Введение
1. Правовая охрана атмосферного воздуха
1.1. Атмосферный воздух как объект правовой охраны
1.2. Способы правовой охраны атмосферного воздуха. Источники загрязнения 7
2. Государственный контроль за охранной атмосферного воздуха
2.1. Ответственность за нарушения законодательства по охране атмосферного воздуха
3. Предотвращение загрязнений атмосферного воздуха
3.1. Пути решения проблем в области нормативного регулирования охраны атмосферного воздуха
3.2. Роль ОВД в охране атмосферного воздуха
Заключение
Список использованных источников
Введение
Атмосферный воздух представляет собой элемент окружающей природной среды, важный для жизни людей, животных и растений, служащий защитой от космического излучения, поддерживая определенный тепловой баланс на планете, таким образом, определяя климат в мире. Наряду с экологическими функциями атмосферный воздух выполняет важнейшие функции в области экономики, так как выступает незаменимым элементом производственных процессов, транспортной, энергетической и другой деятельности человека. Однако, рост городов, развитие промышленности, увеличение количества транспорта, активное освоение пространства земли приводят к изменению газового состава атмосферы, накоплению пылевого, химического, радиационного, электромагнитного и шумового загрязнений, разрушению озонового слоя атмосферы, нарушению ее естественного баланса. Такая деятельность людей наносит ущерб здоровью граждан, экономике, природной среде, что приводит к необходимости регулирования антропогенного воздействия на атмосферный воздух.
Из приведенных данных видно, что мир приближается к экологическому кризису, в данном случае органы законодательной и исполнительной власти должны уделять решению экологических проблем первостепенное значение. В системе охраны окружающей среды особо важное место занимает обеспечение благополучия воздушного бассейна, так как в последние годы антропогенное воздействие на воздушную среду резко усилилось.
Однако население либо не заинтересовано в решении данной проблемы, либо не знают о возможности обращения за информацией о состоянии окружающей среды и возможности возмещения вреда за причинение вреда здоровью таким состоянием окружающей среды. Сбор информации показал, что людей беспокоят состояние воздуха и уровень его загрязнения (11%), большое количество машин, близость автомагистралей, выхлопные газы, а также вырубка и уничтожение лесов, нехватка зеленых насаждений (8%). Тем не менее по вопросам нарушения экологических прав граждан зарегистрировано всего 1789 обращений.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с правовым регулированием охраны атмосферного воздуха.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовым регулированием охраны атмосферного воздуха.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с правовым регулированием охраны атмосферного воздуха.
1 Правовая охрана атмосферного воздуха
1.1 Атмосферный воздух как объект правовой охраны
Проблема загрязнения воздуха на данный момент одна из плачевных в мире, что должно волновать каждого гражданина. Если уделить этой проблеме пристальное внимание и действовать незамедлительно, то путём законодательных действий можно постепенно решить эту проблему.
В конце XX века законодательство о регулировании атмосферного воздуха только начало развиваться, но в связи с последними колебаниями климата и предсказаниями специалистов об изменении атмосферы следует отметить нарастающую актуальность данного вопроса. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных [1]. В связи с этим законодатель акцентирует особое внимание на правовые основы государственного управления охраны атмосферного воздуха как на особо сложно контролируемый объект правовой охраны окружающей среды. Здесь возникают вопросы сравнения особенностей и определения способов правовой охраны атмосферного воздуха и других объектов окружающей среды в отдельно взятых районах.
Сегодня правовая охрана атмосферного воздуха обусловлена некоторыми особенностями, так как источники вредного воздействия на него непрерывно модернизируются. Состояние атмосферного воздуха постоянно находится под надзором общегосударственной службы наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды.
В борьбе за чистоту Закон «Об охране атмосферного воздуха» акцентирует свое внимание на оснащенности предприятий и транспорта очистными устройствами и приспособлениями, то есть законодательством предусматривается обезвреживание или ликвидация выбросов загрязняющих веществ. Также существует запрет на ввод в эксплуатацию объектов, не предусматривающих все критерии требований по охране атмосферного воздуха. Однако, как показывает практика, данные запреты четко не соблюдаются: вновь вводимые в эксплуатацию предприятия допускают умышленное нарушение нормативов предельно допустимых значений загрязняющих веществ в атмосфере. Это вызвано тем, что санкции за нарушения незначительны. Вместо высоких затрат на приобретение очистительных систем и фильтров предприятию выгоднее оплатить штраф [2].
