Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к переосмыслению подходов к обучению детей, имеющих нарушения речи. Новая парадигма педагогики ставит акценты не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на целостное развитие личности, ее познавательной активности. Развитие познавательного интереса представляет собой одну из актуальных проблем современной школы.
Развитие познавательных интересов у учащихся представляет собой неотъемлемый компонент педагогической работы по совершенствованию учебного процесса [8].Значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности трудно переоценить. Особенно это относится к детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), характеризующиеся снижением познавательного интереса [17].
Познавательный интерес – это сложное отношение человека к явлениям и предметам окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств [28, с. 58].
В настоящее время познавательный интерес рассматривается как интегральное образование личности ребенка. В работах Ш.А. Амонашвили, В.Б. Бондаревского, М.Д. Виноградовой, Н.Ф. Добрынина, Л.Н. Нестеровой, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Щукиной подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности ребенка.
Рисование является самым распространенным видом детского творчества, предоставляющим возможность самовыражения, способом познания окружающего мира, отражающим эмоциональное состояние ребенка, уровень его развития. Основной задачей преподавания изобразительного искусства в школе является развитие творческого потенциала личности, обогащения эмоциональной сферы школьников через знания и практическую изобразительную деятельность [21]. Однако, изобразительная деятельность также может служить средством развития познавательного интереса учащихся.
Роль и возможности изобразительной деятельности отмечена в работах Т.А. Барышевой, Н.Д. Минца, Н.М. Сокольниковой, Б.П. Юсова и других. Правильно организованная работа на уроке изобразительного искусства позволяет создать условия заинтересованности, появления и развития познавательного интереса и активности у учащихся [3; 7; 23].
В современной литературы достаточно широко раскрыта сущность познавательного интереса и условия организации изобразительной деятельности в начальных классах. Однако, анализ литературы показал недостаток исследований, направленных на изучение развития познавательного интереса средствами изобразительной деятельности у детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ТНР
1.1 Понятие «познавательный интерес»
Проблеме изучения познавательного интереса посвящены исследования таких психологов и педагогов как В.Б. Галицын, Д.Б. Годовикова, Л.М. Маневцова, Н.Г. Морозова, А.В. Петровский, Е.Г. Щербакова, Г.И. Щукина,
Понятие интерес (от лат. interest׳ – имеет значение, важно) означает стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности [16, с. 123].
В современной литературе интерес трактуется как сложное образование и может рассматриваться в качестве избирательной направленности внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); проявления его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); активатора разнообразных чувств (Д. Фрейер); активного эмоционально-познавательного отношения человека к миру (Н.Г. Морозова); специфического отношения личности к объекту, вызванного сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [10, c. 19].
Интерес представляет собой личностное образование, психологическая природа которого включает интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, а также мотив познания – внутреннее побуждение к деятельности. Особенностями, характеризующими интерес, являются:
– тесная связь с потребностями (с потребностью в познании, в ориентировке в окружающей действительности);
– начало развития интереса к познанию приходится на раннее детство;
– познавательный интерес представляет собой единство объективного (свойств явлений действительности, на которые направлен) и субъективного (значимости познавательной деятельности для индивида);
– интерес связан с положительным отношением к предмету познания [28, с. 51].
Важнейшей областью общего феномена интереса является познавательный интерес, предметом которого является свойство человека познавать окружающий мир, стремиться проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями [28, c. 53].
И.Ф. Харламов [24, с. 47] познавательный интерес понимает как эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер.
ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ТНР
2.1 Рекомендации по развитию познавательных интересов у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Основой для составления рекомендаций по развитию познавательных интересов у учащихся с ТНР послужили работы А.К. Марковой [12], С.А. Трыковой [23],Л.В. Чесноковой [26], Г.И. Щукиной [27].
Развитие познавательных интересов может осуществляться на уроках изобразительного искусства. В основе преподавания изобразительного искусства должно лежать целенаправленное развитие у учащихся способности к познанию окружающей действительности, ее творческого отражения в виде художественных образов.
Дети 7 лет, которые систематически посещали дошкольное учреждение и последовательно занимались различными видами изобразительной деятельности, приобретают устойчивый интерес к ним. Они свободно изображают различные предметы и явления окружающей жизни, как по заданию педагога, так и по собственному замыслу создают сюжетные и декоративные композиции. Однако, такой ход развития нарушается у детей с тяжелыми нарушениями речи.
В коррекционно-педагогической работе над развитием познавательного интереса у детей с ТНР необходимо учитывать их особенности психофизического развития, которые негативно отражаются на процессе и результатах их изобразительной деятельности:
– слабость зрительного анализатора;
– отсутствие должного апперцептивного фона в зрительном восприятии;
– слабо дифференцированное восприятие всего окружающего;
– низкая работоспособность, быстрая утомляемость и истощаемость;
– отсутствие интереса к наблюдению и выраженного эмоционального реагирования;
– индифферентное, пассивно-безразличное отношение к цвету, недостаточное развитие эстетического вкуса;
– в целом неполнота и неточность представлений об окружающем мире;
– неполноценность моторно-тактильных ощущений, слабое развитие мелких мышц руки;
– запоздалое и неполное включение речи в развитие [14, с. 10].
