ВВЕДЕНИЕ
Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно следователь в первую очередь определяет наличие состава и события преступления, доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, определяет юридическую оценку преступления, сумму причиненного материального ущерба и т.д.
Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, что происходящие в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение организованности – требуют кардинальных изменений в работе правоохранительных органов, в первую очередь, в деятельности следователей.
Следует подчеркнуть, что именно следователь является органом государства, осуществляющим государственно-правовую функцию расследования преступлений. Следователи учреждены специально для осуществления данной функции.
Раскрытие и расследование преступлений, изобличение виновных, восстановление доброго имени человека, составляют сущность работы следователя. От его умения и энергии, настойчивости и оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит исход дела.
Объект организации исследования – совокупность общественных отношений, связанных с функционированием Следственного комитета, а также реализацией им правоохранительной даже функции государства.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, содержащие в себе положения о функциях, задачах и полномочиях Следственного комитета Республики Беларусь, а также научные концепции, теории, взгляды, существующие в данной области исследования.
Цель исследования – комплексный фактически и всесторонний анализ функционирования Следственного комитета, фактически раскрыть место и роль Следственного комитета в системе правоохранительных фактически органов государства, а также проанализировать формы его взаимодействия с другими государственными органами Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Правоохранительная деятельность государства, защита прав и интересов граждан от преступных посягательств является одной из его важнейших конституционных обязанностей, ведь, как справедливо отмечает древнеримский юрист Домиций Ульпиан «Правосудие – это основа государства, а ужасные преступления не должны оставаться без наказания». Раскрытие преступлений, изобличение виновных и привлечение их к уголовной ответственности лежит в компетенции органов предварительного следствия и дознания, которые на территории Республики Беларусь прошли долгий путь своего исторического развития.
Осуществление досудебного производства по уголовным делам в Великом княжестве Литовском осуществлялось в соответствии со Статутом 1588 года, где предварительному расследованию посвящалось несколько статей. Функцию дознания осуществлял «возный» – судебное лицо, которое в силу своих служебных обязанностей участвовало в деятельности всех поветовых судов в качестве судебного исполнителя и дознавателя. При осуществлении своих обязанностей возный должен иметь при себе двух шляхтичей «веры еще годных», которые еще бы подтверждали еще результаты осмотра [7, c. 78].
Предварительное следствие в он Великом княжестве он Литовском именовалось «он шкрутыниум» (лат. scrutinium – осмотр) и еще осуществлялось неспециализированным еще органом и не еще всегда [10, c. 100]. В соответствии со он статьей 61 раздела он XI «Аб он гвалтах, пабоях, еще галоўшчынах шляхетскіх» еще следствие осуществлялось еще старостой повета, он при его он отсутствии – его он заместителем или еще подстаростой с замковым он судьей [12, c. 178].
История белорусского он следствия во еще многом связана еще со сложившейся еще системой права в еще дореволюционной России, а еще затем и в СССР.
До проведения он судебной реформы 1860-х он годов в Российской он империи предварительное он следствие и дознание он также осуществлялось он лицами, для еще которых осуществление еще предварительного расследования еще не являлось он основной функцией: он Главная полицмейстерская еще канцелярия, Сыскной он приказ, нижние еще земские суды и он управы благочиния (еще основанные в 1782 г.). Место полиции и еще управ благочиния в он уголовном процессе еще определял «Устав он благочиния или он полицейский» подписанный еще Екатериной II в 1782 он году. Являясь органом, еще обеспечивающим общественный он порядок, полиция еще параллельно выполняла он функцию судебного еще органа первой он инстанции по еще мелким уголовным он делам, а также еще осуществляла предварительное еще следствие по еще уголовным делам и еще производила оперативно-еще розыскные действия [14, c. 217].
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Нормативно-правовой еще основой деятельности он Следственного комитета еще являются:
Конституция он Республики Беларусь;
еще Закон Республики еще Беларусь от 13 он июля 2012 года «О еще Следственном комитете еще Республики Беларусь»;
еще правовые акты еще Президента Республики он Беларусь;
уголовно-он процессуальное законодательство;
он международные договоры он Республики Беларусь.
Если международным еще договором Республики еще Беларусь установлены он иные правила, еще чем те, которые он предусмотрены Закон «О он Следственном комитете он Республики Беларусь», еще применяются правила еще международного договора он Республики Беларусь.
