Введение
Глава 1. Стилистическая вариативность публичной речи
1.1. Виды публичных выступлений
1.2. Экстралингвистические факторы формирования официально-деловой речи
1.3. Языковая специфика официально-деловой речи
Глава 2. Прагматика устного публичного сообщения
2.1. Прагмалинвистика
2.2. Языковые средства формирования публичного воздействия
Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Современные исследования звучащей речи показывают, что полноценное описание просодии устного речевого дискурса невозможно без учета просодического варьирования, обусловленного экстралингвистическим контекстом, или ситуацией общения. Как известно, просодия способна придавать сообщению определенную стилистическую окрашенность, причем сверхсегментные фонетические средства могут вступать во взаимодействие с лексико-синтаксическими средствами или выступать самостоятельно.
Фоностилистические исследования последних десятилетий позволили сформировать представление о закономерностях просодического варьирования в звучащей речи и разработать различные типологии фонетических (интонационных) стилей.
Хотелось бы отметить, что традиционные фоностилистические исследования, как правило, включают три этапа: выявление и описание ситуативных (контекстных) факторов; описание типичных просодических характеристик; функциональная интерпретация соотношения между экстралингвистическими факторами и просодическими особенностями устного речевого дискурса. Таким образом, ключевая проблема состоит в том, чтобы установить, какие именно компоненты ситуации общения оказывают влияние на выбор говорящим определенных просодических единиц, которые, превалируя в звучащем тексте, образуют его фоностилевое своеобразие и в конечном итоге его фоностилевую принадлежность [1, с. 23] .
Не менее важным фактором на влияние выбора просодических единиц в речи является цель сообщения говорящего, какого эффекта он хочет добиться при помощи своего выступления. В данной работе будет проведено теоретическое исследование публичной речи, выбора языковых средств в речи, стилистическая вариативность выступления, особенности такого официально-делового стиля и экстралингвистические факторы, влияющие на формирование официально-деловой речи.
ГЛАВА 1.СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
1.1 Виды публичных выступлений
Особенности стилистики, т.е. комплекс лексических и функциональных форм и структур, которые наиболее подходят для ситуации общения, влияют на вариативность языковых явлений в речи.
Несомненно, от цели напрямую зависит язык и стиль публичного выступления, его структура, эмоциональная составляющая и подбор вырази-тельных средств, которые могут существенно отличаться друг от друга. Так например можно отметить, что доклады зачитываются ровным безэмоциональным тоном, стиль изложения – деловой, содержание – сухие факты и цифры. Поздравление или тост зачитываются в торжественном стиле, адресно, с использованием яркой образной речи, юмора и художественных средств выразительности [2, с. 5].
В зависимости от цели мы можем выделить следующие виды публичных выступлений:
1. Информационное публичное выступление. Цель такого выступления изложить определенную информацию. Чаще встречается в виде до-клада, сообщения или учительского монолога.
2. Соблюсти определенный протокол или этикет поможет протокольно-этикетное публичное выступление. Оратору и участникам такого выступления следует четко соблюдать процедуру его ведения: приветствие делегации, возможные поздравления, торжественное вступительное слово, хвалебная речь в адрес официального лица или организации, произнесение тостов.
3. Развлекательное выступление, цель которого скорее развеселить публику колоритными байками, забавными тостами, поделиться казусами, поэтому и форма публичного выступления в данном случае может быть нестандартной (митинг, банкет, корпоративная встреча).
2.ПРАГМАТИКА УСТНОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
2.1 Прагмалингвистика
На сегодняшний день известны различные науки, которые занимаются изучением языка. Среди них можно выделить психолингвистику, теорию речевой деятельности, социолингвистику. Каждая из этих наук использует свои методы и пути исследования языка. Большое количество работ теоретического и методического плана лингвистов посвящено непосредственно проблеме речевого воздействия.
Представляет определенный интерес рассмотреть термин прагмалингвистика или прагматическая лингвистика. Уже по названию можно сделать выводы о назначении и содержании этой науки, так как прагма- это действие, прагмалинвистика – наука, изучающая язык как средство воздействия, интеракции. То есть можно сказать, что прагмалингвистика занимается изучением воздействия речи на человека [6, с. 152].
Основной задачей прагмалингвистики можно назвать изучение языка в его прагматической функции или изучение вербального управления человеческим поведением, моделирование социально и индивидуального поведения людей посредством речи. Предметом прагмалингвистики является система прагматических, то есть воздействующих средств языка и закономерности функционирования этих средств в речи.
Хотелось бы отметить, что основу любого устного выступления составляет понимание языка, реализованного в системе знаков. Однако, следует дифференцировать собственно выступление и эффективное выступление, которое включает в себя прагматический компонент. Анализируя публичную речь особый интерес вызывает именно эффективно целенаправленное речевое воздействие, при котором достигается положительный прагматический эффект, то есть когда оратор достигает поставленной цели.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Анализ речи Маргарет Тэтчер в Брюгге
Маргарет Хильда Тэтчер (годы жизни 13 октября 1925 г. – 8 апреля 2013 г.) – легендарная личность, первая в истории женщина-политик, ставшая первым премьер-министром в Европе и оставившая свой уникальный след в истории.
