ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Проблема мотивации в психологии
1.2 Влияние занятий спортом на развитие личности
1.3 Мотивация занятий спортом у студентов
1.4 Соотношение внешних и внутренних мотивационных побуждений при занятиях спортом
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ
2.1 Организация и методы исследования
2.2. Описание и анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация деятельности является одним из тех направлений в психологии, которое привлекает к себе внимание ученых и практиков всего мира. В управлении и образовании этот вопрос находится в центре внимания. Основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности и сформированная система саморегуляции. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента. Диагностика и коррекция мотивации учения, как основа решения проблемы мотивации учения, является насущной задачей психологов – специалистов в сфере образования. Только в том случае, если студент сам осознает значимость приобретаемой им профессии, он может сознательно ставить перед собой учебные цели и добиваться их исполнения, видеть возможности дальнейшего профессионального совершенствования и развития.
Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента становится особенно актуальной в психологической науке в настоящих условиях общественного развития. В психолого-педагогической науке рост личностного подхода вызвал глубокий интерес к мотивационной сфере личности, факторам, условиям и средствам ее формирования в профессиональном становлении. Проблема изучения мотивационной сферы личности студента является наиболее востребованной, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием. В едином процессе социализации-индивидуализации проявляется неспособность личности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, происходит психологическая деформация личности в отношениях к окружающим и к себе. Все это определяет мотивацию поведения и деятельности личности.
В многочисленных исследованиях показано, что эффективная работа немыслима без соответствующей мотивации. Причем ее сила должна быть адекватна цели деятельности. Если она недостаточна, цель деятельности не будет достигнута. При чрезмерной мотивации могут иметь место ошибки в работе, нарушения мер безопасности, этических норм деятельности и др. На мотивацию может оказывать влияние эгоцентризм – неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Проблема мотивации в психологии
В современной психологии не выработано единого определения мотивации. Различные ученые трактуют это понятие по-разному: как «совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение» (К. Адсен), как «совокупность мотивов» (К.К. Платонов), как «побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность» [1, с. 127]. Кроме того мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас).
Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы, для которой объединенное или значащее целое, должно было быть центром психологического исследования. К. Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное.
Трактовка мотивации чаще всего связана со словами «стимул» и «мотив». Латинское слово stimulus переводится как «заостренная палка», которой подгоняли ленивое животное. Изначально стимулом именовали способ и орудие принуждения, и только позже этим словом стали обозначать любую побудительную причину, нередко способ поощрения.
Ключевое слово, этимологически лежащее в основе базовых определений, – мотив.
Мотив – от лат. movere – приводить в движение, толкать.
В отечественной теории и практике психологии мотивации наиболее употребительными являются четыре основных определения мотива:
побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта;
совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
предмет (материальный или идеальный), побуждающий к деятельности и определяющий выбор ее направленности; осознаваемая (либо
Выводы по главе 1
Мотивация спортсмена является одной из центральных проблем современного студенческого спорта. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания тренировочного процесса, постановкой задач формирования у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ
2.1 Организация и методы исследования
В исследовании приняли участие 40 респондентов в возрасте 17-21 лет (20 юношей и 20 девушек), из которых 20 студентов активно занимаются спортом, и 20 студентов не занимаюся спортом.
Исследование состояло из трёх этапов:
1. Подготовительный, на данном этапе осуществлялось аргументирование и теоретическое осмысление темы. Изучение научно-методической литературы по теме, а также подготовка методического материала, организация исследования и подбор респондентов.
2. Эмпирический этап, суть этапа состоит в сборе эмпирических данных.
3. Заключительный этап, осуществляется обработка, интерпретация и анализ полученных данных.
На втором этапе исследования нами были использованы следующие методики:
1. «Шкала мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир (в адаптации А.А. Реана) (Приложение А);
2. «Смысложизненные ориентации личности» Д.А. Леонтьева (Приложение Б).
Рассмотрим выбранные методы более подробно.
