ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие и виды юридической ответственности
1.2 Понятие и признаки административной ответственности
1.3 Основания административной ответственности
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1 Понятие субъекта административной ответственности
2.2 Проблемы административной ответственности юридических лиц
ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современный период развития нашего общества реализация административного права является одной из наиболее актуальных задач государственной и правовой деятельности. Административные и правовые нормы имеют большое значение для всего общества в целом и для каждого человека индивидуально, поскольку они представляют собой волю государства, выраженную нормативными правовыми актами ее органов в отношении прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов в области государственного управления. Нормы административного права играют важную роль в регулировании, организации и функционировании государственного аппарата, обеспечивая посредством административных процедур и положений надлежащее и своевременное выявление позитивных общественных отношений в области государственного управления.
Одной из актуальных проблем современного административного права является проблема административной ответственности как в материальном, так и процессуальном аспекте. В последние годы резко возросла важность института административной ответственности в рамках механизма верховенства права.
Этот тип ответственности является одним из основных средств обеспечения правопорядка в области государственного управления. Однако существует множество правовых и организационных проблем при осуществлении мер административной ответственности.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с административной ответственностью: понятие, сущность и отличительные признаки.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с административной ответственностью: понятие, сущность и отличительные признаки.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с административной ответственностью: понятие, сущность и отличительные признаки.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть понятие и виды юридической ответственности;
- проанализировать понятие и признаки административной ответственности;
- определить основания административной ответственности ;
ГЛАВА 1
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие и виды юридической ответственности
Юридическая ответственность - это сложное, многофункциональное явление, непосредственно связанное с правовой нормой, правоотношениями, правоохранительными органами, правонарушениями.
В научной юридической литературе юридическая ответственность является формой социальной ответственности. В то же время можно встретить различные определения этой концепции, основная суть которой сводится к тому, что юридическая ответственность - это применение к лицам, совершившим преступление, принудительных мер, предусмотренных законом в соответствии с установленной процедурой. Таким образом, большинство ученых согласны с тем, что юридическая ответственность является реакцией государства на совершенный проступок.
Кроме того, в научной литературе подчеркивается понимание юридической ответственности в широком (философском) и узком (специальном) значении. В широком смысле понятие ответственности понимается как отношение человека к обществу и государству, к другим лицам и с точки зрения выполнения определенных требований, сознания и правильного понимания гражданином своих обязанностей в отношении общества, государства и других лиц. В узком смысле юридическая ответственность интерпретируется как реакция государства на совершенное преступление.
Юридическая ответственность, как и любая другая социальная ответственность, является особой и включает в себя как ответственность за будущее поведение (положительное, добровольное), так и ответственность за прошлые противоправные действия (отрицательные, обязательные для государства).
В то же время в статьях, например, Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) [28], юридическая ответственность не ограничивается наказанием. Наказание как таковое является формой осознания ответственности. Исходя из определенного лица в результате правонарушения, юридическая ответственность может оставаться невыполненной по многим причинам, правонарушитель может быть освобожден от наказания по различным причинам, предусмотренным законом, при сохранении юридической ответственности.
ГЛАВА 2
СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1 Понятие субъекта административной ответственности
Из определения административной ответственности, сформулированного ст. 4.1 КоАП [10], можно сделать вывод о том, что субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица.
Что касается отдельных лиц, то основные признаки субъекта преступления содержатся в КоАП [10]. Например, ст. 4.3 устанавливает возраст, при котором возникает административная ответственность; ст. 4.6 регулирует административную ответственность несовершеннолетних; ст. 4.7 предусматривает ответственность военнослужащих и других лиц, которые подчиняются дисциплинарные правила или специальные положения о дисциплине.
О юридических лицах сказано гораздо меньше. В части 2 ст. 4.8 КоАП сказано, что «юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП».
