Введение
1 История развития санитарно-эпидемиологической службы
2 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения
3 Государственный санитарный надзор в республике Беларусь. Содержание и управление
4 Основные функции надзора. полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор
5 Административная ответственность за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. За короткое время специалистам санитарно-эпидемиологических служб трех государств - Беларуси, Казахстана и России удалось сформировать основу законодательства ЕАЭС в области санитарных мер, основанных на знаниях и опыте приобретенных за более чем 90-летнюю историю обслуживания.
Правовые рамки Таможенного союза в области санитарных мер легли в основу положений Договора о Евразийском экономическом союзе и предопределили необходимость согласованной политики при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения всех стран интеграции.
Разумеется, интеграция государств-членов Союза обеспечивает позитивные изменения - исчезновение внутренних таможенных границ, развитие торгово-экономических отношений, интенсификацию трудовой миграции населения и либерализацию движения товаров. В то же время существуют дополнительные риски, которые представляют собой настоящую угрозу для въезда на таможенную территорию Союза загрязнителей, вредителей, патогенов, опасных для людей, и небезопасных товаров, которые могут существенно повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие население.
В рамках санитарных мер можно было создать законодательную платформу, которая позволила бы санитарным службам трех стран, а затем странам, присоединившимся к Договору о ЕАЭС, обеспечить, чтобы основной постулат интеграции – товары, в том числе продукты, введенные в обращение в Союзе, должны были быть в безопасности. Ввоз на территорию Союза только безопасных товаров является вопросом национальной безопасности каждого из государств-членов Союза.
Будучи обязательными требованиями и процедурами, санитарные меры направлены на обеспечение безопасности товаров для защиты жизни и здоровья людей от рисков, связанных с загрязняющими веществами, добавками, токсинами, патогенами в пищевых продуктах и других товаров.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с санитарно-эпидемиологическим надзором.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с санитарно-эпидемиологическим надзором.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с санитарно-эпидемиологическим надзором.
Цель образует задачи, необходимые к рассмотрению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть историю развития санитарно-эпидемиологической службы;
- определить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения;
2 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОСНОВЫ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [12]: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие на организм человека факторов среды его обитания и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Руководствуясь необходимостью повысить рейтинг страны на международной арене, снизить нагрузку на бизнес, сократить время проведения контрольных операций на контрольно-пропускных пунктах, одновременно предотвращая ухудшение санитарно-эпидемиологического благополучия с 1 января 2014 года, санитарный и карантинный контроль контролируемых товаров был передан таможенным органам Республики Беларусь, а также санитарно-карантинному контролю лиц с точки зрения визуального контроля и, при необходимости, обследованию состояния их здоровья [13].
Что касается осуществления санитарного и карантинного контроля над людьми, транспортными средствами и импортными товарами, химическими, биологическими веществами и радиоактивными материалами, опасными для людей отходами, существует четкая система контроля за наличием документов, подтверждающих безопасность продуктов (товаров) и предотвращения допуска на территорию EAЭС небезопасных продуктов для жизни и здоровья. Тираж товаров, подлежащих государственной регистрации в соответствии с актами ЕАЭС на территории ЕАЭС, подлежит государственной регистрации.
В период санитарно-карантинного контроля на контрольно-пропускных пунктах на таможенной границе Республики Беларусь с 2010 по 2016 год было рассмотрено более 1,5 млн. партий контролируемых товаров. Запрещается ввозить на таможенную территорию ЕАЭС более 20 тысяч видов товаров. Общее количество проверенных транспортных средств составило более 11 миллионов единиц. Количество инспектируемых лиц по признакам инфекционных заболеваний составило более 43 миллионов человек. Из них пациенты или подозреваемые в инфекционных заболеваниях - 340 человек, 66 человек были госпитализированы в организацию здравоохранения.
Одной из важных полномочий, делегированных Договором о EAЭС государствам-членам Союза, является право вводить временные санитарные меры и проводить санитарные и противоэпидемические меры для защиты жизни и (или) здоровья людей, животных и растений.
3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СОДЕРЖАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ
В соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [12] Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводит единую государственную политику; организует обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; осуществляет государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование; организует проведение государственного санитарного надзора; организует проведение профилактических прививок; координирует реализацию медико-санитарных мер, предусмотренных санитарными правилами; согласовывает проекты технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности и безвредности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья населения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства. Несомненно, значительную часть работы специалистов центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья занимает рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В современном мире, в связи с расширением социальных и культурных международных отношений, развитием индустрии туризма и интенсивной миграцией населения, возможности распространения инфекционных заболеваний значительно возросли. Эпидемиологическая ситуация в некоторых странах для некоторых инфекционных заболеваний, в том числе тех, которые представляют опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения и имеет международное значение, является напряженной, а прогноз экспертов ВОЗ на ближайшую перспективу является неблагоприятным.