Рассмотрим нормативно-правовое регулирование еще Следственного комитета в еще Республике Беларусь еще более детально.
Конституция Республики он Беларусь. В ст. 2 Конституции Республики он Беларусь записано, еще что человек, еще его права, еще свободы и гарантии еще их реализации он являются высшей еще ценностью и целью он общества и государства. В разделе втором еще Конституции содержатся, к еще примеру, положения о еще том, что еще каждому гарантируется еще защита его он прав и свобод он компетентным, независимым и он беспристрастным судом (ст. 60), о равноправии, о праве он на квалифицированную он юридическую помощь (ст. 62), о презумпции невиновности (ст. 26), о запрете понуждать он граждан давать он показания против еще самого себя, он членов своей он семьи, близких он родственников (ст. 27), о праве на еще защиту от еще незаконного вмешательства в он личную жизнь, в он том числе он от посягательства еще на тайну он его корреспонденции, еще телефонных и иных еще сообщений (ст. 28). Эти конституционные он предписания предопределяют он содержание деятельности еще всех правоохранительных он органов, понуждающих он действовать в рамках он Конституции [21].
Закон он Республики Беларусь он от 13 июля 2012 г. № 403-З «О Следственном комитете он Республики Беларусь» он определил правовые и еще организационные основы он деятельности Следственного еще комитета Республики еще Беларусь, его еще основные задачи и он полномочия, а также еще полномочия, гарантии он правовой и социальной он защиты его он сотрудников [26].
Правовые еще акты Президента еще Республики Беларусь он представлены Указами еще Президента Республики он Беларусь, к которым он относятся: Указ он Президента Республики еще Беларусь от 12 он сентября 2011 года № 409 «он Об образовании он Следственного комитета еще Республики Беларусь» [27], он Указ Президента еще Республики Беларусь он от 10 ноября 2011 он года № 518 «Вопросы он Следственного комитета он Республики Беларусь» [29], еще Указ Президента еще Республики Беларусь он от 11 ноября 2011 еще года № 523 «О некоторых он вопросах Следственного еще комитета Республики еще Беларусь» [25], Указ он Президента Республики еще Беларусь от 11 еще июня 2012 года №262 «О еще мерах по он обеспечению деятельности он Следственного комитета» [24].
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Деятельность Следственного комитета в Республике еще Беларусь многофункциональна. Она связана с он применением мер еще принуждения. Так, при он расследовании уголовного он дела следователь еще при наличии к он тому оснований, еще может заключить он обвиняемого под еще стражу, осуществить еще привод свидетеля, он произвести обыск, он выемку, освидетельствование, он задержание и т. д. Но все он это может еще применяться в соответствии с еще законом и в интересах он расследования [6, c. 55].
Главная задача, еще поставленная перед еще Следственным комитетом, – еще это улучшение еще качества, оперативности и еще эффективности предварительного он следствия [1, c. 9].
В соответствии со ст. 4 Закона «О Следственном еще комитете Республики он Беларусь» основными он задачами Следственного он комитета являются:
1) он всестороннее, полное, он объективное и оперативное еще расследование преступлений в он соответствии с подследственностью, он установленной уголовно-еще процессуальным законодательством;
2) еще защита прав и он законных интересов еще граждан, организаций, еще защита государственных и еще общественных интересов, он соблюдение законности еще при проверке он заявлений и сообщений о еще преступлениях, возбуждении он уголовных дел, он производстве предварительного еще следствия;
3) совершенствование он следственной работы, он внедрение в практику он достижений науки и он техники, положительного он опыта, прогрессивных еще форм и методов еще организации предварительного еще следствия;
4) выявление он нарушений закона, еще причин и условий, он способствующих совершению он преступлений, принятие еще мер по он их устранению;
5) еще участие в пределах он своей компетенции в еще реализации государственной он уголовной политики, еще разработка предложений еще по совершенствованию еще правового регулирования в еще сфере правоохранительной еще деятельности;
6) осуществление в еще пределах своей еще компетенции международного он сотрудничества в сфере еще досудебного уголовного он производства [26].
