Введение
Раздел 1 Технологическая карта экскурсии
Раздел 2 Экскурсия «католические храмы столицы»
2.1 Обоснование маршрута
2.2 Организационные аспекты экскурсии и правила проведения
2.3 Краткое описание экскурсионных объектов
2.4 Описание этапов экскурсии
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Католические костёлы замечательные архитектурные и духовные достопримечательности Беларуси.
На многострадальной земле белорусской с давних времен почтительно относились к Богу и величественные высокохудожественные храмы различных конфессий тому свидетельство.
Деятельность западной христианской церкви оставила в нашей культуре заметный след, а на земле белорусов - большое количество уникальных памятников архитектуры.
Католические костёлы Беларуси - все они: молодые и старые, скромные рядовые и шикарные монументальные, действующие и заброшенные - все они являются неотъемлемой частью нашей архитектуры и нашей истории. Их древние стены хранят для нас многовековую историю жизни народа, мучительное формирование нации. Величественные архитектурные формы воплощают в себе особенности мировосприятия, талант и утонченное чувство прекрасного жителей Беларуси.
Цель курсовой работы - оценить туристский потенциал г. Минска и особенности его использования посредством составления экскурсии «Католические храмы столицы».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-изучить католические храмы, находящиеся в г. Минске;
-составить технологическую карту экскурсии.
Объект исследования: туристско-экскурсионные объекты в г. Минске.
Предмет исследования: культурно-исторические предпосылки возникновения католических храмов на территории Республики Беларусь.
Методы исследования: экспертная географо-рекреационная оценка, комплексный систематический анализ.
Исследование и разработки: выявлены исторические предпосылки возникновения католических храмов на территории Республики Беларусь, определен перспективный маршрут в регионе исследований.
Элементы научной новизны: обоснована необходимость создания туристско-экскурсионного маршрута «Католические храмы столицы».
Актуальна проблема развития туризма и рекреации в г. Минске. Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике, поэтому необходимо стремиться к повышению доходности туризма в бюджете страны. Беларусь и, в частности, г. Минск, имеют большой потенциал развития туризма. В определении актуальности исследования, важнейшее значение приобретает анализ культурно-исторической ситуации в г. Минске.
Актуальность подтверждается повышенным интересом Министерства спорта и туризма РБ к освоению новых мест туристического назначения в г. Минске, активным расширением сети экскурсионно-познавательных туристских программ и маршрутов, появлению новых объектов. Все это, несомненно, повлечет за собой дополнительные инвестиции, создание новых рабочих мест, развитие дотационных районов, защиту окружающей среды, появление центров организации туризма. Но, отдавая должное всему позитивному, что сделано в последние десятилетия в области разработки проблем туризма, следует отметить, что ряд вопросов продолжает оставаться недостаточно исследованным.
В поисках решения этой проблемы существенную роль приобретают природные и культурно-рекреационные ресурсы, потенциал которых в настоящее время используется недостаточно широко. В решении данной проблемы, особую значимость, на наш взгляд, приобретает раскрытие особенностей туристского потенциала, активное и грамотное его использование. Под эгидой создания новых туристско-экскурсионных маршрутов и был разработан маршрут «Католические храмы столицы».
РАЗДЕЛ 1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
«Католические храмы столицы»
Тип экскурсии: городская, историко-архитектурная. Вид экскурсии: пешеходная, автобусная. Продолжительность экскурсии: 3 часа 10 минут. Экскурсия предназначена для массовой аудитории.
Цель экскурсии:
-популяризировать экскурсии по Беларуси как активный и экологический вид отдыха;
-привлечь внимание, вызвать интерес к истории католических храмов г. Минска.
Задачи экскурсии:
-на примере архитектурных и исторических памятников Минска познакомить с историей и развитием города и дать
представление о некоторых этапах истории Беларуси;
-с помощью конкретных объектов показать Минск как один из культурных центров Беларуси.
Общие методические указания:
-общий материал не должен преобладать над местным и быть только фоном для конкретных местных событий или
личностей;
-следить за чередованием длинного и короткого рассказов.
Маршрут экскурсии: от места встречи с группой на площади Ленина – костел святых Симеона и Елены- затем пешком к собору Девы Марии на площадь Свободы –после на 50 автобусе с остановочного пункта Городской вал к Крестовоздвиженскому костелу, который находится на Кальварийском кладбище- затем на метро к станции Якуба Колоса к костелу Святого Роха- возвращение к месту встречи с группой –площадь Ленина.
РАЗДЕЛ 2 ЭКСКУРСИЯ «КАТОЛИЧЕСКИЕ ХРАМЫ СТОЛИЦЫ»
2.1 Обоснование маршрута
С давних времен в моменты радости и печали, в моменты горести и отчаяния великие правители, ремесленники, рабочие строили храмы и обращались к Богу. Каждый через свою веру.
На территории Минска зарегистрированы около 20 общин Римско-католической церкви (ПРИЛОЖЕНИЕ).
