ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время происходят изменения в социальной жизни общества, которые не могут не сказываться на детях. Ребенок постоянно становится субъектом соблюдений требований взрослого. Противоречивые или неоправданно строгие требования, предъявляемые к ребенку со стороны взрослых, сильные эмоциональные переживания ребенка, вызванные недостаточным проявлением любви, внимания, уважения по отношению к нему, могут привести к формированию капризного поведения. Раздражительность и слезы, эгоизм и своеволие, крикливость и агрессия – все это характерные особенности поведения ребенка, которое в психологии определяется термином «детские капризы».
Актуальность работы заключается в том, что капризы – одна из основных форм негативных поведенческих проявлений ребенка в наиболее важные периоды его физического и психического развития. На основании результатов психологических исследований и практики можно констатировать факт, что капризное поведение относится к числу серьезных педагогических и психологических проблем, оказывающих значительное влияние на процесс воспитания и развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Вместе с тем в фундаментальных психологических исследованиях и педагогических трудах проблема детских капризов пока не получила исчерпывающего научного осмысления. Остаются открытыми многочисленные вопросы, которые связанны с определением понятия, обоснованием его структуры, характеристикой всех функций данной составляющей отклоняющегося поведения.
Капризы – это стремление детей делать что–либо вопреки предписаниям взрослых, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными реакциями (криком, плачем) и двигательным возбуждением [5, с. 352].
Проблему детских капризов, возникающих в дошкольном и младшем школьном возрасте, затрагивали в своих работа такие психологи как Е.Р. Баенская, Л.И. Божович, А. Валлон, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.И. Захарова, Е.Н. Корнеева, А. Луговская, Ф.А. Сохина, Д.В. Хорсанд,
Однако, анализ литературных источников показывает, что на сегодняшний день недостаточно разработаны психологические особенности капризных дошкольников. Таким образом, актуальность темы исследования также обусловлена недостаточной изученностью проблемы.
Цель исследования – выявить психологические особенности детей дошкольного возраста с целью составления рекомендаций по предупреждению детских капризов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН, ПУТЕЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕТСКИХ КАПРИЗОВ
1.1 Понятие «детские капризы»
Проблему детских капризов, возникающих в дошкольном и младшем школьном возрасте, затрагивали в своих работа такие психологи как Е.Р. Баенская, Л.И. Божович, А. Валлон, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.И. Захарова, Е.Н. Корнеева, А. Луговская, Ф.А. Сохина, Д.В. Хорсанд,
Капризы – это стремление детей делать что–либо вопреки предписаниям взрослых, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными реакциями (криком, плачем) и двигательным возбуждением [5, с. 352].
Согласно определению Б. Волкова и Н. Волковой, каприз – это негативная реакция и средство привлечь к себе всеобщее внимание или внимание необходимого для ребенка человека. Капризное поведение обычно присуще детям с неустойчивой психикой и болезненным самолюбием, безынициативным, неспособным самоутвердиться каким–либо другим путем [7, с. 195].
Каприз выражается в особенном поведении ребенка, для которого характерно необоснованное противодействие взрослым, отказ следовать их советам, просьбам или требованиям, стремление непременно добиться исполнения своего желания. Внешними проявлениями типичных детских капризов обычно являются плач и чрезмерное возбуждение, принимающие в крайних случаях истеричные формы [3, с. 59].
Истерика – это нервное, возбужденное состояние, доходящее до утраты самообладания и самоконтроля, выражающееся в немотивированных болезненного рода поступках, в крайне резком изменении настроения [9, с. 58].
В младенческом возрасте поведение ребенка, которое взрослыми характеризуется как капризное, отмечается плач без очевидных причин, отказ от кормления, плохой сон. При этом ребенок чрезмерно возбудим, бывает вызвано недостаточным или несвоевременным удовлетворением каких–то потребностей ребенка. Эмоциональные реакции младенца служат своеобразным сигналом неблагополучия, ведь иным способом сообщить о своих потребностях он еще не умеет.
