ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КОНФУЦИАНСТВО КАК ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ПРАВА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
ГЛАВА 2 УГОЛОВНОЕ ПРАВО В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
ГЛАВА 3 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Древнекитайский закон выражал интересы правящих слоев, что обеспечивало возможность эксплуатации рабов, крестьянских общин и ремесленников. В правилах были закреплены особые льготы и привилегии для рабовладельческого дворянства.
Развитие древнего китайского права можно разделить на три этапа. (XIV-VI вв. до н.э.). В рассматриваемый период обычаи играли ведущую роль в регулировании общественных отношений. Правовые нормы еще не выделяются из общего набора религиозных этических норм. В VI до н.э. возникло конфуцианство. Здесь правовые нормы были отнесены к второстепенной роли по сравнению с моральными нормами. Средства поддержания общественного порядка среди конфуцианцев - это не закон, а моральные нормы (V-III вв. до н.э.). Возросло законотворчество. Роль права увеличилась. На политической арене, в отличие от конфуцианства, в котором подчеркивались патриархальные традиции и обычаи предков, главенствовала школа легистов (фаджей). Они подчеркнули важную роль законов регионов. Представители школы Фаджи потребовали установить закон, который является обязательным для всех. В III в. до н.э. легизм в его крайней форме стал официальной идеологией империи Цинь. Ученые-конфуцианцы подвергались преследованиям, многие из них были физически уничтожены. Философские книги были сожжены.
III этап (III век до н.э. – III век н.э.). Было слияние легизма и конфуцианства. Появилось новое учение, ортодоксальное ханское конфуцианство. Оно не отклонило закон и приняло на себя взаимодействие строгости и снисходительности. Существовало слияние нравственных и правовых норм с запретительными нормами, нарушение которых привлекало наказание. Нормы конфуцианской морали с этого момента должны были быть имплантированы силой, наказанием закона.
ГЛАВА 1 КОНФУЦИАНСТВО КАК ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ПРАВА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
До нашего времени исходные тексты законов древнего Китая пришли не в полном объеме. Первые письменные законы и даже сборники законов появились в эпоху Шан-Инь. В X веке до н.э. династия Чжоу Му Ван (947-928 гг. до н.э.) составил уголовный кодекс, в нем насчитывалось около 3000 статей. Этот кодекс являлся протоколом отдельных судебных решений и в основном устанавливал нормы обычного права.
В королевстве Вэй сановник Ли Куй (424-387 до н.э.) было создано довольно полное собрание законов всех королевств. Кодификацию называли Фазином («Книга законов»). Структурно «Книга законов» состояла из 6 глав: «Законы о ворах», «Законы о разбойниках», «Законы об аресте», «Законы о захвате преступников», «Законы разные», «Законы об определении наказания». Следует отметить несовершенство методов кодирования и несогласованность в систематизации материала. Однако уголовно-процессуальный кодекс Ли Куй был основой для дальнейшей работы по систематизации китайского законодательства. Опыт Ли Куй был воспринят и развит высокопоставленным Шан-Янгом из царства Цинь. Была сохранена прежняя система распределения законного материала [3, с. 312].
K III веку до н.э. появляются сборники законов, закрепляющих рабовладельческие отношения, появляются в отдельных королевствах. С объединением страны под властью Цинь юридические различия территорий были устранены.
В рабовладельческом Китае в течение долгого времени сообщество было владельцем земли. Со временем концентрация управленческих функций в руках Ван и аристократии привела к появлению «азиатского способа производства», основанного на государственной собственности на землю.
ГЛАВА 2 УГОЛОВНОЕ ПРАВО В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
«Ши Цзи» («Исторические заметки») - сборник, составленный историком династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) Сима Цянь (135-86 г. до н.э.). После смерти Симы Цянь современное имя «Ши Цзи» было получено самим историком. Он также получал информацию во время путешествия по стране и ознакомления с легендами различных регионов Китая. Чтобы составить жизненные истории, Сима Цянь говорил со сверстниками о тех фигурах, которые он описал, кто их хорошо знал. Автор работы получил некоторую информацию в ходе профессиональной деятельности.