О «железной леди», которая получила такое прозвище из-за волевого характера и жестких методов управления, вспоминают по-разному. Но как бы строго ни осуждали ее современники, Тэтчер пришлось принимать решения для судьбы Великобритании в сложные времена (кризис, война, падение Берлинской стены и пр.) [16, с. 3].
В данной работе будет проанализирована знаменитая речь Маргарет Тэтчер в европейском колледже Брюгге. Русские исследователи считают брюггскую речь важнейшим программным выступлением премьер-министра Великобритании, которое передаёт специфику восприятия Маргарет идеи европейского строительства. Однако зарубежные учёные полагают иначе. Специалисты-евроскептики видят в этой речи несовместимость процесса европейской интеграции с национальными интересами Великобритании. Существует ещё точка зрения, что данное выступление является компромиссом между критической позицией премьер-министра к бюрократической интеграции и позицией Министерства иностранных дел, которые надеялись на создание между Великобританией и Сообществом благоприятной модели сотрудничества [17, с. 46]. Есть авторы, которые акцентируют тот факт, что Великобритания, как и любое другое государство, при разработке новой интеграционной стратегии отстаивала собственные национальные интересы не напрасно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была предпринята попытка теоретически исследовать и практически проиллюстрировать влияние цели публичного монолога на его просодические характеристики. В результате исследования были сделаны следующие выводы: каждое выступление преследует определенные цели, но главным является оказание прагматического воздействия на мысли, эмоции и поведение слушателей.
Чтобы достигнуть положительного прагматического воздействия речи оратору необходимо учитывать экстралингвистические факторы формирования речи, что значит определить тему и цель выступления с учетом состава слушателей и ситуации произнесения речи. Также для того, что бы эффективно воздействовать на восприятие слушателей, композиция публичной речи всегда должна быть чёткой и состоять из вступления, основной части и заключения.
Но одним из важнейших воздействующих факторов в публичной речи является ее звуковая оболочка, а именно, ее просодические средства реализации, которые обеспечивают успех или неуспех в области ораторского искусства. Как свидетельствуют наблюдения и опыт участия в конкурсах на лучшего оратора, просодические средства оформления речи, такие как: интонационное оформление, ударение, темп, громкость, паузы оратора, играют важную роль в речевом воздействии на аудиторию и помогают достигнуть поставленных целей. Так как даже при наличии информативного доклада, изложенного в соответствии со всеми правилами успешного выступления, которые также были рассмотрены в этой работе, выступление может не оказать прагматического воздействия, если речь оратора будет звучать невыразительно или монотонно. В зависимости от целевой установки, будь то побуждение, распространение знаний, провокация эмоций и т.д., оратор должен подбирать языковые средства, просодические характеристики своего выступления, чтобы его речь произвела задуманный эффект.
1. Антипова А. М. Фоностилистика английского языка. – М.: Высшая школа, 19.– 23-24.
2. Головин Б.Н. О качествах хорошей речи. РЯШ, 1964, №2. – 5-6.
3. Кожина М.Н. К основаниям функц. стилистики, 1968.– 63.
4. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. – 97.
5. Ушаков А.А. Очерки советской законодательной стилистики. – Пермь, 1967. – 41.
6. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 152.
7. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 14-15.
8. Безменова Н.А., Герасимов В.И. Введение // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: Сборник обзоров. М., 2004. – 133.
9. Блох М. Я., Великая Е. В. Просодия в стилизации текста. – М.: Прометей, 2012. – 2-3.
10. Блох М. Я., Фрейдина Е. Л. Публичная речь и ее просодический строй. – М.: Прометей, 2011. – 5-6.
11. The Penguin Book Of Twentieth Century Speechers – 508.
12. Аристотель Риторика Античные риторики.- Ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978. – 15-164.
13. Дубовский Ю. А. Просодические контрасты в языке. – Симферо-поль: Изд-во СГУ, 1983. – 33-39.
14. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. – М.: Флинта, Наука, 2003. – 156-157.
15. Фомиченко Л. Г. Когнитивные основы просодической интерференции. – М., 1998. – 124-128.
16. Попов В. И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. Взгляд советского дипломата. М., 1991 ; Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм. М., 1996 ; Остапенко Г. С. Общественно-политическая жизнь Великобритании во второй половине XX века. М., 2002. – 3-144.
17. Dinan D. A History of European Union. L., 2004. – 46-84.
18. Тэтчер М. Искусство управления государством / пер. с англ. М., 2003. – 356.
19. Grunenberg N. Seid fair zu Lady de Gaulle! // Die Zeit. 1988. Sep. 30. URL : http://www.ena. 30 Turner J. Op. cit. – 36.
20. Великобритания: эпоха реформ. М., 2007. – 313.