Вывод по главе 1
Капризы детей – это эмоционально выражаемое стремление детей, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, совершить что–либо вопреки предписаниям или советам взрослых. Каприз часто сопровождается слезами или криком. Условиями, способствующими возникновению капризов, обычно являются физическое переутомление детей, присущая им нестойкость нервной системы, чрезмерная эмоциональная возбудимость. Часто капризы провоцируют излишняя уступчивость взрослых, противоречивые или непонятные требования, необоснованно строгое воздействие. Капризы свидетельствуют о фрустрации потребностей ребенка в любви, внимании и поддержки.
Анализ литературы позволяет выделить основные причины детских капризов:
– каприз может возникнуть как очевидная реакция на противоречивые или чрезмерно строгие требования, предъявляемые к ребенку со стороны родителей или взрослых;
– в основе капризного поведения лежат сильные переживания, вызванные недостаточным проявлением любви, внимания, уважения по отношению к нему;
– капризы выступают как протест и представляют собой реакцию ребенка на эмоциональное потрясение или даже травму;
– одной из причины детских капризов могут быть детских страхи, которые имеют свое яркое выражение в дошкольном возрасте. Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
Капризы необходимо, прежде всего, предупреждать правильным воспитанием: твердым режимом, дозировкой впечатлений, единством требований взрослых к детям, ровным с ними обращением, воспитанием, лишенным излишеств. Для преодоления упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Основными путями преодоления детских капризов можно назвать следующие: правильное воспитание ребенка в семье; воспитание в ребенке дисциплинированности; организация совместной деятельности; распределение самостоятельной работы; соблюдение режима дня; не наказывать ребенка, если он капризничает.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КАПРИЗНЫХ ДЕТЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить психологические особенности детей дошкольного возраста с целью составления рекомендаций по предупреждению детских капризов.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
– подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, выявление капризных детей с помощью экспертного оценивания;
– изучение особенностей капризных детей;
– разработка рекомендаций родителям по предупреждению детских капризов.
Методы исследования: экспертное оценивание, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Цветовой тест Люшера.
2. Тест «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова.
База и выборка исследования: исследование проводилось в ГУО «Ясли–сад №192 г. Минска», выборку исследования составили 20 детей в возрасте 4–6 лет (таблица 2.1.).
Данная выборка сформировалась в результате экспертного оценивания средней и старшей групп ясли – сада. Экспертное оценивание – процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).
Эксперт – это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте исследования, имеющее специальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации [5, с. 216].
Вывод по главе 2
Целью констатирующего эксперимента было выявить психологические особенности детей дошкольного возраста с целью составления рекомендаций по предупреждению детских капризов.
Для выявления психологического состояния капризных детей, их устойчивости к стрессам был использован цветовой тест Люшера. Результаты изучения психического состояния детей дошкольного возраста свидетельствуют о неблагоприятном состоянии. Большинство детей стремятся к состоянию волевого усилия, агрессивности, наступательных тенденций, возбуждению. Действительным состояние у большинства их них является тревожность. Некоторые дети стремятся к спокойствию и удовлетворению, но действительным состоянием является чувство уверенности, настойчивость, упрямство. Выявлены дети, которые стремятся к чувству уверенности, настойчивости, упрямству, однако действительным их состоянием является переживание страха. Некоторые дети стремятся к переживанию стресса; действительным их состоянием является чувство уверенности, настойчивость, упрямство.
Для выявления детских страхов также был использован рисуночный тест «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова. В результате изучения страхов у детей дошкольного возраста было выявлено, что большинство детей боятся сказочных героев (40%), страха смерти родителей (25%), страха врачей (20%). Дети также нарисовали свои страхи животных: больших собак (10%), страх пожара (5%). Беседа с детьми позволила выявить основные причины возникновения страхов: конкретный случай, который напугал ребенка; фантазия ребенка; высокая тревожность; нестабильная атмосфера в семье.