На сегодняшний день вышеперечисленные меры по охране атмосферного воздуха, предпринятые государством, не дают положительного результата.
2. Государственный контроль за охранной атмосферного воздуха
2.1. Ответственность за нарушения законодательства по охране атмосферного воздуха
Административная, уголовная и гражданская ответственность устанавливается за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха. Основой являются экологические правонарушения в этой области, то есть виновные противоправные деяния, нарушающие установленные законом нормы защиты атмосферного воздуха, перечень которых установлен ст. 61 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». Нарушения законодательства Республики Беларусь об охране атмосферного воздуха, нормы и правила включают [13]:
- превышение стандартов качества атмосферного воздуха, действующего на территории Республики Беларусь;
- выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или ее территориальных органов;
- вредные физические и другие воздействия на атмосферный воздух без разрешения органов, осуществляющих государственный контроль в области защиты атмосферного воздуха;
- потребление атмосферного воздуха для производственных нужд без разрешения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или ее территориальных органов;
- нарушение правил эксплуатации и технического обслуживания объектов, оборудования, оборудования для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не отвечающих требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха;
- производство, ввод в эксплуатацию после ремонта и обслуживания подвижных источников, в которых содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах и уровни вредных физических и других воздействий на воздух превышают установленные стандарты;
- продажа топлива для мобильных источников, качество которых не соответствует требованиям технических регламентов;
- введение открытий, изобретений, предложений по рационализации, новых технических систем, веществ и материалов, которые не отвечают требованиям по охране атмосферного воздуха, установленным в Республике Беларусь;
3. Предотвращение загрязнений атмосферного воздуха
3.1 Пути решения проблем в области нормативного регулирования охраны атмосферного воздуха
На природоохранную деятельность в Советском Союзе обратили серьезное внимание лишь в начале 70-х годов прошлого века. 20 сентября 1972 года вышли Постановление Верховного Совета СССР от № 3351-VIII «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов» и Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 года № 898 «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов». Именно благодаря этим документам стали формироваться органы управления и специализированные структуры, которые осуществляли мониторинг состояния окружающей среды и контроль источников воздействия на нее. И в первую очередь объектом внимания этих структур и организаций стало состояние атмосферного воздуха.
7 февраля 1974 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от № 96 «Об утверждении положения о государственном контроле за работой газоочистных и пылеулавливающих установок». В этом Постановлении были определены цели этого контроля: «Государственный контроль за работой газоочистных и пылеулавливающих установок имеет своей целью обеспечить осуществление предприятиями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, бесперебойной и эффективной работы установок санитарной очистки газов, а также своевременное внедрение в промышленное производство нового газоочистного и пылеулавливающего оборудования, отвечающего последним достижениям отечественной и зарубежной науки и техники» [18].
Была установлено, что «государственный контроль за работой газоочистных и пылеулавливающих установок осуществляется Государственной инспекцией по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок Министерства химического и нефтяного машиностроения». Должностные лица Государственной инспекции по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок получили, в частности, право:
«беспрепятственно посещать подконтрольные объекты…;
давать предприятиям и организациям, независимо от их ведомственной принадлежности, обязательные для них предписания об устранении недостатков в работе газоочистных и пылеулавливающих установок…;
Заключение
В отличие от Беларуси, где требования по нормативам и лимитам установлены законодательством, в США кроме федеральных стандартов существуют стандарты штатов и локальные нормативно-правовые акты, утверждаемые органами местного самоуправления. Они вправе устанавливать как дополнительные или существенно завышенные показатели качества отдельных объектов окружающей среды, так и более жесткие нормативы выброса загрязняющих веществ и требования к потенциальным источникам загрязнения по сравнению с вышеназванными стандартами, но при этом они не могут занижать эти стандарты. Ярким примером можно считать штат Калифорния, где установлены более завышенные требования нормативов выбросов, как для предприятий, так и для выхлопных газов с машин.
