ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие Правительства и его функции 5
1.2 Состав, структура и порядок формирования
1.3 Компетенция Правительства
1.4 Подотчетность и подконтрольность Правительства
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
2.1 Организация и порядок деятельности Правительства
2.2 Правовые акты Правительства
2.3 Срок полномочий и отставка Правительства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
уголовный правовой преступление
В условиях глубоких социально-политических, социально-экономических и государственно-правовых преобразований, происходящих в Республике Беларусь, постоянно развивается система исполнительной власти, а также система органов, которые ее осуществляют и которые по-прежнему выполняют значительную часть работы в области государственного управления. В этой связи изучение проблем функционирования исполнительной власти Республики Беларусь приобретает новое значение.
Актуальность проблемы связана с чрезвычайно важной ролью, которую государственные органы призваны выполнять в силу своей конкретной функциональной цели.
В современных условиях с научной и практической точки зрения чрезвычайно важно исследовать как содержание учреждения Правительства, его функции, так и вопросы их практического применения, организационные и правовые формы, в которых его цели непосредственно реализуются ,
Государственное управление осуществляется системой специальных органов, и поскольку эта система является иерархической, интерес к каждому из ее элементов оправдан и обоснован.
Государственный орган является гражданином или группой граждан, которые наделены государственной властью и уполномоченным государством для выполнения своих задач и функций и действуют в соответствии с порядком, установленным государством.
Правительство является коллегиальным центральным государственным органом Республики Беларусь, осуществляет исполнительную власть и управляет системой подчиненных ему органов государственного управления и других исполнительных органов в соответствии с Конституцией.
Исполнительная власть – системный социальный феномен, состоящий из нескольких частей.
Во-первых, исполнительная власть, а также государственная власть в целом – это право и способность командовать, принуждать, подчиняться посредством власти.
Во-вторых, исполнительная власть осуществляется специальной системой многочисленных государственных органов и государственных учреждений.
Правительство Республики Беларусь является важнейшим государственным органом. Структура и задачи этого органа характеризуют его социальную ориентацию, демонстрируют важность деятельности Правительства для развития независимого процветающего государства и функционирования развитого гражданского общества.
ГЛАВА 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие Правительства и его функции
Согласно ст. 1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» от 23 июля 2008 года № 424-З (далее – Закон), Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий исполнительную власть в Республике Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, управление системой подчиненных республиканских органов государственного управления, других государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов [2].
Правительства существуют во всех государствах, но их количественный состав не является одним и тем же.
Совет Министров Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления. Эта особенность подчеркивает, что он занимает доминирующее положение в системе государственных органов. Совет Министров Республики Беларусь находится на высоком уровне в иерархии государственных органов, но не на самом высоком, который занимает Президент Республики Беларусь. Однако стоит отметить, что термин «центральный» не совсем точно описывает Правительство, несколько уменьшает его роль, не указывает на текущее место в системе государственных органов и не раскрывает его сущность, а скорее отражает территориальную шкалу деятельности этого органа.
В соответствии с Конституцией 1994 года, до внесения изменений и дополнений, центральным органом был Кабинет министров, который был подчинен Президенту, поскольку он был главой исполнительной власти и который находился при Президенте. Согласно Конституции 1996 года аналогичные функции были у Президента и даже немного расширены.
В соответствии с Конституцией БССР 1978 года Совет Министров действовал как высший исполнительный и административный орган государственного управления. Его полномочия включали решения по всем вопросам государственного управления, которые находились в компетенции Белорусской ССР, поскольку в соответствии с Конституцией они не были отнесены к компетенции Высшего совета БССР и его Президиума и возглавляли систему Совета Министры [4, c.100].
ГЛАВА 2
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
2.1 Организация и порядок деятельности Правительства
Основной и наиважнейшей формой организации деятельности Совета Министров Республики Беларусь выступают его заседания, которые необходимо проводить по общему правилу – по мере необходимости. Но вместе с тем установлена императивная норма о том, не реже одного раза в три месяца.
Заседание Правительства Республики Беларусь считается правомочным при условии, что в нем принимают участие не менее половины членов Совета Министров Республики Беларусь.
Кроме того, необходимо отметить, что заседания проводятся при участии Премьер-министра Республики Беларусь в качестве председательствующего. Кроме Премьер-министра, правом председательствовать на заседаниях обладает Президент Республики Беларусь. В отсутствие Премьер-министра Республики Беларусь заседания проводятся Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, а в случае отсутствия последнего - от имени Премьер-министра Республики Беларусь и в соглашении с Президентом Республики Беларусь, одним из заместителей Премьер-министра Республики Беларусь.
Решения Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства Республики Беларусь. В случае равенства голосов решение, за которое голосовало председательствующее лицо, считается принятым.
На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь решаются наиболее важные вопросы, входящие в компетенцию Правительства Республики Беларусь.
Только на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются:
1) проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;
2) основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и иные вопросы, установленные законодательством.