Часто капризничают те дошкольники, которые избалованны избыточным вниманием и привыкли к обязательному исполнению любого их желания, даже если эти желания неразумны или эгоистичны. Не следует относиться к капризу как к проявлению настойчивости, напротив, капризное поведение свидетельствует о недостаточном развитии воли, неумении подчинять свои желания требованиям взрослых.
Таким образом, капризные дети дошкольного возраста преимущественно находятся в состоянии тревожности или состоянии упрямства. У них преобладают такие страхи как страх родителей, страх врачей, страх животных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Капризы детей – это эмоционально выражаемое стремление детей, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, совершить что–либо вопреки предписаниям или советам взрослых. Каприз часто сопровождается слезами или криком. Условиями, способствующими возникновению капризов, обычно являются физическое переутомление детей, присущая им нестойкость нервной системы, чрезмерная эмоциональная возбудимость. Часто капризы провоцируют излишняя уступчивость взрослых, противоречивые или непонятные требования, необоснованно строгое воздействие. Капризы свидетельствуют о фрустрации потребностей ребенка в любви, внимании и поддержки.
Анализ литературы позволяет выделить основные причины детских капризов: каприз может возникнуть как очевидная реакция на противоречивые или чрезмерно строгие требования, предъявляемые к ребенку со стороны родителей или взрослых; в основе капризного поведения лежат сильные переживания, вызванные недостаточным проявлением любви, внимания, уважения по отношению к нему; капризы выступают как протест и представляют собой реакцию ребенка на эмоциональное потрясение или даже травму; одной из причины детских капризов могут быть детских страхи, которые имеют свое яркое выражение в дошкольном возрасте. Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
Капризы необходимо, прежде всего, предупреждать правильным воспитанием: твердым режимом, дозировкой впечатлений, единством требований взрослых к детям, ровным с ними обращением, воспитанием, лишенным излишеств. Для преодоления упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Основными путями преодоления детских капризов можно назвать следующие: правильное воспитание ребенка в семье; воспитание в ребенке дисциплинированности; организация совместной деятельности; распределение самостоятельной работы; соблюдение режима дня; не наказывать ребенка, если он капризничает.
1. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием / Е.Р. Баенская. – М.: Теревинф, 2009. – 109 с.
2. Беринг, Н. Хочу – не хочу! Буду – не буду! Работа с детскими капризами / Н. Беринг. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 218 с.
3. Биддалф, С. Секрет счастливых родителей / С. Биддалф. – М.: Рипол Классик, 2009. – 240 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович. – М.: 2001. – 352 с.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
6. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – М.: Просвещение, 1967. – 192 с.
7. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы: учеб. пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академия, 2000. – 240 с.
8. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 429 с.
9. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
10. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захарова. – М.: Смысл, 1986. – 127 с.
11. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России / Под ред. Б. Ф. Ломова. – М., 1990. – 127 с.
12. Корнеева, Е.Н. Детские капризы / Е.Н. Корнеева. – М.: Изд-во «Оникс», 2012. – 160 с.
13. Луговская, А. Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться / А. Луговская, О. Шевнина. – М.: Эксмо, 2006. – 224 с.
14. Люшер, М. Оценка личности посредством выбора цвета / М. Люшер. – М.: Вече, 1996. – 114 с.
15. Монина, Г.Б.. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. – СПб.: Речь, 2005. – 181 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
17. Мясищев, В.Н. Социальная психология личности / В.Н. Мясищев. – Л.: Медицина, 1974. – 204 с.
18. Невилл, Э. Характер: работа над врожденными особенностями вашего ребенка / Э. Невилл, Д.К. Джонсон. – М.: Интер, 1999. – 145 с.
19. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. – М.:МГУ, 1988. – 240 с.
20. Токарев, А. А. Формы и методы развития личности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методы диагностического обследования / А.А. Токарев // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 27–40.