Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование связной речи играет важную роль в процессе речевого развития ребенка. Формирование умения составлять описательный рассказ у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является необходимым условием развития связной речи – наиболее сложной формой речевой деятельности. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение полно, связно и последовательно передать окружающим содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Связная речь помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Умение составлять описательный рассказ формируется в процессе образовательной деятельности. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.
Проблемой формирования связной речи занимались многие исследователи. В. К. Воробьева предложила систему обучения связной речи, в основе которой прием моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных текстов, так и повествовательных с помощью картинно–графического и сенсорно–графического плана [4]. В.П. Глухов разработал систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи [5]. Т.А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использования наглядности и моделирования плана высказывания [16]. Л.Н. Ефименкова систематизировала приемы работы по развитию речи детей с ОНР III уровня [7]. Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова и Е. М. Мастюкова разработали систему по совершенствованию связной речи детей третьего уровня речевого развития с соблюдением поэтапности и последовательности с лексическим материалом заданий [8].
Анализ литературных источников показывает, что на сегодняшний день недостаточно разработаны отдельные аспекты связной речи дошкольников с ОНР, в том числе и аспекты проблемы формирования умения составлять описательный рассказ. Таким образом, актуальность темы исследования также обусловлена недостаточной изученностью проблемы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Развитие связной речи у детей в онтогенезе
Проблема развития связной речи изучались в различных аспектах многими педагогами и логопедами. Среди них можно выделить: А.М. Бородич, Л.С. Выготского, В.К. Воробьеву, А.М. Леушину, Е.И. Тихееву, Т.А. Ткаченко, К.Д. Ушинского, Е.А. Флёрину. Изучением связной дети у дошкольников с ОНР занимались В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е Левина, Т.Б. Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова.
Связная речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи. Овладение связной монологической речью происходит постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, действия, связи и отношения), потребность в общении приводят к овладению разными типами речи – описанием, повествованием, рассуждением.
Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений [1, с. 124].
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Онтогенезом называется процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией, и говорящий может полностью не отражать в речи содержания своей мысли. Контекстная речь требует построения высказывания без учета ситуации, с опорой только на языковые средства.
Развитие связной речи происходит в несколько этапов совместно с развитием мышления, увеличением сложности детской деятельности и разнообразием формами общения с окружающими людьми.
А.А. Леонтьев выделяет следующие периоды речевого развития:
1. Подготовительный (с момента рождения – до 1 года);
2. Преддошкольный (от года до 3 лет);
3. Дошкольный (от 3 до 7 лет);
4. Школьный (от 7 до 17) [19 ,с. 82].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Цель эмпирического исследования: разработать методические рекомендации по формированию умения составлять описательный рассказ у дошкольников 4–5 лет с ОНР.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
– на первом этапе подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
– на втором этапе проводилось непосредственное изучение уровня сформированности умения составлять описательный рассказ у дошкольников 4–5 лет с ОНР;
– на основании результатов констатирующего эксперимента были предложены игры и упражнения по формированию умения составлять описательный рассказ у дошкольников 4–5 лет с ОНР.
Методы исследования: изучение логопедической документации, серия заданий из тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ.
База и выборка исследования: исследование проводилось в ГУО «Специальный ясли–сад №469 г. Минска» в средней группе, где обучаются 10 детей с ОНР. Второй базой исследования явилось ГУО «Ясли–сад №239 г. Минска», выборку составили 10 детей с нормальным развитием речи (таблица 2.1.).
3.1 Средства формирования умения составлять описательный рассказ у дошкольников 4–5 лет с ОНР
Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития связной речи детей, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления.
В формировании умения составлять описательный рассказ широко используются схемы. Схема – это графический план, последовательность предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа–описания. Каждая картинка в схеме должна моментально напомнить ребенку слово или выражение, которое мы ей обозначили.
Схема помогает детям определить последовательность изложения. Здесь воспитатель предлагает готовую схему, от детей требуется наполнить ее языковым содержанием. Ребенок сможет составить рассказ только в том случае, если понимает, что означает тот или иной символ, поэтому на первых занятиях рассказыванию предшествует подробный разбор схемы [].
Занятию по формированию умения составлять описательный рассказ у дошкольников 4–5 лет с ОНР должна предшествовать предварительная работа, которая включает:
1. Чтение стихотворений С.А. Васильевой «Скотный двор», С. Булановой «Домашние животные» рассказов, сказок, загадок про домашних животных.
