Введение
Глава 1 Понятие, виды и значение задержания в уголовном процессе
Глава 2 Правовое регулирование оснований задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления
Глава 3 Надзор за законностью и обоснованностью задержания
3.1 Осуществления прокурором надзора за законностью и обоснованностью задержания в стадии возбуждения уголовного дела
3.2 Осуществления прокурором надзора за законностью и обоснованностью задержания в стадии предварительного расследования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Среди различного рода правовых способов, которыми белорусский законодатель наделяет правоохранительные органы с целью решения ими вопросов уголовного судопроизводства, задержание занимает бесспорно одно из приоритетных мест.
Задержание представляет собой действенную меру, которая создает значимые условия для проверки причастности задержанного к преступлению и непосредственно разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Задержание, которое осуществлено вовремя, исключает вероятность его сокрытия от органов дознания и предварительного следствия, а также совершения в дальнейшем преступной деятельности.
Ст. 25 Конституции Республики Беларусь гласит, что на государство возложена обязанность по обеспечению свободы, неприкосновенности и достоинства личности. Ограничение либо лишение личной свободы может иметь место в случаях и порядке, установленных законом. А в связи с тем, что задержание, по своей сущности, в любом случае ограничивает свободу лица, то такие случаи и порядок его проведения предусмотрены непосредственно главой 12 УПК. Хотя в УПК и не закреплено целевое назначение этой довольно жесткой меры ограничительного порядка, оно следует из оснований, видов и процессуального порядка применения задержания.
Актуальность темы состоит в том, что задержание представляет собой отдельную меру уголовно-процессуального принуждения, при этом оно также является своего рода начальной стадией привлечения лица, которое совершило уголовно-наказуемое правонарушение, к уголовной ответственности. Задержание является наиболее распространенной мерой принуждения.
Также актуальность изучения выбранной темы обусловлена тем, что задержание выступает в качестве меры, которая в наибольшей мере вторгается в конституционные права и свободы граждан. Не случайно, что именно нормы об уголовно-процессуальном задержании включены в Конституцию Республики Беларусь.
Если рассматривать актуальность темы в целом, то весь прокурорский надзор Республики Беларусь является одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Ведь именно по этой причине государство и граждане заинтересованы в том, чтобы надзорная деятельность прокуратуры была более эффективной, являлась крепким фундаментом для осуществления законности.
Глава 1 Понятие, виды и значение задержания в уголовном процессе
В науке уголовно-процессуального права уже давно сложилось единое понимание того, что задержание по своей сути есть мера уголовно-процессуального принуждения, которая выражена в кратковременном аресте лица, подозреваемом в совершении преступления, обвиняемого, осужденного.
Лица, подвергшиеся задержанию, существенно ограничиваются в правах, хотя фактически в соответствии со ст. 26 Конституции Республики Беларусь считаются невиновными. Поэтому рассматриваемая мера применяется лишь к узкому кругу лиц и на основаниях, определенных в законе [20].
Законодательное разъяснение термина «задержание» было дано в ч. 1 ст. 107 УПК. В ней дано следующее определение понятия «задержание»: «задержание – это фактическое задержание лица, доставление его в орган уголовного преследования и кратковременное содержание под стражей в местах и условиях, определенных законом» [15].
По смыслу данного законом определения этого понятия фактическое задержание по времени совпадает с уголовно-процессуальным решением вопроса о задержании подозреваемого. Фактическое задержание лица, совершившего преступление, состоит в том, что сотрудники правоохранительных органов осуществляют захват такого лица и в принудительном порядке доставляют задержанного в орган уголовного преследования, которые уполномочены законом произвести уголовно-процессуальное задержание.
Лица, которые подозреваются в совершении преступления, при их захвате и попытке доставить в правоохранительные органы зачастую предпринимают попытки скрыться, оказать физическое либо вооруженное сопротивление. В связи с этим фактическое задержание поручается сотрудникам правоохранительных органов, которые надлежащим образом подготовлены и экипированы для выполнения такого рода операций [9, с. 125].
По мнению В. В. Якимчуковой, задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы в отношении подозреваемого. Задержание является своеобразным вспомогательным звеном и может повлечь за собой возбуждение уголовного дела, а в определенных случаях применение одной из мер принуждения [19, с. 78].
Под задержанием с точки зрения уголовно-правовой характеристики традиционно понималось только уголовно-процессуальное задержание [8; с. 24]. Между тем, в последнее время все активнее продвигается идея о том, что уголовная ответственность должна наступать не только за заведомо незаконное уголовно-процессуальное, но и административное задержание [2, с. 12].
Глава 2 Правовое регулирование оснований задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления
Ст. 108 УПК регламентировано задержание лица по непосредственно возникшему подозрению в совершении им преступления.
Это наиболее распространенный вид задержания, который применяется на «передней стороне борьбы с преступностью», по общему правилу, по «горячим следам», в связи с чем оно нередко обеспечивает получение достоверных доказательств
Статья 108 Уголовно-процессуального кодекса регламентировала содержание под стражей лица, подозреваемого в совершении преступления. Это наиболее распространенная форма содержания: под стражей, которая используется «передней стороне борьбы с преступностью», как правило, по «горячим следам», и поэтому часто предоставляет надежные доказательства. [6, с. 224].
