ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Основные подходы к изучению процесса адаптации
1.2 Адаптация как психологический процесс и факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию молодых специалистов в условиях производства
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов исследования и их интерпретация
2.2 Тренинговая программа, направленная на адаптацию молодых специалистов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества к личности сотрудников организаций предъявляются огромные требования. Это и реализация профессиональных и личностных ресурсов, и высокий уровень мотивации на саморазвитие, и необходимость адаптации к новым условиям профессиональной деятельности.
Адаптация работника в организации является управляемым процессом интеграции личности в профессиональную среду и в ее основные функциональные, организационные и кадровые процессы. Адаптация представляет собой важнейшее направление практики управления персоналом в современной организации. Адаптация выступает, с одной стороны, механизмом взаимодействия сотрудника с организационным окружением, а с другой – в качестве метода развития потенциала кадровых ресурсов организации.
Ряд исследователей оказывает на необходимость учета личностных особенностей и потребностей молодых специалистов в профессиональной сфере, и ожидания современных организаций от новых, молодых работников, которые постоянно изменяются. Это требует развития средств, методов и технологий адаптации как организационного процесса в целом, и особенно – в отношении молодых специалистов.
Молодые специалисты при вхождении в трудовой коллектив, в новые для них жизненные условия, нуждаются в помощи и поддержке, в комплексе мероприятий по социально-психологической адаптации. От успешной социально-психологической адаптации молодого специалиста в современных условиях зависит не только успешная профессиональная деятельность, но и благоприятный социально-психологический в коллективе, и эмоциональный комфорт отдельного сотрудника.
Современное состояние проблемы социально-психологической адаптации молодых специалистов отражает усиливающееся противоречие между возрастающими требованиями социума к адаптивному поведению и недостаточной разработанной системой социально-психологической адаптации к условиям производства. В связи с этим встает необходимость разработки мер по социально-психологической адаптации молодых специалистов к условиям производства.
Проблема адаптации находит своей отражение в работах А.П. Исаева, А.В. Шевцова, С.А. Ларионова, А.А. Налчаджян, А.А. Реана, Л.Г. Халиуллиной и др.
Изучением проблемы адаптации молодых специалистов к условиям организаций занимались такие ученые как А.А. Алексеевский, Л.В. Бершова, Е.Н. Иванова, А.В. Рогозян, М. Солган, В.М. Петровичев, А.Ж. Юревиц и др.
Одним из средств социально-психологической адаптации молодых специалистов на предприятии выступает тренинг. Адекватно разработанный
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Основные подходы к изучению процесса адаптации
Термин «адаптация (от лат. «приспособление») рассматривается в психологическом, педагогическом, социальном, медицинском аспектах. Адаптация (приспособление) представляет собой совокупность реакций организма человека, которые поддерживают его функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды. Любая адаптация является интеграцией, предполагая вовлечение в процесс адаптации биологических систем всех уровней организации [6, с. 7].
В современной литературе существуют различные взгляды на классификацию адаптации. Принято различать следующие виды адаптации: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная [11; 13]. Ряд авторов объединяет перечисленные четыре вида в два, называя биофизиологическую и социально-психологическую адаптацию [18; 21].
Отечественные исследователи адаптацию рассматривают на разных уровнях ее протекания:
– на психофизиологическом – как приспособление (Ф.Б. Березин, В.А. Бодров, А.В. Сиомичев и др.);
– на социально-психологическом – как перестройку взаимодействия индивида с изменяющейся социальной средой (А.А. Реан, А.А. Налчаджан, С.А. Ларионова);
– на профессиональном – как перестройку профессиональной деятельности согласно новым условия (Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков, А.А. Алексеевский);
– на системном – как совокупность требований внешней среды, адаптационного потенциала, адаптивности личности (Д. В. Лукашенко, Э.Ф. Николаева, Е А. Денисова) [21, с. 97].
В связи с этим можно выделить такие основные подходы к изучению процесса адаптации как психофизиологический, социально-психологический, профессиональный, системный.
Понятие адаптации в психологии принято рассматривать в связи с целенаправленной перестройкой психики индивида под влиянием объективно существующих факторов внешней среды, способствующей к равновесию личностного функционирования в системе различных отношений [14, с. 126].
В рамках психофизиологического подхода психическая адаптация рассматривается в качестве процесса установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления
Выводы
Проведенный теоретический анализ литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Понятие адаптации рассматривается с точки зрения различных подходов. В рамках психофизиологического подхода психическая адаптация рассматривается в качестве процесса установления оптимального соответствия личности и окружающей среды. С позиций социально-психологического подхода процесс адаптации представляет собой взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к гармоничному соотношению целей и ценностей личности и группы. В контексте профессионального подхода адаптация рассматривается исследователями как приспособление молодого специалиста к новой для него социальной среде путем вхождения в организационную культуру предприятия. В рамках системного подхода адаптация рассматривается в качестве сложного, целостного, полифункционального и полиструктурированного явления, сущность которого раскрывается через понятие адаптивного потенциала, позволяющего вернуть личность в состояние адаптированности.
2. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов – это процесс активного взаимодействия личности специалиста и социальной среды в ходе профессиональной деятельности, включающий освоение социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождении
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов исследования и их интерпретация
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе. Всего в исследовании приняли участи 30 молодых специалистов, из них 15 мужчин и 15 женщин. Возраст испытуемых – 23-25 лет.
Цель исследования: выявить факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию молодых специалистов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) исследование особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов на предприятии с помощью тестирования и анкетирования; обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
3) разработка тренинговой программы, направленной на адаптацию молодых специалистов.
Гипотеза исследования: на социально-психологическую адаптацию влияют такие факторы как: уровень притязаний, мотивации, отношения и взаимодействие с коллегами и руководством.
Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов на предприятии осуществлялось с использованием методов тестирования, анкетирования, количественного и качественного анализа.
Методики исследования:
1. Комбинированный личностный опросник КЛО (авторская методика Г.Е. Леевика).
Цель: определение психологического склада личности для прогноза успешности в профессиональной деятельности, системы отношений личности в коллективе, выявления межличностных конфликтов и стабилизации социально-психологического климата.
Теоретической базой Комбинированного личностного опросника выступают концепции структуры личности и деятельности, принятые в Советской психологии. Подразделение структуры личности на следующие блоки: система отношений человека, направленность личности, интеллект, характер, темперамент.
Выводы
Проведенное эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов на предприятии позволяет сделать следующие выводы:
1. На адаптацию молодых специалистов в условиях предприятия оказывают положительное влияние такие факторы социально-психологической адаптации, как отношения и взаимодействие с непосредственным руководителем и членами коллектива. Внешние факторы, такие как содержание работы, режим работы, наличие перспектив должностного продвижения и возможность повышения квалификации, информированность о делах коллектива и завода, и условия труда, положительно влияют на процесс адаптации. Однако некоторые из критериев могут оказывать и отрицательное воздействие (заработная плата, наличие льгот для работников). Оценка уровня притязаний и уровня самооценки, относящиеся к внутренним факторам адаптации, указывает на их деструктивное влияние на адаптацию молодых специалистов в условиях предприятия. Гипотеза исследования о том, что на социально-психологическую адаптацию влияют такие факторы как: уровень притязаний, мотивации, отношения и взаимодействие с коллегами и руководством, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что понятие адаптации рассматривается с точки зрения различных подходов. В рамках психофизиологического подхода психическая адаптация рассматривается в качестве процесса установления оптимального соответствия личности и окружающей среды. С позиций социально-психологического подхода процесс адаптации представляет собой взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к гармоничному соотношению целей и ценностей личности и группы. В контексте профессионального подхода адаптация рассматривается исследователями как приспособление молодого специалиста к новой для него социальной среде путем вхождения в организационную культуру предприятия. В рамках системного подхода адаптация рассматривается в качестве сложного, целостного, полифункционального и полиструктурированного явления, сущность которого раскрывается через понятие адаптивного потенциала, позволяющего вернуть личность в состояние адаптированности.
Социально-психологическая адаптация молодых специалистов – это процесс активного взаимодействия личности специалиста и социальной среды в ходе профессиональной деятельности, включающий освоение социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождении в систему межличностных отношений. Процесс социально-психологической адаптации молодого специалиста в условиях предприятия является поэтапным. Смена этапов заключается в постепенном уменьшении активности сопровождения молодого специалиста, в увеличении его профессиональной самоотдачи. На процесс адаптации к условиям производства молодых специалистов оказывают влияние личностные, социально-психологические, материальные и процессные факторы. Эффективность процесса социально-психологической адаптации оказывают существенное влияние такие факторы как мотивация трудовой деятельности и удовлетворенность молодых специалистов работой и пребыванием в коллективе.
В результате проведенного исследования особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов на предприятии было выявлено, что на адаптацию молодых специалистов в условиях предприятия оказывают положительное влияние такие факторы социально-психологической адаптации, как отношения и взаимодействие с непосредственным руководителем и членами коллектива. Внешние факторы, такие как содержание работы, режим работы, наличие перспектив должностного продвижения и возможность повышения квалификации, информированность о делах коллектива и завода, и условия труда, положительно влияют на процесс адаптации. Однако некоторые из критериев
1. Алексеевский, А. А. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов : факторы влияния, критерии и показатели / А. А. Алексеевский // Символ науки. – 2015. – № 6. – С. 344–346.