В самом городе находится большое количество храмов разных конфессий. Именно храмы знают, помнят, хранят самые сокровенные тайны всех времен, самые утонченные и прекрасные росписи, реликвии. Сейчас в Минске действует около 50 святынь различных конфессий - многие из них неоднократно разрушались, отстраивались, реставрировались. Во время экскурсии можно будет посетить самые интересные культовые сооружения города, относящиеся к католической конфессии: с особенной архитектурой, прекрасными росписями, редкими реликвиями и, безусловно, с богатой историей.
Эта экскурсия знакомит не только с внешней архитектурой костелов, но и с их внутренним убранством, с полным описанием икон, у многих из которых есть своя удивительная история. Во время экскурсии участники познакомятся с зарождением католицизма на территории Республики Беларусь.
Именно поэтому экскурсия «Католические храмы столицы» будет пользоваться популярностью у туристов и местных жителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Католицизм – крупнейшее направление в христианской вере, приверженцами которого являются более 1,25 млрд человек. Формирование института Католической церкви происходило на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи. Католическая церковь считает себя единственной церковью, основатель и глава которой сам Иисус Христос. Земным наместником Иисуса Христа является Папа Римский, который возглавляет Святой Престол и Ватикан. Католическое вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании. Священное Предание состоит из канонов - свода правил апостолов и Вселенских Соборов, литургических текстов, богословских творений Отцов церкви, жития святых, а также обычаев церкви. Католичество провозглашает, что существует один Бог в трех ипостасях: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. В католичестве существует семь таинств: крещение, церковный брак, миропомазание, евхаристия (причащение), исповедь, елеосвящение, священство.
На землях Беларуси христианство латинского образца было известно еще с X-XI веков. По мнению историков, в 986 году исландский миссионер Торвальд Путешественник прибыл в Полоцк и основал в городе храм, и монастырь Св. Ионана Крестителя. А уже в 1005 году в Турове князь Святополк основал храм.
Активно распространяться на белорусских землях католицизм начал в конце XIV века, когда Великий литовский князь Ягайло принял католичество, чтобы жениться на королеве Польши и получить польскую корону. Со временем значительная часть шляхты перешла в католицизм, в то время как большинство населения осталось православным. После заключения Брестской унии в 1596 году, между православной и католической церквями, произошло увеличение списка привилегий для католиков, потому их численность существенно возросла. Определённую роль при этом сыграло то, что в XVI – XVII веках на территории Великого Княжества Литовского появился орден иезуитов. Иезуиты открывали школы, в которых дети, принадлежащие к разным конфессиям, могли получить качественное образование. Также орден занимался миссионерской деятельностью, организовывал публичные выступления и диспуты на религиозную тематику, театрализованные постановки. К концу XVIII века число католиков в ВКЛ составляло около 38% населения. Примерно столько же было и православных.
После того, как Беларусь вошла в состав СССР в конце 1922 года, в БССР началась активная борьба с религией. В том числе и с католичеством. Церковная утварь и костёльное имущество массово конфисковывалось в пользу государства, а духовенство подвергалось преследованиям и уголовным наказаниям. На территории Западной Беларуси, входившей до 1939 г. в состав Польши, католическая церковь наоборот занимала высокое положение. Храмы, ранее переданные православным, переосвящались обратно в костёлы и возвращались верующим. Велась работа по переводу Библии на белорусский язык.
После объединения Беларуси и окончания Второй Мировой войны в СССР продолжилась политика по борьбе с религией. После распада СССР в 1991 году массово начали открываться костёлы и приходы. На сегодняшний день в Беларуси Католическая церковь является второй по числу верующих. По данным Белорусской Католической церкви католиками себя считают около 1,5 млн белорусов, что составляет 15 % всего населения. Подавляющее большинство верующих живёт в западной части страны, несмотря на то, что католические приходы существуют по всей стране.
В Беларуси сохранилось множество костёлов разных эпох. Среди них: главный католический храм Беларуси - Архикафедральный собор Имени Пресвятой Девы Марии. Костёл - памятник архитектуры XVI-XVIII веков, бывший ранее центральным элементом, в комплексе ансамбля иезуитского коллегиума. В 1798 г. храм переосвятили и отдали католикам. Заслуживает внимания и гродненский Костёл Франциска Ксаверия - памятник архитектуры XVI-XVII веков. Собор построен в стиле Виленского барокко. Неоготический Костёл Симеона и Елены (Красный костёл) находится в Минске. В Красном костёле хранится копия туринской плащаницы, подаренная белорусским католикам Ватиканом. Прекрасным памятником архитектуры раннего барокко является Костёл Божиего Тела (Фарный костёл) в Несвиже. Фарный костёл, построенный в конце XVI века итальянским архитектором Джованни Мария Бернардони, также является фамильной усыпальницей магнатского рода Раздзивилов [13].
Католическая составляющая в культурном коде белорусов всегда была заметной и яркой. Свидетельство тому — прекрасные костелы, возведенные на белорусской земле. Все они, и небольшие, скромные, и масштабные, роскошные, будто взмывающие ввысь, строились и украшались в разных стилях.
