ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АКРОНИМОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Сущность понятий «acronym» и «abbreviation»
1.2 Изучение акронимов в зарубежной и отечественной лингвистике
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АКРОНИМОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
2.1 Место инициальных сокращений в словообразовательной системе
2.2 Омонимия инициальных сокращений звукового типа
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современной лингвистике интерес вызывают проблемы, связанные с исследованием английских сокращенных языковых единиц, которые привлекают внимание как феномен терминотворчества своеобразием своей структуры и особенностями функционирования в дискурсе. На данном этапе развития английского языка наблюдается рост популярности акронимов и повышение частотности их использования.
О популярности данного способа словообразования можно судить по тому факту, что в конце XIX века количество аббревиатур было очень малым, всего несколько десятков. В настоящее же время выпускаются словари абсолютно разных направлений науки и техники, содержащие до нескольких тысяч сокращений. Сокращенные лексические единицы особенно удобны для использования, например, в специальной литературе, и на сегодняшний день аббревиатура считается одним из самых продуктивных способов словообразования.
Актуальность настоящего исследования обусловлена расширением словарного состава английского языка за счет большого количества многокомпонентных сочетаний, а также стремлением представить эти сочетания в наиболее краткой форме. Такое движение является естественным для развития языка, особенно на современном этапе, и многие ученые-лингвисты
(В.В. Борисов, В.И. Заботкина, В.М. Лейчик и др.) подробно рассматривают процесс создания новых лексических единиц посредством сокращения исходного многокомпонентного выражения и схожи во мнении, что без сокращений в английском языке обойтись трудно.
Так как процесс сокращения слов является достаточно продуктивным способом обогащения словарного состава английского языка, то необходимо их постоянное и тщательное изучение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АКРОНИМОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Сущность понятий «acronym» и «abbreviation»
Аббревиация стала весьма распространенным явлением в современном языке и характерна не только для области переводоведения, но и для любой другой системы. Несмотря на существование многочисленных исследований, посвященных проблемам аббревиации в современном языкознании, в лингвистическом плане сокращенные лексические единицы остаются загадкой, поскольку применительно к ним приходится рассматривать под специфическим углом зрения «такие фундаментальные проблемы языкознания, как, например, проблема структуры слова и его значения, проблема морфемы, проблема связи звучания и значения, проблема производящей и производной единицы в процессе словообразования и другие.
Именно сложность данного объекта исследования и определяет разнообразие, а порой и противоречивость мнений о сокращенных лексических единицах. Под сложностью понимается комплексный характер явления, денотата, артефакта, их многогранность, многоаспектность, разнородность их элементов, разнообразие структурных связей в пределах системы, целого. Следовательно, аббревиатура, являясь внешне «простой» единицей, выступает маркером категории сложности. Аббревиатура, прочно вошедшая и закрепившаяся в употреблении, позволяет создать целостный образ того или иного объекта, описанного именно такими языковыми средствами [6, с. 135].
В работах последнего десятилетия часто встречаются термины «аббревиация» и «аббревиатура». Под термином «аббревиация» имеется в виду «способ словообразования, суть которого в конденсировании средств выражения и обобщенном восприятии содержательной стороны новых языковых единиц» [18, c. 42], а «аббревиатура» – результат этого процесса.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АКРОНИМОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
2.1 Место инициальных сокращений в словообразовательной системе
Процесс возникновения сокращенных лексических единиц как явление системы языка находится в состоянии динамического развития, поэтому представляет огромное пространство для исследовательской деятельности. Как известно, большое разнообразие сокращений преобладает именно в английском языке и на данном этапе это является отличительной чертой его функционирования.
Это свидетельствует о том, что благодаря процессу сокращения появляются новые лексические единицы. Часть данных единиц закрепляется в языке, пополняя его словарный запас, часть выходит из употребления. Однако все это подчеркивает мнение о том, что процесс аббревиации должен быть проанализирован с точки зрения его места в словообразовательной системе языка.
Акронимия как частный случай аббревиации обладает огромный словообразовательным потенциалом и служит способом пополнения словарного состава языка.
Акронимия, развиваясь параллельно с другими способами сокращения, все же отличается от них и количественно, и качественно, имеет свои особенности.
Акронимия как способ словообразования получает все большую распространенность в первую очередь в специальных языках. Есть мнение, что она открывает новые перспективы дальнейшего совершенствования английской словообразовательной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, рассмотрев значимость акронимов в словообразовательной системе и проанализировав омонимию инициальных сокращений, можно сделать следующие выводы.
