ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Сущность понятия «здоровый образ жизни»
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1. Диагностика сформированности у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
2.2. Организация внеклассной и внешкольной работы с младшими школьниками по формированию навыков здорового образа жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности.
Актуальность исследования. В контексте современной социокультурной ситуации приоритетным показателем результативности и образовательной стратегии развития современного образования является сбережение ценного ресурса – здоровья как основного показателя благополучия ребенка. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования у детей основ о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной, своевременной и достаточно сложной. Ведь именно в период младшего школьного возраста идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Сущность понятия «здоровый образ жизни»
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М. Амосова, О.И. Давыдовой, В.Г. Жданова, О.Л. Зверевой, Я.А. Коменского, С.П. Семенова, Ф.Г. Углова, Д.Уотсона, Г.С. Шаталовой и др.
Каждый исторический период развития человеческого общества был определен культурными рамками и определенными ценностями, и наиболее стабильным показателем оставалось здоровье человека. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).
По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» [11, с. 22].
Выводы по 1 главе
В ходе исследования научной литературы выявлена сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Под здоровым образом жизни в данном исследовании будем понимать реализацию комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
Задача сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понимания ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют основное направление работы по формированию здорового образа жизни у детей.
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1. Диагностика сформированности у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
С целью определения уровня представлений у детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования стало Государственное учреждение образование «Средняя школа №1 г. Молодечно». В эксперименте участвовали 12 детей младшего школьного возраста – ученики 1-2 классов.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявил следующие критерии сформированности представлений старших дошкольников по следующим показателям:
1) представление младшего школьника о понятии «здоровый образ жизни»;
2) представление младшего школьника о вреде нездорового образа жизни на организм и психику человека.
Были рассмотрены в различной степени уровни: высокий, средний и низкий уровни представлений детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни:
- высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; негативно относится к вредным привычкам; настроен на здоровый образ жизни;
- средний уровень: ребенок имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеет небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни.
Выводы по 2 главе
В ходе данного исследования с целью определения уровня представлений у детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования стало государственное учреждение образование «Средняя школа №1 г. Молодечно». Основу экспериментальноܙго исследования составил целый ряд диагностических методов: наблюдение, оܙпроܙс, эксперимент. В экспериментальной группе высокий уровень представлений младшего школьного о здоровом образе жизни выявлен у 2 школьников (16 %), средний – у 6 школьников (50 %), низкий – у 4 школьников (34 %).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. В первой главе на основе теоретического анализа литературы изучены вопросы теории и практики формирования основ здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – активная деятельность людей, направленная на соܙхранение и укрепление здоровья. К основным компонентам здорового образа жизни можно отнести следующие: рациональная двигательная активность, закаливание организма, правильное питание, соܙхранение психоэмоционального состояния.
Фундаментом здорового образа жизни младшего школьника является отношение ребенка к своему здоровью. Установление отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном школьникам уровне) становится отправной точкой в формировании определенного поведения детей. Состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса.
Методология оܙбучения основам ЗОЖ базируется на деятельностном подходе с дифференциацией средств и методов обучения и принципов формирования мотивации в зависимости от ведущего типа деятельности на различных этапах непрерывного образования. Важным фактором формирования ЗОЖ признаётся содержание образования, построенное на интегративной основе – синтезе знаний различных учебных дисциплин: физической культуры, валеологии, биологии, технологии и других традиционных учебных предметов.
1. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 2010. – 198 с.
2. Алямовская, В.Г. Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 7-23.
3. Антропова, М.В. Физическое развитие ребенка / М.В. Антропова. – М : Просвещение, 2009. – 246 с.
4. Березин, И.П. Школа здоровья / И.П. Березин, Б.В. Дергачев. – М. : Московский рабочий, 1989. – 219 с.
5. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: Учеб.-метод. пособие / В.А. Деркунская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 84 с.
6. Жарикова, А.А. Проблемы формирования здорового образа жизни. Социальная работа с молодежью: пособие / А.А. Жарикова – Мн.: Асвета, 2007. – 374 с.
7. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2000. – 88 с.
8. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005. – 448 с.
9. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : программно-методическое пособие /В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 296 с.
10. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных учреждениях: пособие для медработников и воспитателей /М.Н. Кузнецова. – М. : АРКТИ, 2002. – 64 с.
11. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников : методическое пособие. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
12. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.
13. Маджуга, А.Г. Системообразующие основания стратегии валеологического образования в современных условиях / А.Г. Маджуга // Ученые записки университета Лесгафта. –2014. – №9 (115). – С. 181-186.
14. Макаренкова, Г.Г. Здоровьесберегающие системы в современном дошкольном образовании / Г.Г. Макаренкова // Пралеска. – 2004. – № 6. – С. 5-8.
15. Мархоцкий Я.Л. Валеология : учебное пособие/ Я.Л. Мархоцкий. – Минск : Вышэйшая школа, 2010. – 286 c.
16. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М. Новикова. –М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.
17. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: психология : пособие для педагогов дошк. учреждений / Е.А. Панько. – Минск : Зорны Верасень, 2006. – 264 с.
18. Попов С.В. Валеология в школе и дома. - СПб., 1997.-256 с.
19. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : Питер, 2006. – 607 с.
20. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : Питер, 2006. – 607 с.
21. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.
22. Татарникова, Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве : монография / Л.Г. Татарникова. – СПб. : Крисмас, 1999. – 171 с.
23. Терехова Т.Н. Профилактика стоматологических заболеваний / Т.Н. Терехова.- Минск : Нар. асвета, 2004. – 526 с.
24. Трещева, О.Л. Валеологическое воспитание младших школьников : учебно-методическое пособие / О.Л. Трещева, И.П. Асташина. – Омск : [б.и.], 1999. – 100 с.
25. Филиппова, С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников / С.О. Филиппова. – М. : Академия развития, 2007. – 224 с.
26. Чумаков, Б.Н. Валеология : учеб. пособие / Б.Н. Чумаков. - 2-е изд. испр. и доп. – М. : Педагогическое общество России, 2001 – 407 с.
27. Шишкина, В.А. Базисная модель физического воспитания детей дошкольного возраста в Республике Беларусь / В.А. Шишкина. - Могилев, 2007. - 238 с.
28. Шышкіна, В.Л. Хачу быць здаровым: вучэб. дапам. для выхаванцаў ст. ступені (ад пяці да шасці гадоў) устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дадат. адукацыі / В.А. Шышкіна. – Мінск : Сэр-Вит, 2003. – 56 с.