Актуальность исследования проблемы пространственной ориентировки младших школьников с интеллектуальной недостаточностью обусловлена важностью ее развития на раннем этапе онтогенеза.
Ориентировка в пространстве складывается как особая целостная сенсорно-перцептивная способность и основывается на овладении способами восприятия, воспроизведения (моделирования) и преобразования пространственных отношений. На ранних этапах развития ее становление связано с появлением у ребенка чувства собственного тела, развитием движений, предметно-практической деятельности, зрительно-моторной координации. При этом формируются представления о взаимоотношении внешних объектов по отношению к собственному телу (о нахождении предметов с использованием понятий «верх-низ», «с какой стороны», о дальности нахождения предмета); представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве.
Овладеть навыками ориентировки необходимо не только детям с нормальным интеллектуальным развитием, но и детям, имеющим интеллектуальное недоразвитие.
У нормально развивающихся детей уже к началу дошкольного возраста накоплен определенный опыт в развитии навыка пространственной ориентировки, но ещё очень примитивный. Однако при этом идет активное усвоение направлений «право – лево».
У детей с интеллектуальной недостаточностью, с которыми не проводится коррекционная работа, развитие навыка ориентировки в пространстве находится на очень низком уровне ещё долгое время. Даже при обучении в школе, младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью испытывают определенные трудности при ориентировке
Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений [2, с. 54].
Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный) [12, с. 113]. У детей дошкольного возраста особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности пространственной ориентировки младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, формирование выборки исследования, подбор методов и методик;
2) изучение пространственной ориентировки младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
3) предложить способы и приемы для повышения уровня развития пространственной ориентировки младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
База исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе УО «Вспомогательная школа № 1 г. Гродно».
Выборка исследования: в эксперименте приняло участие 6 учащихся 4 класса обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы. Согласно МКБ-10 характер нарушения данной категории учащихся соответствует коду F70 – умственная отсталость легкой степени.
Для выявления уровня пространственной ориентировки младшим школьникам была предложена методика «Расположение картинок на листе бумаги», согласно которой необходимо было выявить расположение плоскостных картинок на листе бумаги. Во время выполнения задания
В ходе проведенной работы на основе анализа и синтеза литературы, а также по результатам констатирующего экспериментального исследования была изучена проблема пространственной ориентировки младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Также были выбраны наиболее эффективные пути развития ориентировки в пространстве у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Пространственная ориентировка – это представления о размерах, форме предметов, а также способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. Познание ребенком пространства и ориентировка в нем — процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения.
В результате изученной литературы нами были выделены следующие этапы развития ориентировки в пространстве:
1. На первом этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы он воспринимает как отдельные, не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними;
2. Второй этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений еще относительна;
3. Третий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов. На смену определения пространственных отношений приемом контактной близости приходит дистантная, зрительная оценка этих отношений.
По данным проведенного констатирующего экспериментального исследования уровень развития пространственной ориентировки у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью достаточно низкий. На
1. Абрамова, Р. С. Возрастная психология / Р. С. Абрамова. – М. : Академия, 1999 – 672 с.
2. Акшонина, А. Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития / А.Я. Акшонина, Г.В. Васина. – М. : Логос, 2008. – 125 с.
3. Белякова, И. В. Дети с отклонениями в развитии. Кто они? / И. В. Белякова, В. Г. Петрова. – М. : Академия, 1997 – 87 с.
4. Варенова, Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики: учебное пособие / Т. В. Варенова. – Мн. : АСАР, 2007. – 320 с.
5. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1995. – 436 с.
6. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной коррекционной школе 8 вида / И. А. Грошенков. – М. : Академия, 2001. – 412с.
7. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: методические рекомендации / сост. Л. А. Дружинина. – Челябинск : АЛИМ, 2008. – 136 с.
8. Захарова, Ю. В. Нетрадиционные техники рисования как средство обучения учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности / Ю. В. Захарова // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 4. – С. 18–21.
9. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : ВЛАДОС, – 2001. – 208 с.
10. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991. – 145 с.
11. Лещинская, Т. Л. Обучение учебному предмету «Человек и мир» на I отделении вспомогательной школы : учеб.-метод. пособие / Т. Л. Лещинская, О. Х. Серединская. – Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. – 216 с.
12. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 1974. – 368 с.
13. Люблинская, А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста / А. А. Люблинская // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. – 1956. – Вып. 86. – С. 47–62.
14. Мазепина, Т. Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах : учеб. пособие / Т. Б. Мазепина. – М. : Феникс, 2002. – 32 с.
15. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Академия, 2003. – 208 с.
16. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология / под редакцией М. В. Галицо. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.
17. Мухина, В. С. Детская психология / под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1985. – 231 с.
18. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. – М. : Просвещение, 2008. – 394 с.
19. Ориентировка в пространстве : практическое пособие для лиц с нарушением зрения / под ред. М. П. Мухаева. – Ростов, 2010. – 92 с.
20. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида / М. Н. Перова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 408 с.
21. Пинский, Б. Н. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б. Н. Пинский. – М. : АПН РСФСР, 1962. – 486 с.
22. Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 112–116.
23. Пространственная ориентировка детей с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа : http://www.lib.na-ru.net. – Дата доступа : 20.11.2016.
24. Психологическая диагностика : учебное пособие / под ред. М. К. Губаревича, Е. М. Борисовой. – М. : Просвещение, 2001. – 532 с.
25. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А Стребелевой. – М. : Академия, 2001. – 321 с.
26. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие / сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Академия, 2004. – 165 с.