Общими субъектами административно-правовых отношений являются граждане. Поэтому введение законодателем других условий, которые разъясняют правовой статус других субъектов административного правонарушения и ответственности, указывает на специфику их позиции в отношении квалификации и применения или осуществления административной ответственности. Общий субъект административной ответственности является объектом административного правонарушения, то есть гражданина, у которого нет особенности юридического статуса, влияющего на применение и осуществление административной ответственности.
Если мы говорим о специфике субъектов, то их называют особыми.
Общие и особые особенности субъекта административной ответственности включаются в административное правонарушение и характеризуют субъекта с точки зрения его соответствия параметрам субъекта административной ответственности.
Проблема специальных субъектов административной ответственности довольно активно развивалась в 80-х и 90-х годах XX века. Однако эти исследования были узкими и не выходили за рамки теории состава преступления.
ГЛАВА 3
ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Частью 1 ст. 4.2 КоАП [10] определены принципы административной ответственности - законность, равенство перед законом, неизбежность ответственности, ответственность за вину, справедливость и гуманизм.
Принцип законности административной ответственности означает, что привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляется только решением компетентного органа (должностного лица) и на основании КоАП (часть 2 статьи 4.2 КоАП). Часть 2 ст. 1.1 КоАП [10] устанавливает, что этот нормативный правовой акт является единственным законом об административных правонарушениях, действующих на территории Республики Беларусь.
Суть принципа законности заключается в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
По аналогии, применение административной ответственности невозможно. Аналогом закона является заполнение пробела в законе, когда закон применяется к случаям, которые непосредственно не предусмотрены, но аналогичен тем, которые прямо регулируются этим законом. Из этого следует, что закон следует понимать в строгом соответствии с его текстом. Пробелы в законе не могут быть заполнены с помощью широкого или ограничительного толкования, в таких случаях необходимо издать новый закон [14, с. 77].
Таким образом, верховенство закона означает равенство граждан перед законом и судом, создание возможностей для фактического соблюдения законов и других правовых актов всеми физическими и юридическими лицами, государственными органами и должностными лицами и неизбежность наказания за совершение преступлений, наличие надлежащего правоприменительного механизма для эффективной борьбы с незаконными проявлениями, общие (экономические, политические, моральные и психологические), а также специальные гарантии законности: надзор и контроль за ее состоянием; эффективная система мер юридической ответственности, защита и восстановление нарушенных прав; меры по совершенствованию законодательства, выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений. Все это требует совместных усилий, взаимодействия, согласованных действий различных ветвей власти на всех уровнях государственной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев вопросы административной ответственности можно прийти к следующим выводам:
Юридическая ответственность - это субъективная обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия, предусмотренные законом, наказывая его за последствия неправомерного виновного деяния, совершенные им. В научной и учебной литературе наиболее распространенной является классификация юридической ответственности по отраслевой основе. Итак, выделяют уголовную, административную, дисциплинарную, гражданскую и материальную ответственность.
Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемых государством путем публикации правовых норм, определяющих основания для ответственности, мер, применяемых к правонарушителям, порядка рассмотрения дел о преступлениях, исполнения мер ответственности. Административная ответственность является составной частью административного принуждения и связана с последней как частью и целым. Правовое определение административной ответственности содержится в ст. 4.1. КоАП. Основными особенностями административной ответственности являются выражение в административном наказании и основание для совершения административного правонарушения.
Субъектом административной ответственности в соответствии с КоАП могут быть физические и юридические лица. Правила Кодекса об административных правонарушениях регулируют признаки личности как субъекта административной ответственности, но признаки юридического лица не раскрываются. В научной литературе все субъекты административной ответственности делятся на подгруппы: общие, специальные.
Административная ответственность юридических лиц, в соответствии с КоАП, может иметь место только для правонарушителя. При отсутствии вины юридического лица административная ответственность не может быть применена к ним. В то же время КоАП предусматривает двойную ответственность - самого юридического лица и его должностных лиц.