Познавательный интерес – это активная избирательная направленность личности к окружающему миру, отражающая эмоционально-ценностное отношение к нему. Он представляет собой совокупность свойств явлений действительности, на которые направлен субъективной значимости познавательной деятельности для индивида. Познавательный интерес характеризуется избирательностью, осознанностью, волевой направленностью, эмоциональной модальностью, сензитивностью, диапазоном, глубиной, самостоятельностью, действенностью, носит интеллектуальный характер. Познавательный интерес проходит следующие стадии: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Познавательный интерес может проявляться в таких формах как свободный выбор деятельности, эмоциональные проявления, волевые проявления, интеллектуальная активность.
Развитие познавательных интересов осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Изобразительная деятельность как специфическое образное познание действительности, ее отражение в форме художественных образов может выступать средством развития познавательного интереса. На уроке изобразительного искусства у детей вызывает живой познавательный интерес атмосфера непринужденности, способствующая художественному открытию и состоянию вдохновения; наполненность урока творческими, импровизированными, а также проблемными задачами; разнообразие, отсутствие стереотипности заданий, методов и форм проведения занятий; использование специальных наглядных пособий в процессе изобразительной деятельности; применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности обучения наряду с традиционными техниками; применение игровых элементов, направленных на удовлетворение потребностей и интересов детей.
В коррекционно-педагогической работе над развитием познавательного интереса у детей с ТНР необходимо учитывать их особенности психофизического развития. Развитие познавательных интересов учащихся может осуществляться по двум направлениям: через процесс обучения; через организацию воспитательного процесса. Развитие интереса как эмоционального переживания познавательной потребности возможно путем воздействия на систему учебных мотивов. Развитие познавательных интересов может осуществляться на уроках изобразительного искусства. Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию уверенности в своих силах у учащихся с ТНР, которой им не хватает. Развитие познавательного интереса у учащихся с ТНР целесообразно осуществлять такими приемами как: эмоциональное стимулирование, вовлечение в познавательную деятельность, проведение познавательных игр, создание ситуации успеха в учении, эмоциональность речи учителя.
1. Активизация познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя / Под ред. М.П. Осиповой, Н.И. Качановой. – Минск: Нар.асвета, 1987. – 111 с.
2. Анищенко, О.А. Развиваем в игре: пособие / О.А. Анищенко, Л.А. Вяткина. – Минск: Асар, 2000. – 112 с.
3. Барышева, Т.А. От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде / Т.А. Барышева. – СПб.: ГРМ, 2011. – 122 с.
4. Гайдукевич, С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2006. – 98 с.
5. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 1. – С. 28–32.
6. Гурьянова, И.В. Дидактические и методические основы преподавания изобразительного искусства в начальной школе / И.В. Гурьянова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006 – 40 с.
7. Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. – Минск: Народная асвета, 1992. – 191 с.
8. Кувалдина, Е.А. Исследование познавательных интересов кировских школьников / Е.А. Кувалдина // Педагогика и психология. – 2007. – № 19. – С. 127-132.
9. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984. – 405 с.
10. Кулько, В.Н. Формирование у учащихся умения учиться / В.Н. Кулько, Г.Ц. Цехмистрова. – М: Просвещение, 1983. – 156 с.
11. Лебедева, А.В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников / А.В. Лебедева // Средне профессиональное образование. – 2010. – № 2. – С. 62-64.
12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлова. – М.: Академия, 1990. – 432 с.
13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 496 с.
14. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е.А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. – 2008. – №3. – С. 16-20.
15. Методика преподавания изобразительной деятельности: учебно-методический комплекс / Сост. Г.В. Кузнецова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – 28 с.
16. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М: Просвещение, 1979. – 95 с.
17. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1982. – С. 86.
18. Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников / М.А. Пастушкова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – № 44, Т. 18. – С. 410-413.
19. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе: пособие для учителей и методистов / Н.И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
20. Равкин, З.И. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников / З.И. Равкин. – Киров - Йошкар-Ола: КГПИ, 1975. – 45с.
21. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. – М.: Агар, 1980. – 251 с.
22. Соколовская, И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения. – 2015. – № 19, Т. 2. – С. 89-93.
23. Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
24. Трыкова, С.А. Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / С.А. Трыкова. – М.: МПГУ, 2000. – 16 с.
25. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
26. Четвертак, С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации / С.В. Четвертак // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 1. – С. 13-16.
27. Чеснокова, Л.В. Развитие познавательной активности младших школьников посредством интегрирования предметов / Л.В. Чеснова // Вестник Адыгейского гос. ун-а. – 2008. – № 7. – С. 1-7.
28. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 463 с.
29. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1971. – 438 с.
30. Юсов, Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество / Б.П. Юсов. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 283 с.
31. Якимова, М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 4. – С. 122-124.
32. Учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для I–V классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания». – Минск: Национальный институт образования, 2016. – 41 с.
33. Учебная программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы с белорусским и русским языками обучения // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Министерство образования Республики Беларусь, 2016. – 45 с.