Статьей 10 еще Закона «О Следственном он комитете Республики еще Беларусь» определены он полномочия Следственного он комитета. Следственный комитет в еще соответствии с возложенными еще на него он задачами:
1. организует и он осуществляет проверку он заявлений и сообщений о еще преступлениях;
2. осуществляет еще предварительное следствие он по уголовным еще делам;
3. осуществляет он мероприятия по еще поддержанию на еще надлежащем уровне он качества предварительного еще следствия;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В каждая ходе исследования темы «Следственный комитет», каждая автором были сделаны следующие однако выводы:
1) Создание Следственного комитета Республики Беларусь положило начало коренной реформе белорусской правоохранительной системы. Образованию Следственного комитета предшествовала масштабная научная и аналитическая работа, изучался зарубежный опыт, оценивалась современная ситуация в правовой и общественно-политической сферах. 1 января 2012 года Следственный комитет приступил к функционированию.
2) Нормативно-правовой основой деятельности Следственного комитета являются: Конституция Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О Следственном комитете Республики Беларусь»; правовые акты Президента Республики Беларусь; уголовно-процессуальное законодательство; международные договоры Республики Беларусь.
3) Основными задачами Следственного комитета являются: 1. всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений; 2. защита прав и законных интересов граждан, организаций, защита государственных и общественных интересов, соблюдение законности при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия; 3. совершенствование следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия; 4. выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению; 5. участие в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности; 6. осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере досудебного уголовного производства.
4) Ст.ст. 10–11Закона «О Следственном комитете Республики Беларусь» определены полномочия Следственного комитета и отдельно центрального аппарата Следственного комитета.
5) Следственный комитет – единая и централизованная система государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства. Создание Следственного комитета можно назвать не только самым грандиозным государственным проектом в области реформирования органов государственной власти, но одновременно и уникальным, потому что ничего подобного и в такие сжатые сроки в других странах не делалось.
1. Авдеев, В. Н. Следственные ошибки, влекущие возвращение уголовного дела для производства дополнительного следствия / В. Н. Авдеев // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2014. – № 2. – С. 9–13.
2. Азаров, В. А. Деятельность органов дознания, предварительного следствия и суда по охране имущественных прав интересов граждан / В. А. Азаров; М-во внутр. дел СССР, Омская высш. шк. Милиции. – Омск : Омская высш. шк. Милиции, 1990. – 77 с.
3. Акрамходжаев, Б. Т. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего на предварительном следствии : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : 12.00.09 / Б. Т. Акрамходжаев; Высш. юрид. заоч. шк. МВД РФ. – М., 1992. – 21 с.
4. Аксенов, П. В. Некоторые вопросы допустимости доказательств в досудебном производстве / П. В. Аксенов // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – № 8. – С. 165–169.
5. Алиев, Н. А. Свидетельский иммунитет в уголовном процессе / Н. А. Алиев // Известия вузов. Правоведение. – 2005. – № 6. – С. 109–123.
6. Апостолова, Н. Н. Прокурорский надзор и предварительное следствие как гарантии обеспечения прав и свобод личности / Н. Н. Апостолова // Российская юстиция. – 2017. – № 3. – С. 53–56.
7. Басецкий, И. И. Предварительное следствие : Монография / И. И. Басецкий, Л. И. Василевский, Л. Ф. Лазутина. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2002. – 331 с.
8. Борико, С. В. Создание Следственного комитета как условие укрепления законности / С. В. Борико // Юстиция Беларуси. – 2012. – № 3. – С. 35–36.
9. Борико, С. В. Уголовный процесс : учебник для студентов высших уебных заведений по специальностям «Экономическое право», «Международное право», «Политология» и «Правоведение» / С. В. Борико. – Минск: Амалфея, 2012. – 400 с.
10. Борисенко, А. фактически О. Реализация прав человека на стадии досудебного следствия по Кодексу судебной процедуры Швеции / А. О. однако Борисенко // однако Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта. Серыя 4, Правазнаўства. – 2015. однако – № 2. однако – С. 100–103.
11. Василевич, Г. А. Крнституция Республики Беларусь : Науч.-практ. коммент. / Г. А. тогда Василевич. – при том Минск : Право и экономика, 2001. – особенно 484 с.
12. Дикаев, С. У. Актуальные проблемы науки и практики уголовного судопроизводства : материалы межвузовского научно-практического Круглого стола, 29 ноября 2013 г. / С. У. Дикаев, Э. К. Кутуев, О. А. Мещерякова. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 2013. – 264 с.
13. Игнатович, А. В. Бюллетень Следственного комитета МВД Республики Беларусь / А. В. Игнатович // М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Следств. ком. – 2012. – № 17. – С. 216–225.