1. «Шкала мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир (в адаптации А.А. Реана).
Инструкция: «Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале».
Обработка результатов: после заполнения листа ответов подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:
ВМ = (оценка п. 6 + оценка п. 7) / 2 ,
ВПМ = (оценка п. 1 + оценка п. 2 + оценка п. 5) / 3,
ВОМ = (оценка п. 3 + оценка п. 4) / 2.
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
Выводы по главе 2
В ходе проведенного исследования были выявлены различия мотивации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
Использование методики методики «Шкала мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир (в адаптации А.А. Реана) позволило выявить, что внутренние мотивы преобладают у 4 человек в каждой группе (20%). Оптимальный мотивационный комплекс – у 6 человек группы не занимающихся спортом (30%) и у 16 человек, занимающихся спортом. Внешние мотивы играют главенствующую роль у половины группы не занимающихся спортом (10 человек или 50%). В то же время людей с внешними мотивами в группе студентов, занимающихся спортом, выявлено не было.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
В современной психологии не выработано единого определения мотивации. Мотивационная система человека представляет собой совокупность мотивов, сложившуюся под влиянием всего предшествующего опыта, развития человека (как индивида, личности и субъекта деятельности), характеризующуюся динамичностью, иерархичностью и зависимостью от актуальных ценностей Все существующие теории утверждают, что мотивы возникают, развиваются и формируются на основе потребностей.
Мотивация спортсмена является одной из центральных проблем современного студенческого спорта. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания тренировочного процесса, постановкой задач формирования у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Спортивная мотивация представлена 3 компонентами: внутренней мотивацией (или истинной мотивацией), внешней мотивацией (мотивы славы, престижа, удовольствия от занятий физической активностью и т.п.) амотивацией (включающий широкий спектр мотивов: от недовольства и неудовлетворенности, до полного нежелания заниматься спортом).
Рассмотрев основные мотивационные факторы, формирующие интерес к занятиям спортом и физической культурой среди молодежи, можно прийти к выводу, что при должном внимании к вопросам возникновения мотивации к физической деятельности студентов в высших учебных заведениях, можно сформировать познавательный и практический интерес.
В ходе проведенного исследования были выявлены различия мотивации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
Использование методики методики «Шкала мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир (в адаптации А.А. Реана) позволило выявить, что внутренние мотивы преобладают у 4 человек в каждой группе (20%). Оптимальный мотивационный комплекс – у 6 человек группы не занимающихся спортом (30%) и у 16 человек, занимающихся спортом. Внешние мотивы играют главенствующую роль у половины группы не занимающихся спортом (10 человек или 50%). В то же время людей с внешними мотивами в группе студентов, занимающихся спортом, выявлено не было.
Методика «Смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева позволила выявить, что общий показатель осмысленности жизни у студентов, занимающихся спортом, чем у студентов, не занимающихся спортом. Это означает, что у студентов, занимающихся спортом, более сформировано
1. Абатуров, И.А. Исследование профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей / И.А. Абатуров // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 3 (144). – С. 127–130.
2. Абульханова-Славская, К.А. Личность в процессе деятельности и общения / К.А. Альбуханова-Славская // Психология личности : хрестоматия. – Самара, 1999. – Т. 2. – 388 с.
3. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. – Омск: СибГАФК, 2000. – 179 с.
4. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов/ Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. — 2006 — 368 с.
5. Бобкова, Т.С. Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза / Т.С. Бобкова, О.Б. Бобков // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 04. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14532.htm. – Дата доступа: 12.03.2016.
6. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2003. – 304 с.
7. Вартанова, И.И. К проблеме диагностики мотивации / И.И. Вартанова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1998.– № 2. – С. 80-87.
8. Верещагина, Л. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности / Л. Верещагина. – М. : Гуманитарный центр, 2012. –212 с.
9. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В.Вилюнас. – СПб. : Знание, 2006. – 180 с.