К сожалению, многое из исторического духовного наследия оказалось утраченным. Время играет свою разрушающую роль. А еще больше — люди. После революции 1917 года храмы подверглись таким же репрессиям, как и сами верующие. И если здания не уничтожали в самом прямом смысле (как фару Витовта в Гродно), то действовавшая идеология старательно «зачищала» память о том, чему и как эти храмы служили веками. Так появился спортивный зал в архикафедральном соборе Пресвятой Девы Марии (костельные башни убрали, фасад переделали, фрески закрасили), кинозал — в Красном костеле, архив — в костеле Святого Иосифа в Минске [17].
На современном этапе развития страны, туристская индустрия имеет все большее значение в развитии экономики страны. И наибольшим потенциалом развития туризма в Беларуси обладает г. Минск. Его отличительной выгодной особенностью является центральное положение на пересечении основных транспортных магистралей и то, что здесь находится столица республики, которая является самой привлекательной туристической дестинацией в нашей стране.
Современное состояние туристско – рекреационных исследований в регионе требует проведения исследований. Территория г. Минска обладает значительным природным и историко-культурным потенциалом для успешного развития туристско-рекреационной деятельности.
1. Алексеев А., Лукашевич О. Наследие Беларуси // книга-альбом
2. Бабасов Е.М. Типология и уровень религиозности населения Беларуси // Религиоведение: Учеб. пособие / Под. ред .М.Я. Пенсу и др. – Мн.,2003. – 189 с
3. Безнюк Д. К. Состояние и специфика современной религиозной ситуации в Беларуси // Социос. − 2006. – №2. – С.128-136
4. Белорусские конфессии //[Электронный ресурс: http://www.zamak.by/istoriya1/religia_i_hramy/belorusskie_konfessii/ Дата доступа: 17.02. 2010
5. Близнец Г. И. Соотношение религии и политики: история и современность //Религия и общество-2 актуальные проблемы современного религиоведения. Сборник научных трудов. – Могилёв, 2007. – С.170-173
6. Верещагина А. О некоторых тенденциях современной конфессиональной ситуации в Беларуси // Социология.– 1998.– № 2.– С.41– 45
7. Гурко, А.В. Новые религии в Республики Беларусь: генезис, эволюция, последователи / А.В. Гурко. – Мн.,2006. – 89 с
8. Давыденко С.С. Церковь и государство в Республике Беларусь // Электронный ресурс : http://www.works.tarefer.ru/72/100046/index/html : 28.02. 2010
9. Землякоў А. Н. Колікава. Дзяржава. Рэлігія. Закон // Беларускі гістарычны часопіс − 2007. − №7. – С. 3-8
10. Землякоў Л. Крывашэй Д. Беларусь: Дзяржава. Рэлігія. Грамадства // Беларускі гістарычны часопіс. – 2007. − № 7. – С. 17-25
11. Конфессиональная ситуация в соременной Беларуси // Электронный ресурс: http://www.sovrep.gov.by/index.php/531/28.69...0.0.0.html/ Дата доступа: 28.02. 2010
12. Котляров И.В. Земляков Л.Е. Республика Беларусь в конфессионалином измерении. – Мн., Изд-во МИУ, 2004 230 с
13. Круглов А.А. Религиоведение: пособие для студентов вузов. – Мн., 2008. – 299 с
14. Мусіенка С. Этнаканфесіянальнае асяродзе Рэспублікі Беларусь: стан і тэндэнцыі развіцця // Беларускі гістарычны часопіс. – 2005. − № 9. – С .33-36
15. Милюченков, С.А. Натурное исследование народной архитектуры и традиционной хозяйственно-бытовой среды белорусов/ С.А.Милюченков; науч.ред. А.И.Локотко, ГНУ ИИЭФ им.К.Крапивы НАН Беларуси. – Минск: право и экономика, 2009
16. Новикова Л.Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления: социологический аспект. − Мн., 2001. – 168 с
17. О римско-католической церкви в Республике Беларусь // Электронный ресурс:http://www.belarus.21by/ru/main_menu/religion/relig_org/new_url_828386054 Дата доступа: 17.02. 2010
18. Религиозное возрождение в современной Беларуси // Электронный ресурс режим ://www.revolution-/religiov/00058375-0.html Дата доступа: 25.03. 2010
19. Религиозные конфессии на территории Беларуси // Электронный ресурс: http://www.president.gov.by/press13573.print.html Дата доступа: 25.03. 2010
20.Религия в Беларуси // Электронный ресурс : http://www.mfa.gov.by/ru/republic/cultrel/ Дата доступа: 25.03. 2010
21. Старостенко В.В. Тенденции и особенности современной конфессиональной ситуации в республике Беларусь // Весник МГУ имени А.А. Кулешова. – 2005. – №1. – С. 21-34
22. Тиханский А. Этноконфессиональная география Беларуси // Свободная мысль. – 2008. – № 6. – С.121-134
23. Шамрук А.С. Архитектура Беларуси ХХ – начала ХХI в.: эволюция стилей и художественных концепций/А.С. Шамрук. – Минск: Белорус. наука, 2007
24. Этноконфессиональная ситуация в Республики Беларусь на современном этапе//Электронный ресурс: http://www.expo2000.bsu.by/main_document.idc?id=628ps=34 Дата доступа: 09.01. 2010