Введение
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко) и многие другие.
Так, С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. Н.А. Никашина раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей. В.К. Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана. Т.А. Ткаченко предлагается формирование навыков описательного рассказа с использованием моделей и схем. Обучение творческому рассказыванию нашло отражение в работах В.П. Глухова, Т.А. Сидорчук.
А.В. Ястребова излагает методы коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР, рекомендует приемы, формирующие полноценную речевую деятельность. Т.Б.Филичева выделяет направления и методы коррекционного обучения детей с ОНР (IV уровня).
Однако развитие связной речи у детей с ОНР и до настоящего времени представляет собой актуально проблему, что обусловлено значимостью связной речи для школьников и социальной адаптации детей с ОНР.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Цель курсовой работы – выявление особенностей формирования связной речи у дошкольников с ОНР.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития связных высказываний у дошкольников с ОНР характеризуется общими и специфическими особенностями, как внутреннего программирования, так и внешнего оформления связных высказываний.
В соответствии с целью нашего исследования и выдвинутой гипотезой мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать лингвистическую, психологическую, психолого-лингвистическую литературу по проблемам развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1 Лингвистический и психолингвистические основы связной речи
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и психологической методической литературы [5, 6, 20, 24, 36 и др.]. Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах: психологическом (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский), психолингвистическом (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина и др.) и логопедическом (В.П. Глухов, А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б.Филичева, В.К. Воробьева и др.).
По мнению А.В. Текучева [48], под связной речью в широком смысле слова следуют понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [48, c. 65].
Из анализа литературных источников [2, 4, 7, 10, 15 и т.д.] следует, что понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
А.Р. Лурия [35], С.Л. Рубинштейн [46], В.П. Глухов [9] считают, что диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном обмене репликами [9, c. 4]. Отличительными чертами диалогической речи являются:
- эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;
- ситуативность [31, c. 4].
По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности [9, c. 4].
А.Р. Лурия [35], С.Л. Рубинштейн [46], А.А. Леонтьев [31] к основным свойствам монологической речи относят: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическую последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации [46, c. 402]. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.
Глава 2 СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1 Методика и организация констатирующего эксперимента
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Нами проводилось изучение состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста (6 лет) с общим речевым недоразвитием в ГУО «Ясли-сад №401 г.Минска». Обследованы 10 детей 6 лет, имеющих общее речевое недоразвитие разных уровней, и 10 дошкольников того же возраста с нормальным развитием речи (контрольная группа). Список детей экспериментальной и контрольной групп представлен в Приложении 1.
Целью констатирующего эксперимента является исследование уровня развития связной речи дошкольников с ОНР.
В эксперименте выделялись следующие задачи:
- изучить и определить методы исследования;
- сформировать экспериментальную и контрольную группы;
- провести констатирующий эксперимент;
- выявить и систематизировать преобладающие нарушения в связной речи детей экспериментальной группы;
- проанализировать и оформить результаты произведенного исследования.
- сделать соответствующие выводы.
В констатирующем эксперименте принимали участие старшие группы детей с ОНР.
Проведение исследования уровня развития связной речи детей с общим недоразвитием речи было необходимо для того, чтобы впоследствии констатировать какие-либо изменения в уровне развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исследование состояния связной речи начинается с изучения имеющейся на ребенка медицинской и педагогической документации, дополнительных анамнестических сведений. Изучение связной речи с помощью серии заданий проводится по окончании исследования словаря. Все задания выполняются последовательно, в разные дни и в утренние часы.
По завершению обследования нами была предложена программа коррекции связной речи детей дошкольного возраста с ОНР на материалах лексической темы «Животные».
Для исследования уровня развития связной монологической речи была применена методика бальной оценки В.П. Глухова [9].
Глава 3 ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
3.1 Направления логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушение речи
В процессе проведения логопедических занятий по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР необходимо проводить углубленную работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи, а также по развитию психических процессов и моторной деятельности.