10. Гавронова, Ю.Д. Ценности культуры и их взаимосвязь с профессиональной мотивацией студентов / Ю.Д. Гавронова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2012.– № 2. – С. 101–106.
11. Гаджиева, Х.Н. Формирование профессиальной мотивации у студентов / Х.Н. Гаджиева, К.С.Шалагинова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2014. – № 3 (11). – С. 92–98.
12. Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 2. – С. 82–86.
13. Егошин, А.П. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие / А.П. Егошин. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 464 с.
14. Ефременко К.Н. Педагогическая технология формирования готовности студентов вузов физической культуры к самообразовательной деятельности / К.Н. Ефременко, И.А. Ефременкова, А.И. Сергеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 9 (55). – С. 32-42.
15. Замфир, К. Удовлетворённость трудом. Мнение Социолога / К. Замфир. – М. : Политическая литература, 1983. – 142 с.
16. Здутов, А.А. Мотивация и оценка персонала в системе современного менеджмента / А.А. Здутов // Проблемы управления в переходном обществе на пороге XXI века : Сб. науч. тр. / Прил. к журн. "Персонал". – 1999. – №4. – С. 156–158.
17. Иванова Н. Г. Оценка физической подготовленности студентов // Материалы ХV Всероссийской научно-практической конференции 23-27 сентября 2009 г. Инновационные процессы в высшей школе Краснодар, 2009. – с. 108.
18. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: МГУ, 1996.
19. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. – М. : Просвещение, 1980. – 199 с.
20. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 512 с.
21. Исаев Р.А. Собственный стиль творчества преподавателя как фактор улучшения качества дистанционного обучения в высшей школе / Р.А. Исаев, О.С. Панова О.С. // Общество: социология, психология, педагогика, 2016. – № 2. – С. 148-150.
22. Канаева, Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий / Т.А. Канаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – №12(20) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/12/kanaeva.pdf. – Дата доступа: 12.03.2016.
23. Карвасарский, Б.Д. Медицинская психология / Б.Д. Каравасарский. – Л. : Высшая школа, 1982. – 320 с.
24. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие / Е.А. Климов. – М. : Азбука, 2004. – 180 с.
25. Кузнецова, А.Р. Мотивация студентов к учебе / А.Р. Кузнецова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 1. – С. 61–64.
26. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. /Ю. Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
27. Лебедева, Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России / Н.М. Лебедева // Психология: Журнал Высшей школы экономики. – 2008. – №2 – С. 68–88.
28. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304с.
29. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – СПб. : Знание, 2007. – 220 с.
30. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1996. – 256 с.
31. Маркова, М.Ю. Основы эффективного целеполагания: программа тренинга / М.Ю. Маркова. – Нижнекамск : Нижнекамский муниципальный институт, – 2011. – 45 с.
32. Ножкина, Т. Общая психология : учебное пособие / Т. Ножкина // Т. Ножкина, Н. Прусова, И. Пивоварова. –М. : Litres, 2015. – 372 с.
33. Павлов В.И. Педагогическая технология по воспитанию физической культуры личности/ В.И. Павлов, О.В. Панина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 8 (42). – С. 65-67.
34. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. — М. : Академия, 2008. – 368 с.
35. Работоспособность человека [Электронный ресурс] URL: http://www.up-pro.ru // Управление производством
36. Романова, М.В. Проблема формирования мотивации студентов во время обучения в вузе / М.В, Романова // Известия ПГПУ. Общественные науки. – 2006. – № 2(6). – С. 146–148.
37. Симонов В.П. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987. – 212 с.
38. Смирнов М. Оценка уровня мотивации к занятиям физической культурой первокурсников факультета физического воспитания / М. Смирнов, В.А. Тищенко // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2015. – С. 468-469.
39. Татарух Р. Влияние уровня развития физических качеств студентов на темпы освоения техники игровых действий / Р. Татарух, Д. Наварецки // Человек в мире физической культуры : сборник научных трудов / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Григорьева ; Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов. – СПб., 2008. – С. 189-193.
40. Тогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000.