ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Информационные технологии в специальном образовании
1.2 Характеристика учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Использование информационных технологий в процессе обучения учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью на уроке по предмету «Человек и мир»
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Изучение особенностей представлений о животных у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью во 2–ом классе
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Методические рекомендации по формированию представлений о животных у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе быстрыми темпами растет роль информационных и компьютерно–опосредованных технологий в жизни человека. Большой интерес к информационным технологиям в специальном образовании вызван рядом преимуществ их использования: усиление мотивации, учет индивидуальных особенностей учащихся специальной школы, активизация мыслительной деятельности учащихся и учебного процесса, расширение возможностей работы с информацией [2, с. 89].
Информационные технологии (ИТ) в широком смысле представляет собой способ создания, фиксации, переработки и распространения информации. В узком смысле информационная технология является системой методов программно–технических средств, обеспечивающие все необходимые действия с информацией [7, с. 104]. Вопросом компьютеризированного специального обучения детей с нарушениями в развитии занимаются А.Г. Ковалева [6], О.И. Кукушкина [7] и др. Проблему обучения детей с нарушениями интеллектуального развития рассматривали Б.П. Пузанов, Р.К. Лопина [14] и др.
Особенности развития психических процессов и личности младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать в процессе обучения.
Цель курсовой работы: изучение особенностей формирования представлений о животных у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования: процесс формирования представлений о животных у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
В современном обществе быстрыми темпами растет роль информационных и компьютерно–опосредованных технологий в жизни человека. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно– обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями психического развития. Опыт работы педагогов свидетельствует, что использование специализированных компьютерных технологий в работе с такими учащимися можно активизировать компенсаторные механизмы детей и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций [18, с. 41].
Информационные технологии (ИТ) в широком смысле представляет собой способ создания, фиксации, переработки и распространения информации. В узком смысле информационная технология является системой методов программно–технических средств, обеспечивающие все необходимые действия с информацией [7, с. 104].
О специфике современных ИТ широкое проникновение их в сферу интеллектуальной деятельности человека. ИТ как новый интеллектуальный инструментарий в обучении использует такие средства осуществления как компьютерные технологии, мультимедиа. Современные когнитивные информационные технологии проникают в сферу образования и воспитания, влияют на развитие интеллектуальных способностей учащихся, таких как
С целью определения содержания и направлений формирования представлений о животных у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью было проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
1) анализ литературы по проблеме исследования, формирование выборки исследования, подбор методов и методик, выделение показателей и критериев оценки;
2) изучение особенностей представлений о животных у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью во 2–ом классе на основе сравнительного исследования с учащимися с нормальным развитием;
3) разработка методических рекомендаций по формированию представлений о животных у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности представлений о животных у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью во 2–ом классе.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и специальной литературы, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ.
Целью современного урока является развитие образного мышления и ярких, прочных представлений об изучаемом предмете. Большие возможности для реализации всего этого лежат в использовании компьютера и мультимедии в специальной школе. На уроке по предмету «Человек и мир» информационные технологии обеспечивают важный для детей с интеллектуальной недостаточностью принципа наглядности, способствующий лучшему понимаю учебного материала. Использование презентаций во время изучения нового материала, обобщения и закрепления знаний на уроке позволяет сделать урок более насыщенным, наглядным и интересным.
Сравнительное исследование изучения представлений о диких и домашних животных учащимися с интеллектуальной недостаточностью и с нормальным развитием проходило в индивидуальной форме по методике, основанной на учебной программе специальной школы. Учащимся младших классов предлагался иллюстрированный материал в виде отдельных картинок. Им необходимо было выполнить пять заданий, сопровождающихся дополнительными вопросами.
В результате сравнительного исследования изучения представлений о диких и домашних животных у учащихся с интеллектуальной недостаточностью и с нормальным развитием было выявлено, что у 100% детей с нормальным развитием обнаруживается высокий уровень представлений, у 80% учащихся с интеллектуальной недостаточностью выявлен низкий уровень, у 20% учащихся – средний уровень представлений.
При организации и осуществлении работы по формированию представлений о животных с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать психолого–педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
1. Абибок, Л. О. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках «Человек и мир» на 1 ступени общего среднего образования : опыт работы / Л. О. Абибок // ИКТ в начальных классах. – М. : Академия последипл. образования, 2015. – С. 1– 8.
2. Босова, Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л. Л. Босова // Информатика в начальной школе. – 2002. – № 1. – С. 86 – 94.
3. Выготский, Л. С. Собр. соч. : В 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Лань, 1983. – Т. 5. – 656 с.
4. Даливеля, О. В. Опыт внедрения информационных коммуникационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О. В. Даливеля, В. Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – № 1. – С. 8 – 12.
5. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев – СПб. : Речь, 2006. – 512 с.
6. Ковалева, А. Г. Использование информационно–компьютерных технологий при обучении в начальной школе./ А.Г. Ковалева – М. : Академия, 2006. – 75 с.
7. Кукушкина, О. И. Компьютер в специальном обучении: новое средство – новые идеи / О. И. Кукушкина. – М.: ИКПРАО, Утрехт:, 1995. – 352 с.
8. Маллер, А. Р., Цикото, Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер. – М. : Академия, 2000. – 208 с.
9. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская. – М. : Институт практической психологии, 1998. – 448 с.
10. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие / В. М. Мозговой. – М. : Академия, 2006. – 224 с.
11. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей. / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2002. – 336 с.
12. Певзнер, М. С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении / М. С. Певзнер. – М. : Педагогика, 1979. – 232 с.
13. Петрова, В. Г., Белякова, И. В. Психология умственно отсталых школьников (олигофренопсихология) / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Академия, 2002. – 160 с.
14. Пузанов, Б. П., Лопина, Р. К. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б. П. Пузанов. – М. : Академия, 2000. – С. 79–81.
15. Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах / Сост. М. И. Ставицкая. – Витебск : УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 22 с.
16. Учебная программа для I-V классов по предмету «Человек и мир» // Сборник программ 1-го отделения вспомогательной школы с русским языком обучения – Минск: НИО, 2014.
17. Федотова, А. М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / А. М. Федотова // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста : Межвузовский мисцеллосборник научных трудов. – Пермь : ПГПИ, 1990. – С. 75–87.
18. Швец, М. В. Информационное обеспечение педагогических технологий в интегрированном обучении: учеб.–метод. комплекс / М. В. Швец. – Витебск : ВГУ им. Машерова, 2014. – 51 с.
19. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. – М. : Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 416 с.