Было пять серьезных преступлений, за которые, согласно их строгости, было наложено одно из пяти наказаний. «Небо наказывает виновника одним из пяти видов наказания за один из пяти видов преступлений».
Субъектами правонарушения, как правило, были судьи. «Определено одно из пяти правонарушений судей. Недостатки, приводящие к пяти проступкам: превышение верховенства закона и использование родственников.
Если проверка подтвердила такое злоупотребление, тогда оценивается тяжесть преступления. Однако позднее в «Ши Цзи» описывается деяние, совершенное не судьей, но также называемое неправомерным поведением. «Итак, в прошлом Гуань Йи запустил стрелу и ударил пряжкой пояса Хуань-гуна; это было проступок перед правителем. Он оставил князя Цзю на милость судьбы, не желая умереть за него. Таким образом, он проявил нерешительность. Он был опозорен, когда его надели на свои ботинки и связали ему руки. Правители, совершившие три таких преступления, не занимаются служением, а соседи не общаются с ними».
Противоречия также связаны с проступком. «Дело в том, что наказание должно быть неизбежным. Поэтому, согласно законам Шан Яны, даже тот, кто бросил пепел на дорогу, был наказан.
ГЛАВА 3 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Семья носила патриархальный характер в Древнем Китае. Большие семейные связи отличаются долговечностью.
Во главе большой семьи в качестве экономической единицы был старший мужчина в семье, которому все члены семьи представили: жен и наложниц, сыновей и внуков, их жен и детей, рабов и слуг.
В эпоху Шань-Инь сохранились элементы матриархата, разрешены браки между родственниками, богатые и торжественные жертвы были сделаны в честь предков-мужчин и женщин-предков.
В штате Чжоу создана патриархальная семья с господством мужа над женой и детьми, рабами и слугами.
Метод брака был религиозной церемонией в соответствии с ритуалом сватовства. Условием вступления в брак было признано согласие между родителями жениха и невесты, достижение брачного возраста (мужчина 16-30 лет, женщина 14-20 лет), отсутствие принадлежности к тому же полу.
Препятствием для брака являлось несение траура для мужа или родственников, совершение преступления, другое состояние имущества. Развод был инициирован мужем или членами патриархальной семьи. Основания для развода считались достаточными, если муж утверждал, что жена неуважительно относится к старшим родственникам ее мужа, развратна, бесплодна, тяжело больна, разговорчива, ревнива, тайна и самостоятельно распоряжается семейной собственностью.
Многоженство и гаремы с рабами-наложницами получили широкое распространение в богатых домах.
Отношения, в которых мужчина вступал в брак с несколькими женщинами-сестрами, в то же время были особой формой брака.
Старшая сестра стала главной женой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период династии Шан-Инь было классифицировано 10 видов преступлений: зависимость от игр, пьянство, жадность, разврат, необузданная охота, пренебрежение инструкциями императора, сопротивление откровенным и искренним советам.
Во время правления династии Цинь установлена четкая классификация преступлений. Государственные преступления включали заговор против Ван, восстание, неповиновение имперским орденам, заявления против правителя, владение запрещенной конфуцианством литературой.
Древнекитайский закон знал преступления против человека: убийство, ранение, клевета. Убийство раба, прелюбодейной жены и ее возлюбленного, подчиненных членов семьи в «образовательных» целях не были наказуемы. Если рабовладелец убил чужого раба, тогда было только обязательство заплатить за материальный ущерб.
Серьезное внимание было уделено преступлениям против собственности. Эта группа преступлений включала кражу (собственность из храма, различные документы, деревьев в саду), грабеж, убийство чужого скота и т. д.
Особое место занимали преступления против морали и семейных основ: неуважительное отношение к отцу или старшему в семье, нарушение условий траура, прелюбодеяние жены, развод без законных оснований и т. д.