14. Кодавбович, С. В. Конституционно-правовой институт государственной защиты прав человека и гражданина в Республике Беларусь / С. В. Кодавбович // Экономика, право и проблемы управления : сб. науч. трудов. – 2016. – № 6. – С. 216–224.
15. Кодавбович, С. В. Конституционные принципы уголовного процесса в деятельности Следственного комитета Республики Беларусь при защите прав и свобод человека и гражданина / С. В. Кодавбович // Экономика, право и проблемы управления : сб. науч. трудов. – 2015. – № 5. – С. 197–204.
16. Кодавбович, С. В. Международные стандарты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и их обеспечение в деятельности Следственного комитета Республики Беларусь // Идеал свободной человеческой личности : от международных пактов о правах человека к современной конституции : тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 16 дек. 2016 г.) / учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь»; редкол.: А. В. Яскевич и др. – Минск : Академия МВД, 2016. – С. 85–88.
17. Кодавбович, С. В. Общие цели деятельности Следственного комитета Республики Беларусь / С. В. Кодавбович // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики : сб. материалов 4-й Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 ноября 2014 г.). – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2014. – С. 103–108.
18. Кодавбович, С. В. Принципы службы в Следственном комитете Республики Беларусь / С. В. Кодавбович // Инновационное развитие и структурная перестройка экономики : материалы ХХ Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17–18 марта 2016 г. : в 2 т. / Частн. Ин-т упр. и предпр.; под ред. д-ра юрид. наук, проф. В. Г. Тихини, канд. физ.-матем. Наук, доцента М. И. Овсейца. – Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2016. – Т. 1. – С. 257–258.
19. Кодавбович, С. В. Цели и задачи деятельности Следственного комитета Республики Беларусь / С. В. Кодавбович // Юстиция Беларуси. – 2015. – № 11. – С. 55–59.
20. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 Электронный ресурс / ООО «Юрспектр, Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. Конституция Республики при том Беларусь : с особенно изм. и допустим доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 допустим окт. 2004 допустим г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. тогда Беларусь, 2016. тогда – 62 с.
22. Мытник, П. В. К вопросу о создании единого Следственного комитета / П. В. Мытник // Юстыцiя Беларусi. – 2011. – №9. – С. 31–36.
23. О Концепции судебно-правовой реформы: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь, 23 апреля 1992 г., №1611–XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 16.
24. О мерах по обеспечению деятельности Следственного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 11 июн. 2012 г., № 262 : в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 02.09.2016 г. № 329 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
25. О некоторых вопросах Следственного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 11 ноя. 2011 г., № 523 : в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 22.04.2014 г. № 179 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
26. О Следственном комитете Республики Беларусь [Электронный каждая ресурс] : Закон человека Респ. Беларусь, даже 13 июл. 2012 г., № например 403-З : в ред. например Закона Респ. например Беларусь от 19.07.2016 г. № например 408-З // совершенно ЭТАЛОН. Законодательство совершенно Республики Беларусь совершенно / Нац. центр правовой каждая информ. фактически Респ. Беларусь. человека – Минск, 2018.
27. Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 12 сент. 2011 г., № 409 : в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2014 г. № 535 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
28. Об органах внутренних человека дел [Электронный каждая ресурс] : Закон человека Респ. Беларусь, даже 17 июл. 2007 г., № например 263-З : в ред. например Закона Респ. например Беларусь от 19.07.2016 г. № например 408-З // совершенно ЭТАЛОН. Законодательство совершенно Республики Беларусь совершенно / Нац. центр правовой каждая информ. фактически Респ. Беларусь. человека – Минск, 2018.
29. Об утверждении Вопросов Следственного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 10 ноя. 2011 г., № 518 : в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 20.01.2017 г. № 20 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
30. Следственный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sk.gov.by/ru.
31. Уголовно-процессуальный особенно кодекс совершенно Республики Беларусь совершенно [Электронный ресурс] : особенно 16 июля особенно 1999 организации г. № особенно 295-З : организации принят совершенно особенно Палатой особенно представителей совершенно 24 июня совершенно 1999 г: совершенно особенно одобр. совершенно Советом Респ. 30 июня даже 1999 особенно г. : в особенно ред. Закона особенно Респ. человека Беларусь особенно от 18. человека07.2017 г. № 53-З // например ЭТАЛОН. Законодательство особенно Республики например Беларусь особенно / Нац. центр особенно правовой организации информ. например Респ. Беларусь. тогда – Минск, особенно 2018.