Необходимым условием эффективности логопедических занятий является систематичность применения речевых игровых упражнений и их вариативность. Одним из необходимых условий успешного результата обучения детей является создание мотивации речевой деятельности.
В возрасте 3-7 лет дети все чаще стремятся к совместному обсуждению предметов окружающего мира, явлений, взаимоотношений между людьми. Известно, что речь самым тесным образом связана с мышлением ребёнка, поэтому развитие речи даёт возможность малышу покинуть границы ситуации, которую он переживает. При этом обогащаются и расширяются контакты детей с другими детьми старшими или младшими по возрасту. Именно такое общение важно для удовлетворения социальных потребностей детей, для успеха в совместной деятельности, для интеллектуального и эмоционального развития малыша.
Как развитие потребности в общении, так и иные виды деятельности, осваиваемые ребенком, ведут к развитию речи. Этим и объясняется факт смещения познавательной активности ребёнка от звуковой стороны слова к смысловой стороне. Отличными занятиями по речевому развитию детей дошкольного возраста могут послужить посильная помощь ребенка родителям по дому, а также за его пределами: в саду, на детской площадке, в лесу, на даче. Самый эффективный и простой способ в развитии речи дошкольника – простое общение с ним. Развитию речи способствует чтение стихотворений, сказок, рассказов о природе, животных, растениях, о таких же мальчиках и девочках, как он сам. Для развития речи дошкольников можно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Есть ещё несколько простых, но очень действенных методов по развитию речи дошкольников.
Система занятий по коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР должна быть основана на принципе специального образования – принципе коррекционной направленности при соблюдении триединой
Заключение
Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме формирования связной речи у детей с ОНР, показали, что в настоящее время проблема развития связной речи: ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй у детей и т.д. привлекает внимание многих специалистов.
В данной исследовательской работе мы рассмотрели особенности методики В.П. Глухова по формированию связной речи у детей с ОНР.
Для детей дошкольного возраста с ОНР, связная речь сохраняет свое значимое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития. Однако недостатки развития связной речи порождает у них и особенности поведения в общении.
Проведенный констатирующий эксперимент в дошкольных группах ГУО «Ясли-сад №401 г.Минска» позволяет сказать следующее:
1. В результате исследования связной речи детей дошкольного возраста с ОНР было выявлено, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам 54% детей с ОНР находятся на низком уровне успешности, на недостаточном уровне – 33%, на удовлетворительном уровне – 13%. При пересказе текста 60% детей находятся на низком и недостаточном уровне успешности, на удовлетворительном уровне – 40%. С хорошим уровнем успешности детей обнаружено не было.
2. Анализ исследования связной речи детей с нормальным речевым развитием показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам 20% детей находятся на удовлетворительном уровне успешности, 80% – на хорошем уровне. С низким и недостаточным уровнем успешности детей обнаружено не было. При пересказе текста 27% детей находятся на удовлетворительном уровне успешности, на хорошем уровне – 73%. С низким и недостаточным уровнем успешности детей обнаружено не было.
3. Во время исследования осуществлялось наблюдение за детьми. Дети с ОНР в большинстве были замкнуты, некоторые шли на контакт, однако большинство не проявляло интерес к заданиям, не многие были ориентированы на совместную деятельность и проявляли активность во время выполнений заданий. Дети с нормальным речевым развитием охотно шли на контакт, общительны, проявляли интерес к выполнению заданий, были ориентированы на самостоятельную деятельность и проявляли активность.
4. Сравнительные результаты исследования уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР и детей с нормальным речевым развитием показывают, что по уровню развития связной речи дети старшего дошкольного возраста с ОНР значительно отстают от детей с нормальным речевым развитием.
5. Для детей с ОНР характерен низкий и недостаточный уровни (60%) сформированности связной речи, а также присутствуют дети с удовлетворительным уровнем развития связной речи (40%). Детей с хорошим
1. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина - М.: ЛКИ, 2008 – 224 с.
2. Баранова, Е.Л. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ. А.И. Герцена. - Л., 1971. - 453 с.