В независимую группу можно выделить военные преступления. Они включали дезертирство, переход к врагу, трусость, невыполнение порядка начальника, неуважение к начальнику, неспособность появиться к крайнему сроку на месте сбора, шум в рядах, неповиновение команде и т. д.
Государственные санкции за противоправное деяние, проступки отличались серьезностью. Наказания были направлены на то, чтобы причинить физическую боль виновным.
1. Графский В.Г.. Всеобщая история государства и права: учебник для вузов / В. Г. Графский. М.: Норма, 2003. 730 с.
2. История Китая с древнейших времен до наших дней.М.:Наука,1974.-534 с
3. Чибиряев, С.А. История государства и права зарубежных стран / С.А. Чибиряев. – 2002. – 521 с.
4. Ударцев, С.Ф. История политических и правовых учений (Древний восток). – СПб.,2007. – 664 с.
5. Васильев, Л.С. Проблемы генезиса китайского государства / Л.С. Васильев. – М.: Наука, 1983. – 326 с.
6. Государство Израиль: справочник; сост. Л.А. Барковский [и др.]. – М.: Наука, 1986. – 278 с.
7. Доржиев, Ж. Б. Антропология права: теоретико-методологические основания / Ж. Б. Доржиев; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Восточно-Сибирский гос. технологический ун-т" (ГОУ ВПО ВСГТУ). - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2009. - 183 с.
8. Звонарева, О.С. Власть и право: цивилизационно-культурный анализ / О.С. Звонарева. – Минск: Бел. наука, 2006. – 91 с.
9. Инако, Ц. Право и политика современного Китая, 1949-1975 гг. / Ц. Инако; пер. с яп. – М.: Прогресс, 1978. – 295 с.
10. Инако, Ц. Современное право Японии / Ц. Инако. – М.: Прогресс, 1981. – 270 с.
11. Круталевiч В.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi (1917-1945 гг) / В.А. Круталевіч, І.А. Юхо. – Мінск: Бел.навука, 1998. – 237 с.
12. Кычанов, Е.И. Основы средневекового китайского права (VII-XIII вв.). / Е.И. Кычанов; отв. ред. Л.П. Делюсин. – М.: Наука, 1986. – 264 с..
13. Политические и правовые системы стран Азии, Африки и Латинской Америки: сб. науч. тр.; отв. ред. и авт. предисл. О.А. Жидков. - М.: РУДН , 1983. - 169 с.
14. Прайс, М. Религиозное общение и отношение к нему государства: сравнительный аспект / М. Прайс // Сравнительное конституционное обозрение. - М.: Институт права и публичной политики, 2006, № 4 (57). - С. 97-111.
15. Пучков, О. А. Юридическая антропология и развитие науки о государстве и праве : Теоретические основы : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.01. - Екатеринбург, 2001. - 502 с.
16. Романчук, И.С. Историческая эволюция концепции государственного суверенитета в европейской традиции / И. С. Романчук // Порівняльно-правові дослідження. – 2009. – № 1. – С. 90-94.
17. Рулан, Н. Юридическая антропология: Учеб. для вузов : [Пер. с фр.] / Норбер Рулан; Отв. ред. и авт. предисл. к рус. изд. - В. С. Нерсесянц. - М.: НОРМА, 1999. - 301 с.
18. Спивак, В.Н. Суверенное государство в процессе глобализации / В.Н. Спивак // Порівняльно-правові дослідження. – 2009. - № 2. – С. 183-185.
19. Стародубский, Б.А. Уникальная система правления в Израиле / Б.А. Стародубский // Государство и право. – 2000. – № 2. – С. 86-92.
20. Teubner G. The Two Faces of Janus: Rethinking Legal Pluralism / G. Teubner // Cardozo Law Review. - Vol. 13. - 1992. Mode of access:http://www.cbr.cam.ac.uk/pdf/wp409.pdf.