Каждый год в среднем около 6-9 миллионов человек пересекают государственную границу Республики Беларусь. В целях защиты территории страны от ввоза и распространения опасных инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), потенциально опасных для здоровья человека продуктов (грузов), санитарных и карантинных пунктов организованы в пунктах пересечения границы, должностные лица которых осуществляют санитарный и карантинный контроль.
Следует отметить, что эта работа по реализации ГТК по белорусской части таможенной границы значительно активизировалась за счет формирования межгосударственного союза пяти государств (Беларусь, Россия, Казахстан, Армения, Кыргызская Республика) - Евразийский экономический союз.
При планировании поездки за границу до поездки важно заранее указать информацию об эпидемиологической ситуации в стране планируемого пребывания в территориальных органах санитарно-эпидемиологической службы и туроператоров.
4 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАДЗОРА. ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР
Специалистами центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья по заявлениям субъектов хозяйствования проводятся работы по оценке риска от воздействия вредных факторов внешней среды и производственных вредных факторов на здоровье человека. Проводится экспертиза с выдачей санитарно-гигиенического заключения при сокращении субъектами размеров санитарно-защитных зон предприятий.
Результаты работ по оценке риска с рекомендациями используются в дальнейшем территориальными учреждениями государственного санитарного надзора в порядке текущего надзора.
Учреждениями государственного санитарного надзора нередко проводятся натурные исследования объектов, заявившихся на оценку рисков. Изучается хроническое неспецифическое действие и риск для здоровья населения от употребления питьевой воды из источников децентрализованного водоснабжения по таким основным показателям, как нитраты, марганец и железо; из источников централизованного водоснабжения – по содержанию железа. Невозможно исключить влияние химического состава питьевой воды на рост заболеваний кожи и подкожной ткани, мочевой системы, органов пищеварения, системы кровообращения и т. д. Результаты исследований качества питьевой воды используются при подготовке предложений для государственных, региональных и целевых программ.
Проводятся работы с использованием технологии оценки рисков при размещении оборудования базовых станций сотовой связи, в том числе на социально значимых объектах с установлением зон ограничения застройки.
Применение методологии оценки рисков изменило подходы к проведению контрольной и надзорной и профилактической деятельности органов и учреждений государственного санитарного надзора для предотвращения распространения болезней, сохранения и укрепления здоровья населения, являющегося его важной составляющей.
Процессы управления здоровьем населения становятся чрезвычайно важными на национальном уровне. Изменения условий экономической деятельности, вызванные вхождением республики в международные экономические сообщества, установкой на инновационное развитие государства, либерализацией экономики, использованием новых видов энергии, внедрением новой продукции технологии влекут за собой значительные изменения в мониторинге условий окружающей среды и здоровья, процессы нормирования вредных факторов природной и промышленной среды.
Научно обоснованное управление окружающей средой человека является одной из наиболее актуальных современных задач сохранения здоровья.
5 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть такого состояния общественного здоровья, окружающей среды человека, в котором нет вредного воздействия на организм человека факторов его окружающей среды и благоприятных условий для его жизненно важная деятельность предоставляется властям и учреждениям государственного санитарного надзора (их должностным лицам) с правом применения ряда административных и правовых мер для предотвращения, пресечения нарушений законодательства в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, чтобы привлечь виновных к административной ответственности и восстановить нарушенные права.
В соответствии с подсудностью дел, установленных ст. 3.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, органы и учреждения государственного санитарного надзора имеют право привлекать к административной ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по ч. 2 ст. 9.17, ч. 2 ст. 12.17, ст. 12.46, ч. 1 ст. 15.4, статьям 15.51-15.53, ч. 2 ст. 15.63, статьям 16.7, 16.8, ч. 2 ст. 21.14, ч. 1 ст. 21.16. Органы госсаннадзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.17, статьями 15.51–15.53, частью 2 статьи 15.63, статьей 16.8, частью 2 статьи 21.14, частью 1 статьи 21.16 ПИКоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного санитарного надзора.
Очень важны вопросы соблюдения требований действующего законодательства в области административных процессов в отношении физических и юридических лиц на всех его этапах.
