризм главного героя. С одной стороны, автор показывает нам талантливого преподавателя английской фонетики, с другой – мы видим человека, преисполненного предвзятого отношения к людям, которых он считает ниже себя. Это отражено в употреблении эмоционально окрашенной лексики, повелительном наклонении в форме запрета.
1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М., 1969. – 608 с.
2. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Человек в мире слова. – Москва, 1995. – с. 22-67.
3. Борисова, Е.Б. Художественный образ в британской литературе ХХ века: типология, лингвопоэтика, перевод: дисс. … докт. филол. наук / Е.Б. Борисова. – Самара, 2010. – 383 с.
4. Волков, И.Ф. Творческие методы и художественные системы / И.Ф. Волков. – М.: Искусство, 1978. – 264 с.
5. Есаулов, И.А. Эстетический анализ литературного произведения / И.А. Есаулов. – Кемерово: Кемеровский гос. у-тет, 1991 – 90 с.
6. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. – Назрань: Пилигрим, 2010. – 486 с.
7. Квятковский, А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. – М.: Сов. энциклопедия, 1966. – 376 с.
8. Краткая литературная энциклопедия. Т. 5. / под ред. А.АК. Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 1048 с.
9. Рыженина, И.А. Феномен образного мышления в пространстве личностной структуры общества / И.А. Рыженина // Вопросы духовной культуры: философские науки. — М., 2005. — 120 с.
10. Скиба, В.А. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / В.А. Скиба, Л.В. Чернец. — М.: Академия, 2000. — 556 с.
11. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1976. – 448 с.
12. Титовская, С.Л. Выразительные средства, используемые при описании внешности героев, и способы их перевода на русский язык / С.Л. Титовская // Актуальные вопросы филологической науки XXI века. – 2014. – С. 241–245.
13. Хализев, В.Е. Теория литературы: учеб. для студ. высш. проф. образ. / В.Е. Хализев – М.: Академия, 2013. – 432 с.
14. Чернышевский, Н.Г. Критический взгляд на современные эстетические понятия / Н.Г. Чернышевский // Н.Г. Чернышевский Полное собрание сочинений: В 15 т. – Т. 2. – М.: Гослитиздат, 1949. – С. 127–158.
15. Шевченко, Н.В. Основы лингвистики текста / Н.В. Шевченко. – Москва: Приор-издат, 2003. – 160 с.
16. Shaw, B.G. Pygmalion [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kkoworld.com/kitablar/Bernard_Shaw_Secilmis_eserler_eng.pdf.