2. Бершова, Л. В. Социальная адаптация молодых специалистов к условиям конкретного производства (на примере предприятий химической промышленности) : автореф. дис. канд. эконом. наук : 09.00.09 / Л. В. Бершова. – Москва, 1984. – 20 с.
3. Вызулина, К. С. Личностные детерминанты социально-психологической адаптации личности : теоретико-методологические основы исследования / К. С. Вызулина, Б.А. Ясько // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 180–185.
4. Зеленая, Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии / Л. В. Зеленая // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань, 2016. – С. 43–45.
5. Иванова, Е. Н. Социально-психологические факторы адаптации молодых специалистов на предприятии / Е. Н. Иванова // Машиностроение и компьютерные технологии. – 2014. – № 12. – С. 128–139.
6. Исаев, А. П. Теория функциональных систем и состояний. Современные проблемы адаптации и стресса / А. П. Исаев, А. В. Шевцов // Вестник ЮУрГУ. – 2005. – № 4. – С. 6–13.
7. Когдин, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А. А. Когдин // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 4. – С. 80-83.
8. Куприн, А. А. Эффективность трудовой адаптации как предпосылка успешной профессиональной деятельности / А. А. Куприн // Вестник Санкт-Петербурского ун-та МВД России. – 2009. – № 2. – С. 229–234.
9. Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика : монография / С. А. Ларионова. – Белгород, 2002. – 200 с.
10. Лукашенко, Д. В. Системный подход к адаптации личности / Д. В. Лукашенко // Человеческий капитал. – 2016. – № 1. – С. 71–72.
11. Мельникова, Н. Н. Процесс социально-психологической адаптации : подходы к изучению // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология : сборник научных трудов / Под ред. Н. А. Батурина. – Челябинск, 1998. – Т.1. – С. 31–49.
12. Назаревич, О. С. Теоретические подходы к определению социально-психологических аспектов адаптации личности / О. С. Назаревич // Вестник угроведения. – 2012. – № 4. – С. 66–69.
13. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация : механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. – М.: Эксмо. – 368 с.
14. Николаева, Э. Ф. Возможности системного анализа особенностей адаптации личности / Э. Ф. Николаева, Е. А. Денисова, С. Ю. Николаева // Концепт. – 2015. – № 4. – С. 126–130.
15. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – Киев : Наука, 2006. – 191 с.
16. Петровичев, В. М. Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов как объект научного исследования / В. М. Петровичев // Известия Тульского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 43–52.
17. Рассадин, В. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / В. В. Рассадин // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 3. – С. 53–59.
18. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
19. Рогозян, А. Б. К проблеме взаимосвязи социальной и профессиональной адаптации личности / А.В. Рогозян // Актуальные проблемы психологии личности : сб. статей по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011. – С. 11–16.
20. Сагайдак, Н. Н. Понятие «адаптация» в современной психологии / Н. Н. Сагайдак, М. Л. Спирина // Студенческая наука 21 века. – 2016. – № 1. – С. 216-218.
21. Соколова, Ю. А. Генезис понятия «адаптация» / Ю. А. Соколова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2014. – № 3. – С. 93–99.
22. Солган, М. Особенности адаптации молодых работников в коллективе / М. Солган // Вестник УрФУ. – 2015. - № 1. – С. 147–152.
23. Суханов, А. А. Анализ понимания адаптации человека в отечественных психологических исследования / А. А. Суханов // Гууманитарный вектор. – 2011. - № 2. – С. 201–204.
24. Сухов, А. Н. Социальная психология / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев. – М. : Академия, 2004. – 600 с.
25. Тюрина, Н. В. Понятие адаптации в современной психологии / Н. В. Тюрина // Вестник АГТУ. – 2007. – № 2. – С. 164–168.
26. Филиппченкова, С. И. Профессиональный стресс и социально-психологическая адаптация специалиста в изменяющихся условиях деятельности : учеб. пособие / С. И. Филиппченкова. – М. : Академия, 2009. 120 с.
27. Халиуллина, Л. Г. Особенности социально-психологической адаптации молодых работников прокуратуры на различных этапах профессионального становления / Л. Г. Халиуллина // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА. – 2015. – № 3. – С. 200–207.
28. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2006. – 320 с.
29. Шмаков, А. Г. Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результат труда персонала / А. Г. Шмаков, А. В. Топоркова // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – № 3. – С. 103–106.
30. Юревиц, А. Ж. Адаптация к профессиональной деятельности / Физиология трудовой деятельности // А. Ж. Юревиц, В.С. Аверьянов, О. В. Виноградов. – СПб. : Наука, 2003. – С. 209–277.