Таким образом, регламенты и стандарты являются необходимым условием для реализации экологического законодательства в США. Без данных стандартов положения закона являются простым призывом, а не нормами законодательства, которые обязаны соблюдать все предприятия. В свою очередь кроме федеральных стандартов существуют стандарты штатов по регулированию выбросов в атмосферу. Законодательство в этом плане находится еще на начальном этапе, в котором нужно делать много пересмотров и дополнений, а в частности усовершенствовать систему ПДК, увеличить штраф за превышение нормативов и исключить коллизию в законодательстве.
Снижение выбросов в атмосферу имеет важнейшее значение. Если проанализировать динамику изменения объемов выбросов за 10 лет, то за этот период, валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по стационарным источникам и автотранспорту снизился на 4381 тыс. тонн [11].
В целях обеспечения качественного состояния атмосферного воздуха необходимо совершенствование государственного надзора, а также производственного и общественного контроля в области охраны атмосферного воздуха. Без формирования эффективного механизма экологического контроля успешное решение вопросов охраны атмосферного воздуха невозможно [12].
В научной литературе исследователями отмечается несовершенство законодательства в области государственного экологического надзора. К. Ерузалимова обращает внимание на несогласованность правовых актов в части необоснованного различия в компетенции региональных и федеральных органов осуществляющих экологический надзор и предлагает осуществить оптимизацию полномочий указанных органов в части возможности предъявления искового заявления в суд с требованием об ограничении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны атмосферного воздуха [6].
1. Боголюбов, С.А. Вопросы административной ответственности за нарушение правил охраны атмосферного воздуха / С.А. Боголюбов, А.Б. Панов // Вестник ВАС РФ. – 2013. – № 8. – С. 57 63.
2. Аббасов П.Р. Проблемы правового регулирования экологического контроля / П.Р. Аббасов // НАУКА ЮУрГУ Материалы 63-й научной конференции. Сер. "Секции экономики, управления и права" Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет. – 2011. – С. 3-5.
3. Горбовой, В.Ф. Экологический аудит в системе законодательства об охране окружающей среды Учеб. пособие / Горбовой В.Ф., Аббасов П.Р. ; М-во образования Рос. Федерации. Юж.Ур. гос. ун-т. Каф. экол. и земел. права. – Челябинск, 2003.
4. Ерузалимова, К.С. О совершенствовании правового регулирования деятельности по охране атмосферного воздуха в Российской Федерации/ К.С. Ерузалимова // Вестник Омской юридической академии. – 2017. – Т. 14. – № 3. – С. 113-116
5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». – М.: Минприроды России; НИА-Природа. – 2017. – 746 с.
6. Карелин, А.О. Противоречия законодательства Российской Федерации, регламентирующего градостроительные аспекты охраны атмосферного воздуха / А.О. Карелин, А.Ю. Ломтев, Г.Б. Еремин, Н.А. Мозжухина // Российская юстиция. – 2017. – № 4. – С. 24 27.
7. Логинова, Е.С. Административная ответственность хозяйствующих субъектов за нарушение правил охраны атмосферного воздуха / Е.С. Логинова // Российская юстиция. – 2014. – № 2. – С. 8 11.
8. Проничкин, С.В. Проблемы и перспективы государственного регулирования антропогенной нагрузки на экосистему мегаполиса: установление лимитов и санитарнозащитных зон / С.В. Проничкин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2017. – Т. 13. – № 2 (347). – 341-352 с.
9. Яковлева, О.А. Вопросы отграничения преступного загрязнения атмосферы от правонарушений и иных составов преступлений / О.А. Яковлева // Legal Concept. – 2017. – Т. 16. – № 2. – 6165 с.
10. Водный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 30 апреля 2014 г. № 149-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 15 марта 1994 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Кодекс Республики Беларусь о земле : Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 425-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
13. Кодекс Республики Беларусь о недрах : Кодекс Респ. Беларусь, 14 июля 2008 г., № 406-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. Лесной кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь : 24 декабря 2015 г. № 332-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Об охране окружающей среды : Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. О животном мире : Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. О растительном мире : Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 205-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. О направлениях государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016 - 2020 годы / Привалов Ю. А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
19. Петров, В.В. Экологическое право России : учебник / В.В. Петров - М. : БЕК. 1995. -557 с.
20. Президент Республики Беларусь и экологическая функция государства / Карпович Н. А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.