2. Рассматривание альбомов, открыток, книг про животных;
3. Наблюдения на прогулке за животными (за кошкой, собакой).
В структуру занятий по обучению составлению рассказа на тему «Домашние животные и их детеныши» рекомендуется включать следующие компоненты:
1. Беседа – обсуждение предложенной темы (актуализация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа).
2. «Направляющие» указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ).
3. Коллективное составление мнемосхемы будущего рассказа (мелом на доске или с использованием специальных заготовок).
4. Обсуждение и анализ детских описательных рассказов [2, с. 148].
Непосредственное обучение составлению описательных рассказов характеризуется следующими особенностями:
Формирование умения составлять описательный рассказ у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет свои специфические особенности. Составление описательного рассказа – достаточно сложная деятельность для ребенка с ОНР. Занятию по формированию умения составлять описательный рассказ у дошкольников 4–5 лет с ОНР должна предшествовать предварительная работа. В работе по формированию умений составлять описательный рассказ с дошкольниками с ОНР важно использовать образец рассказа воспитателя. В структуру занятий по обучению составлению рассказа на тему «Домашние животные и их детеныши» рекомендуется включать следующие компоненты: беседа, направляющие указания к составлению рассказов, коллективное составление мнемосхемы будущего рассказа, обсуждение и анализ детских описательных рассказов.
Целью констатирующего эксперимента было выявить уровень сформированности умения составлять описательный рассказ у дошкольников с ОНР в сравнении с дошкольниками с нормальным речевым развитием. Анализ результатов исследования показал, что при составлении описательного рассказа об игрушке 90% дошкольников с ОНР экспериментальной группы находятся на низком уровне успешности, на среднем уровне – 10%. При этом, 20% детей контрольной группы находятся на среднем уровне успешности, 80% – на высоком уровне.
Формирование умения составлять описательный рассказ у дошкольников с ОНР возможно при использовании самых разнообразных средств и приемов. Важным моментом при формировании самого умения составлять рассказать осуществить предварительную работу по закреплению знаний о животных, их особенностях. Детям с ОНР необходимо предлагать составлять описательный рассказ с опорой на схему, картинку, игрушку. Не менее необходимым приемом формирования умения составлять описательный рассказ является образец воспитателя. Разработанное нами занятие по формированию умения составлять описательный рассказ на материале лексической темы «Домашние животные и их детеныши» ставит перед собой следующие задачи: 1) обучить детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; 2) обобщать знания о домашних животных; 3) воспитывать бережное отношение детей к животным.
Теоретический материал и результаты исследования могут быть использованы специалистами, работающими с детьми с ОНР при формировании связной речи, умении составлять описательный рассказ.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: практическое пособие / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: Изд-во «Учитель», 2002. – 321 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: Астрель, 2006. – 469с.
5. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов – М.: АРКТИ, 2004. – 320 с.
6. Дмитриев, Ю. Домашние животные / Ю.Д. Дмитриев. – М.: Олимп: АСТ, 1997. – 304 с.
7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 496 с.
8. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2009. – 389 с.
9. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е.И. Золотова. – М.: Просвещение, 1988. – 380 с.
10. Иванова, Н.Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи / Н.Н. Иванова // Психологическая наука и образование. – 2012. – №1. – С. 17–21.
11. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2008. – 520 с.
12. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника / А.М. Леушина // Уч. записки ЛГПИ им. А. Герцена. – Ленинград. – 1945. – T. 35. – С. 27–72.
13. Павлова, З.Н. Развитие связной речи и обучение составлению описательного рассказа по схеме / З.Н. Павлова, М.А. Павлова // Молодой ученый. – 2012. – №9. – С. 293–296.
14. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
15. Спыну, В.В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц / В.В. Спыну // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 654–657.
16. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2014. – 216 с.
17. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4–6 лет / Т.А. Ткаченко. – М.: Ювента, 2007. – 364 с.
18. Тютюева, И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.А. Тютюева // Концепт. – 2016. – Т.2. – С. 91–95.
19. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. –метод. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
20. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном и Д, 2000. – 408 с.
21. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2000. – 236 с.
22. Шаховская, С.Н. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей: III период обучения / С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. – М.: Смысл, 1995. – 268 с.