В целях оперативного решения вопросов, отнесенных к компетенции Совета Министров Республики Беларусь, Президиум Совета Министров Республики Беларусь в составе Премьер-министра и Заместителей Премьер-министров Республики Беларусь выступает в качестве постоянный орган.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь и управляет системой подчиненных республиканских органов власти его и других государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
Правительство занимает важное место в системе государственных органов. В работе рассматривалось взаимодействие Совета Министров с Президентом и Парламентом. Формирование Правительства в целом осуществляется главой государства. Изучив нормативную литературу, можно сказать, что Конституция и иное законодательство Республики Беларусь не устанавливают особых условий для избрания на пост Премьер-министра.
Учитывая существующую систему исполнительных органов, которая в настоящее время установлена Президентом Республики Беларусь, можно сделать вывод, что она имеет недостатки и разумно вызывает комментарии не только ученых, но и руководителей и практиков. С этой целью будет многообещающим достижение следующих задач:
- усиление активной роли исполнительной власти в системе управления;
- совершенствование системы самих органов исполнительной власти, особенно отношений с Президентом Республики Беларусь, Национальным Собранием Республики Беларусь и другими государственными органами;
- определение иерархической структуры органов исполнительной власти, характер взаимоотношений с органами местного самоуправления и самоуправлением;
- повышение уровня деятельности исполнительных органов исполнительной власти и их ответственности;
- упорядочение организации и процедур управленческого персонала;
- обеспечение подотчетности исполнительной власти общественности;
- укрепление законодательной базы исполнительной власти.
Основываясь на концепции разделения властей, рассмотренных мнений и взглядов ученых, можно сделать вывод, что исполнительная власть является одним из независимых органов государства, который имеет множество полномочий для управления государственными делами, в том числе полномочия субподрядчика юридическое регулирование; полномочия внешнеполитического представительства; полномочия осуществлять различные виды контроля; а иногда и законодательные полномочия.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - Мн.: «Амалфея», 2005. – 64 с.
2. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Бельский, К. С. О функциях исполнительной власти / К.С.Бельский - М.: Юрист, 1995. - 189 с.
4. Бодак, А. Н. Конституционно-правовые проблемы нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Республики Беларусь: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Бодак А.Н. - Минск, 2005. – 129 с.
5. Василевич, Г. А. Органы государственной власти Республики Беларусь, Конституц.-правовой статус : Учеб. пособие / Бел. негос. ин-т правоведения. - 2-е изд.,доп. - Мн.: Бип-С, 1999. – 243 c.
6. Денисов, С. А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции / С.А.Денисов // Государство и право. – 2002. -№3. - 121 с.
7. Дорошенко, А. В. Статус и роль исполнительной власти в политической системе общества : Дис. На соиск. учен. степ. канд. полит. наук : 23.00.01 / А.В. Дорошенко. - Мн., 2001. 142 с.
8. Дубовицкий, В. Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь: понятие и система органов / В.Н.Дубовицкий. - Минск: Белорусская наука, 2006. - 173 с.
9. Крамник, А. Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н.Крамник. - Минск: ООО «Тесей», 2002. - 606 с.
10. Лазарев, Б. М. Компетенция органов управления / Б.М.Лазарев. - М.:Юр.лит, 1972. - 280 с.
11. Лазарев, Б. М. Управленческие процедуры / Б.М.Лазарев. - М.: Наука, 1988. – 271 с.
12. Малый, А. Ф. Органы государственной власти области: проблемы организации : Монография / А.Ф.Малый. - Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та, 1999. – 237 с.
13. Матарас, В. Н. Правовые аспекты исполнительной власти в Беларуси: история и современность: Дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 12.00.01 / В.Н.Матарас // АН Респ. Беларусь, Ин-т философии и права. - Мн., 1995. - 132 с.
14. Пронина, В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти / В.С.Пронина // Журнал российского права. — М.,1998. — № 2. – 78 с.
15. Разумова, Л. Т. Конституционные основы деятельности органов власти / Л.Т.Разумова. - Минск: Право и экономика, 2005. – 190 с.
16. Русакевич, В.В. О повышении эффективности работы исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь по решению задач экономического и социально-культурного строительства : Материалы респ. совещ., г. Минск, 24-25 апр. 1998 г. / В.В.Русакевич. - Мн. : Беларусь, 1998. - 175 с.
17. Тихомиров Ю.А. Курс административного права: управленческая часть / Ю.А.Тихимиров. - М.: Юринформцентр, 1998. - 798 с.
18. Соколовский, А. А. Республиканские и местные органы исполнительной власти и управления в современных социально-экономических условиях:учеб. пособие для вузов / А.А.Соколовский. - Мн.: БГУ, 2000. – 101 с.
19. Соколовский, А. А. Исполнительная власть Республики Беларусь / А.А.Соколовский. - Мн.: Бел. гос. ун-т, 2001. – 266 с.
20. Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения / В.Е.Чиркин. - М.: Артикул, 1987. – 351 с.