КоАП определяет следующие принципы административной ответственности в законодательстве: законность, равенство граждан перед законом, неизбежность ответственности, личная ответственность за вину, справедливость, гуманизм. Рассматриваемые принципы являются самой важной гарантией от необоснованного привлечения к административной ответственности, гарантиями уважения прав и свобод любого гражданина.
1. Административное право: Учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 566 с.
2. Административное право : Учебник / под общ.ред. Л.Н. Рябцева. – Минск : Амалфея, 2013. – 416 с.
3. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Минск: Дикта, 2004. – 405 с.
4. Батычко, В.Т. Административное право: конспект лекций / В.Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 462 с.
5. Бахрах, Д.Н. Административное право : учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
6. Бахрах, Д.Н. Коллективные субъекты административного права / Д.Н. Бахрах. – СПб: Вестник СПбГУ, 2008. – С. 26-28.
7. Василевич, Д.Г., Павлова, А.А. Реализация принципа равенства всех перед законом и судом в Республике Беларусь / Д.Г. Василевич, А.А. Павлова. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/7244/2/Vasilevich_D_G_Pavlova_A_A_Nauchnye_trudy_2012_S_476-480__ocr.pdf.
8. Гавриленко, Д.А. Административное право: учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; под ред. Д.А. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2002. – 416 с.
9. Галаган, И.А. Административная ответственность в СССР / И.А. Галаган. – Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1970. – 252 с.
10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. ; одобрен Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 янв. 2017 г. № 16-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
12. Крол, Н.Н. Ответственность юридического лица: понятие и принципы / Н.Н. Крол // Материалы Полесского государственного университета. – 2016. – С. 29-32.
13. Кучинский, В.А. О понятии юридической ответственности как фундаментальной категории юриспруденции / В.А. Кучинский // Юридическая ответственность: проблемы теории и практики: сборник научных трудов. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 1996. – С. 56-61.
14. Липинский, Д.А. О понятии и методологии исследования юридической ответственности / Д.А. Липинский // Вектор науки ТГУ. – 2009. – № 1(4). – С. 76-82.
15. Моисеева, А.Н. Административная ответственность по законодательству Республики Беларусь / А.Н. Моисеева // Материалы конференции студентов, магистрантов и аспирантов БГУ. – 2017. – С. 77-86.
16. О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях : Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 25 сентября 2014 г. № 15 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. Плетенев, Д.А. Проблемы административной ответственности юридических лиц. Дисс….канд. юр. наук : 12.00.14 / Д.А. Плетенев. – Минск, 2004. – 189 с.
18. Потапкин, С.С. Принцип неотвратимости юридической ответственности и проблемы его реализации в правоприменительной практике. Автореф. дис.... канд. юрид наук // С.С. Потапкин. – М., 2009. – 170 с.
19. Практика применения судами норм Общей части КоАП при рассмотрении дел об административных правонарушениях (по материалам обзора) // Судовы веснiк. – 2014. – № 4. – С. 11-22.
20. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 дек. 2006 г., № 194-З : принят Палатой представителей 9 ноябр. 2006 г. : одобрен Советом Респ. 1 дек. 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. Рогачева, О.С. Административная ответственность : учебно-методическое пособие / О.С. Рогачева. – Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 2011. – 216 с.
22. Романова, В.И. Административная ответственность юридических лиц / В.И. Романова // Материалы БГУ. – Серия D. – 2016. – С. 33-38.
23. Словарь административного права / И.Л. Бачило [и др.]; под общ. ред. И.Л. Бачило. – М.: Фонд «Правовая культура», 1999. – 318 с.
24. Телятицкая, Т.В. Административное право / Т.В. Телятицкая. – Минск : Тетралит, 2013. 224 с.
25. Теория государства и права / под ред. М.Н. Марченко. – М.: 2011. – Т.1 – 516 с.
26. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина и Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 761 с.
27. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июл. 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г. ; одобрен Советом Респ. 30 июн. 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
28. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июл. 1999 г., № 275-З ; принят Палатой представителей 2 июн. 1999 г. ; одобрен Советом Респ. 24 июн. 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. № 53-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.