Введение
Актуальность исследования обусловлена тенденцией к сознательно бездетному браку. Сегодня в рамках происходящих трансформаций общества происходит смена представлений внутри системы ценностей личности. На современном этапе институт семьи и брака переживает ценностный кризис, который сопровождается негативными изменениями в сфере брачно-семейных отношений: низкой устойчивости этих отношений, падении рождаемости, росте количества разводов, отказе от рождения детей, росте числа социальных сирот и многое другое. Согласно Т.А. Гурко, проблема рождаемости связана в большей степени не с социально-экономическими трудностями, которые сопровождают современное общество уже не одно десятилетие, а со снижением потребности семьи в детях, с изменением репродуктивных установок [1].
В связи с этим можно прийти к выводу, что молодое поколение выстраивает новую иерархию ценностей, где установки на воспроизведение потомства занимают не самое высокое положение.
Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности [2]. Ценностные ориентации оказывают определяющее влияние на поведение человека, на его установки, в том числе и на репродуктивные.
Репродуктивные установки – это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность различных действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей [3, с. 141].
Проблема ценностных ориентаций нашла свое отражение в работах А.Г. Здравомыслова, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, М. Рокича и других. Изучением репродуктивных установок и репродуктивного поведения личности занимались А.И. Антонов, В.В. Бойко, В.А. Борисов, Т.А. Гурков, С.В. Захаров, А.И. Кузьмин, Л.И. Савинов и другие. Исследователями накоплен достаточно обширный материал и по проблеме ценностных ориентаций, и по проблеме репродуктивных установок. Однако, исследований, направленных на изучение взаимосвязи обоих феномен, практически не обнаружено.
В связи с этим становится важным выявление проблемы взаимосвязи репродуктивных установок в системе ценностных ориентаций в связи с изменением общественного сознания. В нашей работе будут рассмотрены факторы, влияющие на содержание репродуктивных установок в связи с доминирующими ценностными ориентациями мужчин.
1 Теоретические основы проблемы ценностных ориентаций и репродуктивных установок мужчин
1.1 Понятие «ценностные ориентации»
В современной отечественной и зарубежной литературе существует множество определений понятия «ценность». В отечественной социологии это понятие появилось в начале 60-х годов и понималось как установка и направленность личности, связанная со значимыми для нее оценками действительности [2, с. 59].
Понятие «ценностные ориентации» в научный оборот ввел известный социолог Т. Парсонс в рамках теории социальных систем. По определению Т. Парсона, ценностные ориентации – это «основа интеграции субъектов в общество посредством взаимопроникновения между социальной и личностной системами» [4, с. 108].
Дальнейшее распространение понятия ценностных ориентаций находит свое отражения в работе американского психолога А. Маслоу «Психологии бытия». Согласно А. Маслоу, ценность – это «избирательная установка, производная от потребностей» [5, с. 237]. При этом, автор считал, что ценности и потребности связаны между собой иерархически и эволюционно.
А.Г. Маслоу к неотъемлемым качественным признакам ценности он относит:
– онтологичность (ценности осмысливаются личностью в процессе оценки людей, общества, идей и пр.);
– антропоцентричность (ценности представляют собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений); объективность и субъективность (объективность коренится в предметно-практической деятельности субъекта, в структуре человеческой культуры, а субъективность ценности определяется предпочтением или отвержением со стороны индивида, личностными качествами и социальными условиями);
– историчность (с изменением общественных отношений происходит переоценка ценностей);
– зависимость от родовых человеческих потребностей (понятие «ценность» может существовать там, где объект, значимый для бытия человека с его потребностями и возможностью их удовлетворения);
– гуманистическая созидательная направленность (ценности определяются не столько от их способности удовлетворять материальные или духовные потребности людей, сколько от их соответствия общественным образцам);
– самодостаточность (ценности сами по себе обладают собственным содержанием, значением, полифункциональностью);
– явно выраженная многозначность (ценность представляет собой систему элементов оценивания по образцу);
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и репродуктивных установок мужчин
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
Цель эмпирического исследования: выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и репродуктивных установок мужчин.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки;
2) изучение ценностных ориентаций и репродуктивных установок мужчин;
3) выявление статистической связи между ценностными ориентациями и репродуктивными установками мужчин.
Методы исследования: тестирование, опрос, методы математической статистики, количественная и качественная обработка данных.
Исследование осуществлялось на базе ГУО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины».
Выборка исследования: 30 студентов 5 курса в возрасте 21-22 года. Студенты не женаты и детей не имеют, но все имеют достаточно прочные близкие отношения. Выборка исследования представлена в приложении А.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1) ценностные ориентации М. Рокича;
2) методика изучения репродуктивных установок А.И. Антонова.
Приведем краткое описание методик.
Ценностные ориентации М. Рокича.
Назначение методики: исследование ценностей-целей и ценностей-средств личности.
Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: первый включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности; второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Список ценностей представлен в приложении Б.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Ответы респондентов зафиксированы в протоколе, представленном в приложении В.