3. Бородин, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородин. – М., 1984. – 223 с.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
5. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1956. – 520 с.
6. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский - М., 1982-1984.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев - М., 1961. – 390 с.
8. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова - М., 1984. – 180 с.
9. Глухов, В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов - Автореф. канд. дис. - М., 1987. – 22 с.
10. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - 1994. – С. 32-34.
11. Гриншпун, Б.М., Селиверстов, В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. - 1988. – С. 5-6.
12. Долгова, Л.А. Психологические основы развития навыков речевой коммуникации у учащихся общеобразовательной школы / Л.А. Долгова - М., 1996. – 96 с.
13. Ерастов, Н.П. Культура связной речи / Н.П. Ерастов - Ярославль. 1982. – 129 с.
14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
15. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин - М., 1982. – 150 с.
16. Жукова, Н.С, Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Е. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова и др. - М., 1998. – 345 с.
17. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. / А.В. Захарова – Новосибирск, 1975 – 190 с.
18. Зикеев, А.Т. Развитие речи слабослышащих учащихся / А.Т. Зикеев - М., 1976. – 105 с.
19. Зимняя, И.A. Психологические аспекты обучения говорению на инстранном языке / И.А. Зимняя - М., 1984. – 119 с.
20. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя - М., 2001. – 108 с.
21. Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С.Н. Карпова – М., 1978. – 80 с.
22. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина - Ярославль, 1997. – 90 с.
23. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / К.В. Комаров - М., 1982. – 230 с.
24. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова - М., 1973. – 50 с.
25. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова – М., 1982. – 154 с.
26. Крылова, Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. - 1985 - №2 – С. 20-25.
27. Краузе, Е. Логопедия / Е. Краузе – СПб.: «Корона», 2002. – 208 с.
28. Краевская, Н.А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания: Дис. на соискание уч. ст. канд. филол. наук. / Н.А. Краевская - M., 1984. – 165 с.
29. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская - М., 1975. – 100 с.
30. Ладыженская, Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская - М., 1980. – 90 с.
31. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. – 375 с.
32. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев - М., 2002. – 257 с.
33. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М.: Владос, 1999. – 220 с.
34. Лосева, Л.И. Как строится текст // Под ред. Г.Я. Солганика. - М,. 1980. – 70 с.
35. Лурия, А.Р. Язык и сознание // Под ред. Е.Д. Хомской. - М., 2001. – 80 с.
36. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская - М., 1979. – 515 с.
37. Мариничева, О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать / О.В. Мариничева, И.В. Елкина – Ярославль, 1997. – 65 с.
38. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова - М., 1974. – 178 с.
39. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова - М., 1991. – 90 с.
40. Методика развития речи детей дошкольного возраста // IIод ред. Л.П. Федоренко. - М., 1984. – 115 с.
41. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева - М., 1986. – 140 с.
42. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Ред. сост. С.А. Миронова. - М., 1987. – 49 с.
43. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Чиркиной Г.В. – М.: «Аркти», 2002. – 190 с.
44. Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968. – 70 с.
45. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни // Сост. Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина. - М., 1989. – 100 с.
46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн – СПб.: «Питер», 2002. – 712 с.
47. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) // Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1981. – 220 с.
48. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев – М.: «Просвещение», 1986. – 130 с.
49. Усова, А.П. Обучение в детском саду// Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1991. – 70 с.
50. Филичева, Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Е. Филичева – М., 1999. – 110 с.
51. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова - М., 1999. – 197 с.
52. Филичева, Т.Е. Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина – М.,1993. – Ч. I, II.
53. Характеристика связной речи детей 6-7 лет // Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1979. – 82 с.
54. Шахнарович, A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / А.М. Шахнарович – М., 1979. – 120 с.
55. Шахнарович, A.M. Проблемы психолингвистики / А.М. Шахнарович – М., 1987. – 215 с.
56. Шаховская, С.Н., Худенко, Е.Д. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей: III период обучения / С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко - М., 1995. – 128 с.
57. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избр. псих. труды. / Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1989. - 560 с.