ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к росту напряженности и конфликтности в трудовой деятельности человека. Труд рассматривается как основа жизнедеятельности человека, как источник прибыли, как источник удовлетворения личных и общественных потребностей, как источник повышения эффективности экономики. С результатами труда непосредственно связана удовлетворенность работника трудом. Чем выше показатель удовлетворенности труда, тем выше показатели производительности.
Удовлетворенность трудом – это интегральный показатель, который отражает отношение индивида к выполняемой профессиональной деятельности [1].
Исследование формирования удовлетворенности трудом, его динамики является одной из значимых проблем социальной психологии коллективов, где удовлетворенность рассматривается в качестве важного показателя социально-психологического климата и эффективности деятельности.
Обращение к теме удовлетворенности трудом занимает важное место в исследовательской деятельности психологов и социологов. Эта тема стала актуальной уже в 30-е гг. прошлого и до сих пор её не утратила. Большое количество исследований и интерес к этой теме обусловлены тем, что работа занимает у человека 1/3 времени, в течение которого он находится в бодрствовании, и нет другой такой сферы деятельности, которая была бы сравнима с нею по временным затратам [2].
Значительный вклад в изучение удовлетворенности трудом, отношения к труду, мотивации труда внесли такие ученые, как К. Альдерфер, В. Врум, Ф. Герцберг, Э. Лоутер, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу, Ф. Тейлор, А. Файоль, Д. Мак-Клелланд, Л. Портер, Дж. Хатфилд, Р. Хьюзман. Среди отечественных исследователей следует назвать Н.Я. Белова, А.А. Киселя, А.К. Мещеркина, В.А. Ядова и др.
В настоящее время современный этап развития общества характеризуется повышением конфликтности во всех сферах общественной жизни. Конфликты среди сотрудников в рабочем коллективе также неизбежны.
Конфликты в трудовых, производственных коллективах рассматриваются в работах таких авторов как В.А. Борисов, П.В. Бизюков, И.В. Донов, А.К. Зайцев, С.Г. Климов, В.Д. Попков и других. Изучением конфликтов и стратегий поведения индивидов в конфликтных ситуациях занимались Н.В. Гришина, Н.И. Леонов, Дж.Г. Скотт, К. Томас и др.
Изучение удовлетворенности трудом сегодня является достаточно актуальным направлением, о чем свидетельствует большое количество публикаций современных исследований. Среди них можно выделить исследования следующих аспектов: взаимосвязь социально-психологических характеристик трудового коллектива с удовлетворенностью работой
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [7, с. 27].
Конфликт представляет собой совокупность конфликтной ситуации и инцидента. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Инцидент характеризуется осознанием конфликтной ситуации и переходом к непосредственной активности [8, с. 134].
Конфликтное поведение – внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами [9, с. 63].
В широком смысле конфликтное поведение представляет собой пространственно-временную организацию активности субъекта, регуляция которой опосредована образом конфликтной ситуации.
Итак, конфликтное поведение – это поведение субъекта в конфликтной ситуации, направленное на утверждение своих интересов и ограничение (недопущение реализации) интересов другой стороны, которое обусловлено образом конфликтной ситуации.
Под образом конфликтной ситуации понимаются внутренние картины ситуации, включающие представления участников о своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и представления о противостоящей стороне (ее мотивах, целях, ценностях, возможностях), а также представления о среде, в которой складываются конфликтное взаимодействие.
Конфликтное поведение включает следующие процессы:
– внешние (вербальные и невербальные действия, поступки;
– внутренние (мыслительные, эмоциональные, волевые) [10, с. 112].
Конфликты подразделяют на внутриличностные и социальные. Социальные конфликты, в свою очередь, бывают межличностными, между личностью и группой, внутригрупповыми, межгрупповыми, международными.
Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь особенностей конфликтного поведения и удовлетворённости трудом у работников сферы услуг.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) отбор методик диагностики, формирование выборки;
2) изучение особенностей конфликтного поведения и удовлетворённости трудом у работников сферы услуг.
3) выявление статистической связи между особенностями конфликтного поведения и удовлетворённостью трудом у работников сферы услуг.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, математико-статистическая обработка данных.
База исследования: исследование осуществлялось на базе продовольственного магазина ОАО «Сахарторг». В исследовании приняли участие 30 работников сферы услуг: продавцы и кассиры. Средний возраст испытуемых – 28,5 лет. Стаж работы испытуемых составляет от 1 до 6 лет. Выборка исследования представлена в приложении А.
Анализ литературы показал недостаток методик для выявления конфликтного поведения и удовлетворенности трудом. Так, обнаружена методика «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой» (книга под редакцией Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова), которая позволяет выявить уровень удовлетворенности трудом в диапазоне от «вполне удовлетворен работой» до «крайне не удовлетворен». Опросник интегральная удовлетворенность трудом А.В. Батаршева позволяет выявить не только уровень удовлетворенности трудом, но и уровень его составляющих: интерес к работе, удовлетворенность достижениями, взаимоотношениями и т.д. Среди методик изучения стратегий поведения конфликте обнаружен лишь опросник конфликтного поведения К. Томаса.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Опросник конфликтного поведения К. Томаса.
2. Опросник интегральная удовлетворенность трудом А.В. Батаршева.