В соответствии с требованиями ст. 11.6 ПИКоАП в органе, ведущем административный процесс, в случае административного правонарушения обязан выяснить, было ли совершено административное правонарушение; является ли лицо виновным в его совершении; существуют ли обстоятельства, которые смягчают и отягчают ответственность; был ли вред причинен административным правонарушением; является ли юридическое лицо виновным в административном правонарушении; является ли юридическое лицо субъектом административной ответственности, если статья Особой части КоАП устанавливает административную ответственность юридического лица за это правонарушение; другие обстоятельства, имеющие отношение к надлежащему разрешению дела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Ввиду, в целом, невидимой, но кропотливой и очень важной работы по защите жизни и здоровья человека, санитарной защите территорий, в том числе на контрольно-пропускных пунктах через таможенную границу Евразийского экономического союза, в последние годы не было случаев ввоза в Республику Беларусь – опасных инфекционных заболеваний, а также опасных грузов, которые могут привести к непредвиденным и чрезвычайным ситуациям в области защиты жизни и здоровья.
2. Соблюдение санитарных и санитарно-ветеринарных требований к контролируемым товарам важно и необходимо для соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС, а также для предотвращения развития и распространения вирусов и болезней людей и животных.
3. Разработаны процедуры утверждения проектов взаимодействия уполномоченных органов государств-членов Евразийского экономического союза с введением временных ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, Единого списка карантинных объектов Евразийского экономического союза, Единых карантинных фитосанитарных требований Евразийского экономического союза, требований к материально-техническому оборудованию и размещение пунктов карантина растений (фитосанитарные пункты управления), создания контрольно-пропускных пунктов, предназначенных для перемещения карантинной продукции (карантинного груза, карантинных материалов и карантинных товаров) через таможенную границу Евразийского экономического союза, а в других местах - порядок лабораторного обеспечения карантинными фитосанитарными мерами в Евразийском экономическом союзе, Единые правила и нормы карантина растений.
Содержание социальных отношений - это взаимосвязь и взаимодействие субъектов. Содержание взаимосвязи между субъектами рассматривается как их специфическое взаимодействие по некоторым предметам. Общественно опасный акт нарушает существующие связи между субъектами и в конечном итоге причиняет вред всему отношению.
Категория других мероприятий, направленных на предотвращение угроз, связанных с инфекционными болезнями животных, должна включать конкретные виды деятельности, не регулируемые ветеринарным законодательством.
1. Глистин, В. К. Проблема уголовно-правовой охраны общественных отношений / В.К. Глистин // Объект и квалификация преступлений. – Л., 1979.
2. Баранников, В. Д. Экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции : учеб. Пособие / В.Д. Баранников. – М., 2006.
3. Белорусская юридическая энциклопедия: в 4 т. / редкол.: С. А. Балашенко [и др.]. – Минск, 2013. – Т. 4: Т–Я.
4. Максимович, В. В. Общая эпизоотология / В.В. Максимович. – Минск, 2009.
5. Медведская, Т. В. Экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции : учеб. Пособие / Т.В. Медведская. – Витебск, 2013.
6. Уша, Б. В. Ветеринарная пропедевтика / Б.В. Уша. – М., 2008.
7. Гавриш, В. Лечебник домашних животных / В. Гавриш. – М., 2007.
8. Дифференцированная шкала оценки класса опасности предприятия : инструкция по применению № 208-1208 / сост. Т. Е. Науменко [ и др. ] : утв. Гл. гос. сан. врачом Республики Беларусь от 30.12.2008 г. – Минск, 2008. – 8 с.
9. Филонов, В. П., Соколов С. М., Науменко Т. Е. // Эколого-эпидемиологическая оценка риска для здоровья человека качества атмосферы. – Минск, 2001.
10. Пинигин, М. А. Определение опасности предприятия и ширины его санитарнозащитной зоны с помощью номограммы / П. А. Пинигин // Гигиена и санитария. – 2005. – № 5. – С. 19 – 20.
11. Пинигин, М. А. Организация санитарно-защитных зон / М. А. Пинигин // Экология производства. – 2005. – № 7. – С. 25 – 33.
12. О сани¬тарно-эпидемиологическом благополучии населения [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 7 января 2012 г., № 340-3: с изм., внес. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 июня 2016 г. № 387-З и Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 355-З. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H11200340.
13. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 05 апр. 2016 г. № 124 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций : Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. Бакаева, О.Ю. Таможенное право: учебник / О.Ю. Бакаева. М., Юристь, 2003.
17. Бекяшев, К.А. Таможенное право: учеб./ К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 368 с.
18. Беляшов, В.А. Таможенные процедуры: Учебно-практическое пособие / В.А. Беляшов. М.: Приор, 2004.
19. Борисов, К.Г. Международное таможенное право: учеб.пособие / К.Г. Борисов. М.: Изд-во РУДН, 1997.
20. Габричидзе, Б.Н. Таможенное право: учеб. для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и 2004.