В современной языковой ситуации аббревиатуры встречаются в научной литературе, различных справочниках, в медиадискурсе, в виде названий государств, политических партий, учреждений, фирм, ассоциаций и т.п. Они также постоянно вторгаются в бытовую речь отдельных социальных групп людей, регистрируются словарями сокращений, в том числе и электронными источниками сети Интернет, которые позволяют наблюдать не только ход развития аббревиатурного словообразования, но и анализировать языкотворческую деятельность носителей языка.
Именно в английских сокращениях особенно отчетливо прослеживается фактор так называемого преднамеренного образования новых языковых единиц с целью упрощения лингвистической экономии. В частности, такой способ образования английских сокращений, как акронимия, позволяет создавать новые слова, объединяющие в краткой форме многокомпонентные терминологические словосочетания, что подтверждает тезис о неисчерпаемом потенциале современного английского языка, открывает все новые перспективы совершенствования системы английской словообразовательной системы.
Тенденция к образованию акронимов в английской словообразовательной системе очевидна, как и использование компактных акронимов в качестве выразительного средства номинации.
Было выявлено, что основные трудности при расшифровке наблюдаются у акронимов, имеющих несколько омонимичных значений.
1. Акроним [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dictionary-economics.ru.
2. Бессонова, Н.П. Функционирование сокращений в тексте: дис. ... канд. филол. наук / Н.П. Бессонова. – М., 1993. – 197 c.
3. Борисов, В.В. Аббревиация и акронимия / В.В. Борисов. – М.: Военное издательство, 1972. – 320 с.
4. Гак, В.Г. Теория и практика перевода / В.Г. Гак, Б.Б. Григорьев. – М.: Высш. шк., 1997. – 255 с.
5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – Т.1. А-3 / В.И. Даль. – М.: Русский язык. – Медиа, 2007. – 699 с.
6. Демидова, Г.В. Аббревиация как продуктивный способ словообразования в англоязычной терминологии переводоведения / Г.В. Демидова // Вестник Международного института рынка. – 2018. – № 1. – С. 135–139.
7. Заботкина, В.И. Новая лексика современного английского языка / В.И. Заботкина. – М.: Высшая школа, 1989. – 126 с.
8. Ильченко, Л.М. Компрессивное словообразование как один из способов реализации принципа языковой экономии: дис. ... канд. филол. наук / Л.М. Ильченко. – Пятигорск, 1994. – 190 c.
9. Курочкина, Е.А. Особенности использования сокращений, аббревиатур и акронимов в компьютерном сленге / Е.А. Курочкина // Методологические основы современных лингвистических исследований. – 2017. – С. 26–32.
10. Лейчик, В.М. Новый вид аббревиатур: слова с двойной мотивацией / В.М. Лейчик // Особенности функциональных стилей научно-технической литературы и деловой документации. – Челябинск, 1973. – С. 76–79.
11. Лейчик, В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура / В.М. Лейчик. – 3-е изд. – М.: ЛКИ, 2007. – 256 с.
12. Новикова, Л.А. Аббревиация как феномен межкультурной коммуникации в сети Интернет / Л.А. Новикова // Вестник Удмуртского университета. – Ижевск, 2013. – № 5–2. – С. 126–133.
13. Смирнова, В.Н. Английские акронимы как способ лингвистической экономии / В.Н. Смирнова, А.Д. Павлова // Бюллетень науки и практики. – 2017. – №11. – С. 442–447.
14. Суперанская, А.В. Общая терминология: вопросы теории / А.В. Суперанская, Н.В. Подольская, Н.В. Васильева. – 5-е изд. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 248 с.
15. Шеляховская, Л.А. К изучению аббревиатур в современном русском языке / Л.А. Шеляховская // Вопросы словообразования и фразеологии. – Фрунзе: Кирг. ГУ, 1962. – 160 с.
16. Яковлева, С.Л. Аббревиации в медицинской лексике английского языка / С.Л. Яковлева, О.С. Сергеева, И.В. Рябчиков // Модернизация системы образования в области международных отношений, иностранных языков, связей с общественностью, документоведения и менеджмента. – Йошкар-Ола, 2009. – С. 149–153.
17. Ярмашевич, М.А. Влияние аналитизма на характеристики английского аббревиатурного слова / М.А. Ярмашевич // Известия Саратовского университета. – 2016. – №. 1. – С. 5–12.
18. Ярмашевич, М.А. Образование и функционирование аббревиатур в газетно-публицистических и научных статьях: дис. ... канд. филол. наук / М.А. Ярмашевич. – Саратов, 1990. – 219 с.