Опросник конфликтного поведения К. Томаса.
Опросник конфликтного поведения разработан К. Томасом, в России адаптирован Н.В. Гришиной. Назначение методики: выявление
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Стратегиями поведения в разрешении конфликтных ситуаций являются соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Каждая из стратегий имеет свои достоинства и недостатки, эффективность использования которых зависит от ценности межличностных отношений, ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. В зависимости от выбранных стратегий возможно разрешение конфликта способом силового подавления (уступка оппонента) или путем переговоров (компромисс или сотрудничество). Компромисс может быть достигнут с помощью техники открытого разговора, а сотрудничество – с помощью метода принципиальных переговоров.
Удовлетворенностью понимают и как отношение, так и эмоциональное состояние. Удовлетворенность трудом – это эмоционально-оценочное отношение личности к трудовой деятельности, непосредственно связанная с мотивацией. На удовлетворенность трудом оказывают влияние большое разнообразие факторов: мотивационных, гигиенических, средовых. Структура удовлетворенности трудом представлена следующим компонентами: удовлетворенность психологическим климатом, удовлетворенность социальным статусом, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями и организацией труда. Удовлетворенность трудом представляет собой компонент социально-психологического климата, который является результатом совместной трудовой деятельности людей и их межличностного взаимодействия, который выражается в эмоциональных связях между сотрудниками на основе их симпатий, интересов, совпадений характеров.
Целью эмпирического исследования явилось выявить взаимосвязь особенностей конфликтного поведения и удовлетворённости трудом у работников сферы услуг. Для достижения цели были подобраны следующие методики: 1) Опросник конфликтного поведения К. Томаса, позволяющий выявить стратегии поведения в конфликте; 2) Опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» А.В. Батаршева, позволяющий выявить уровень удовлетворенности трудом, а также ее составляющих.
В результате эмпирического исследования была выявлена взаимосвязь между особенностями конфликтного поведения и удовлетворенности трудов у работников сферы услуг. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень удовлетворенности трудом влияет на выбор стратегии поведения в конфликте. Работники сферы услуг с высоким уровнем удовлетворенности трудом в конфликте идут на компромисс, готовы на взаимные уступки для того, чтобы прийти к приемлемому решению. Работники сферы услуг с
1. Колосовская, Н.В. Исследование удовлетворенности трудом персонала (на примере сферы услуг) / Н.В. Колосовская // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 184-187.
2 Гуськова, Е.А. Взаимосвязь социально-психологических характеристик трудового коллектива с удовлетворенностью работой персонала / Е.А. Гуськова, Н.Н. Ярушкин // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2014. – № 2 (16). – С. 100-110.
3 Казанцева, Е.Н. Субъективные и объективные показатели удовлетворенности трудом / Е.Н. Казанцева // Вестник НГУ. – 2010. – Вып. 1. – Т. 10. – С. 63-66.
4 Наумова, Н.Ф. Удовлетворенность трудом и некоторые характеристики личности / Н.Ф. Наумова // Социальные исследования. – 1999. – Вып. 3. – С. 145-160.
5 Рудалева, И.А. Факторы удовлетворенности трудом работников организации / И.П. Рудалева, И.А. Кабашева // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-4. – С. 872-876.
6 Ушакова, Е.А. Факторы удовлетворенности трудом как основа мотивации персонала / Е.А. Ушакова // Инновационное развитие экономики: предпринимательство, образование, наука: сб. науч. ст. – Минск, 2013. – С. 141-144.
7 Анцупов, А Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 534 с.
8 Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни / В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 1997. – 218 с.
9 Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
10 Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
11 Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. – М., 2001. – Т.2. –
С. 69-77.
12 Александров, А.А. Конфликт как социальное явление / А.А. Александров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 113. –
С. 246-249.
13 Замфир, К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога / Пер. с рум. – М.: Политиздат, 1983. – 141 с.
14 Ядов, В.А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и контекста их теоретического истолкования // В.А. Ядов, А.А. Кисель // Социологические исследования. – 1974. – № 1. – С. 28-35.
15 Интегральная удовлетворенность трудом / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М, 2002. – C. 470-473.
16 Иванова, Т.Ю. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т.Ю. Иванова, Е.И. Рассказова, Е.Н. Осин // Организационная психология. – 2012. – № 3. – Т. 2. – С. 2-13.
17 Психология и работа / под ред. Д.Я. Шульца, С.Э. Шульца. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
18 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
19 Ильясов, Ф.Н. О целесообразности и содержании исследований удовлетворённости трудом / Ф.Н. Ильясов // Социологический журнал. – 2013. – № 3. – С. 130-138.
20 Кузнецов, Ю.А. Профессиональный стаж как фактор изменения удовлетворенности трудом / Ю.А. Кузнецов, Ю.П. Поваренков, Н.А. Цветкова // Вестник ТГПУ. – 2006. – № 2. – С. 27-32.
21 Черепкова, Н.В. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе / Н.В. Черепкова, С.А. Чугункин // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2011. – № 1. – Т. 1. – С. 45-48.
22 Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. – М.: Мысль, 1983. – 207 с.
23 Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с.
24 Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
25 Патрушев, В.Д. Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты / В.Д. Патрушев, Н.А. Калмакан. – М.: Экономика, 1993. – 203 с.