Заключение
Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности. Репродуктивные установки – это психические состояния личности, характеризующиеся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Репродуктивные установки оцениваются через потребность в детях, выраженную в индикаторах: идеальное, желаемое и ожидаемое число детей. Мужчины особое значение придают экономической независимости, а также наличию жилищных условий; для мужчины важно иметь стабильный доход и работу; многие современные мужчины стремятся к индивидуальному благосостоянию, повышению материального положения; возрастает стремление мужчин к автономии и самореализации, которые зачастую не могут сочетаться с семейными ценностями, в том числе и детьми. Ценностные ориентации мужчины меняются при условии ожидания появления ребенка.
Целью эмпирического исследования было выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и репродуктивных установок мужчин. В исследовании приняли участие 30 студентов 5 курса в возрасте 21-22 года. Анализ результатов исследований терминальных ценностей свидетельствует о том, что у мужчин доминируют стремление к свободе, уверенности в себе, активной деятельной жизни и интересной работе. У мужчин преобладают следующие ценности-средства: рационализм, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, непримиримость к недостаткам в себе и других. Анализ результатов исследования репродуктивных установок показывает, что большинство мужчин в возрасте 21-22 года в конкретных условиях жизни в момент опроса ориентированы на одного ребенка (53%), на двух детей ориентированы 20%, не желают иметь детей 20% мужчин, 7% – ориентированы на троих детей. Полученные данные свидетельствуют о репродуктивной установке мужчин преимущественно на одного ребенка. Выявлено небольшое количество мужчин, ориентированных на бездетность и на двух детей. Менее всего мужчины ориентированы на трех детей. Такие результаты могут быть обусловлены относительно небольшим возрастом опрошенных мужчин, у которых еще не сформировалась психологическая готовность к отцовству.
1 Гурко, Т.А. Трансформация брачно-семейных отношений / Под редакцией В.А. Ядова // Россия: трансформирующееся общество. – М.: Канон-пресс-Ц, 2001. – С. 272–283.
2 Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. № 4. – С. 36–42.
3 Антонов, А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) / А. Антонов. – М.: Просвещение, 1998. – 468 с.
4 Парсонс, Т. Система современных обществ / Под ред. М.С. Ковалевой. – М.: Аспект пресс. 1997. – 270 с.
5 Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М.: Рефл-Бук, 1997. – 300 с.
6 Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
7 Брожик, В. Марксистская теория оценки / В. Брожик. – М.: Политиздат, 1982. – 110 с.
8 Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
9 Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 221 с.
10 Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
11 Анисимов, С.Ф. Ценности реальные и мнимые / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1970. – 183 с.
12 Девятых, С.Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий / С.Ю. Девятых. – Мн.: РИВШ, 2007. – 135 с.
13 Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. – М.: Свободная пресса, 1973 – 153 с.
14 Фурманов, И.А. Психодиагностика и психокоррекция личности / И.А. Фурманов, Л.А. Пергаменщик. – Минск.: Народная асвета, 1998. – 64 с.
15 Лежнина, Ю.П. Семья в ценностных ориентациях / Ю.П. Лежнина // Социол. исследования. – 2009. – № 12. – С. 69–77.
16 Антонов А.И. Особенности эволюции демографических процессов, социально-нормативной регуляции репродуктивного поведения и планирования семьи / А. И. Антонов // Планирование семьи и национальные традиции. –1988. – С. 15.
17 Лупандин, В.Н. Социология молодежи / В.Н. Лупандин. – Орел: УНПК, 2011. – 235 с.
18 Бойко, В.В. Репродуктивное поведение семьи и личности: Социально-психологическое изучение рождаемости: автореф. дисс. ... докт. психол. наук: 19.00.05 / В.В. Бойко. – Л.: ЛГУ, 1981. – 632 с.
19 Головляницина, Е.Б. Роль социально-психологических факторов в репродуктивных намерениях / Е.Б. Головляницина // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. – М.: НИСП, 2007. – С. 136–140.
20 Смирнова, А.В. Брак с детьми или без детей: установки молодоженов (На материале Ивановской области) / А.В. Смирнова // Женщина в российском обществе. – 2010. – № 4. – С. 17–21.
21 Егорова, Н.Ю. Родительско-детские отношения в браках и сожительствах / Н.Ю. Егорова // Женщина в российском обществе. – 2008. – № 3. – С. 23–30.
22 Борисов, В.А. Демография / В.А. Борисов. – М.: Изд. дом NOTA BENE, 1999. – 272 с.
23 Багирова, А.П. Факторы репродуктивного поведения населения: (анализ межстрановых и межрегиональных различий) / А.П. Багирова, А.М. Илышев // Социол. исследования. – 2009. – № 2. – С. 37–46.
24 Неудачина, И.Г. Трансформация ценностей современной семьи / И.Г. Неудачина // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 37–41.
25 Борисенко, Ю.В. Психология отцовства / Ю.В. Борисенко. –Обнинск: Иг–Социн, 2007. – 530 с.
26 Овчарова, Р.В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности / Р.В. Овчарова, Ю.А. Токарева // Наука и образование Зауралья. – 2005. – № 1. – С. 169–174.
27 Боязитова, Т.Д. Ценностные ориентации мужчин, ожидающих появление ребенка / Т.Д. Боязитова // Наука и современность. – 2011. – № 9. – С. 261–265.