Стоит также отметить, что указанная выше статья дает право производить задержание до возбуждения уголовного дела: Задержание по основаниям, предусмотренным частями 1 и 11 статьи 108 УПК РБ, может производиться до возбуждения уголовного дела. При этом вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом уголовного преследования в течение 12 часов с момента фактического задержания. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или непринятия решения о возбуждении уголовного дела в указанный срок задержанный должен быть освобожден.
В момент задержания обычно нельзя сказать, что имеются основания, указывающие на признаки преступления при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, которые дают основания для возбуждения уголовного дела.
Наличие таких оснований для возбуждения уголовного дела, проверяется после задержания.
Следовательно, лицо, осуществляющее задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, достоверно не знает, совершено ли преступление и нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу.
Кроме того, в момент задержания не всегда можно определить степень общественной опасности деяния и лица, его совершившего, и отграничить преступление от административного правонарушения.
Также далеко не всегда в момент задержания можно квалифицировать деяние подозреваемого и, соответственно, предположить его возможное наказание. [21]
Глава 3 Надзор за законностью и обоснованностью задержания
3.1 Осуществления прокурором надзора за законностью и обоснованностью задержания в стадии возбуждения уголовного дела
Закон содержит важное требование, которое обязывает следственный орган и следователя уведомлять прокурора в письменном виде в течение 24 часов после выдачи ордера на арест. В докладе должны содержаться основания для задержания, личность подозреваемого. В течение 48 часов прокурор освобождает задержанного или санкционирует его арест. Сам прокурор несет ответственность за законность содержания под стражей и обоснованность его содержания под стражей в изоляторе временного содержания (далее - ИВС).
Наиболее эффективным способом мониторинга прокуроров является систематический контроль за законностью содержания под стражей и задержания задержанных в ИВС, осуществляемый прокурорами. Прокуроры должны каждые десять дней проверять законность и действительность содержания под стражей граждан, их содержания под стражей В ИВС и в помещениях постоянных отделений. В то же время прокуроры должны проводить инспекции в ИВС внезапно и в разное время суток.
Проводя проверку законности содержания задержанного лица, прокурор знакомится с документами, на основании которых задержанные были задержаны. Задержание под стражей.
Эта превентивная мера применяется уголовно-процессуальным органом только в том случае, если собранные доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый может скрываться от органов уголовного преследования и суда, не допускать предварительного следствия по данному делу или его рассмотрения судом, предусматривает, что общественно опасное деяние уголовного права препятствует исполнению наказания [19].
Согласно статье 107 Уголовно-процессуального кодекса, Содержание под стражей представляет собой процедурную меру принуждения, заключающуюся в содержании под стражей самого лица, передаче его в органы уголовного преследования и кратковременном содержании под стражей в местах и в условиях, определенных законом.
Заключение
По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы и предложения:
Меры уголовно-процессуального принуждения представляют собой предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, которые применяются уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами при наличии оснований и в установленном законодательством порядке в отношении отдельных участников уголовного процесса. Такие меры всегда либо ограничивают, либо вовсе лишают участника уголовного судопроизводства прав и свобод, однако осуществляется это исключительно на законных основаниях.
Задержание – это мера уголовно-процессуального принуждения, которая состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.
Одни авторы считают задержание следственным действием, другие рассматривают его в качестве меры уголовно-процессуального принуждения. Представляется, что его можно условно отнести одновременно и к следственному действию, и к мерам процессуального принуждения. Это исходит из того, что ст. 186 УПК задержание относит к неотложному следственному действию, а раздел IV включил его в совокупность мер уголовно-процессуального принуждения. Однако в данном случае следует исходить из содержания и целевой направленности данной меры.
Применение задержания носит принудительный характер, который обеспечивает участие лица, подозреваемого в совершении преступления, в уголовном процессе, в пресечение возможности продолжать преступную деятельность и препятствовать установлению истины по делу, а также решение вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу и предупреждения побега. Данный существенный признак находится за пределами понятия «следственные действия» и обусловливает необходимость отнесения задержания к мерам процессуального принуждения.
Помимо этого, задержание также можно рассматривать в качестве основания для признания лица подозреваемым, т.к. ч. 1 ст. 40 УПК определено, что «подозреваемым является физическое лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления».
1. Алексеев, С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. – М. : Юрид. лит., 1982. – 360 с.
2. Дадаев, Х. М. Уголовная ответственность за незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей : автореф. дисс… канд. юрид. наук / Х. М. Дадаев; Чеченский гос. ун-т. – Грозный, 2007. – 37 с.
3. Довгун, С. И. Соотношение уголовно-процессуального задержания с административным задержанием и мерами пресечения / С. И. Довгун // Веснiк МДУ iмя А. А. Куляшова. – 2014. – № 2 (44). – С. 80–85.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [Электронный ресурс] / Совет Европы. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2011. – 48 с.
6. Кукреш, Л.И. Уголовный процесс. Общая часть : учебное пособие / Л.И. Кукреш. – Минск : Академия МВД, 2017. – 433 с.
7. Логвин, В. М. Некоторые теоретико-прикладные вопросы задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления / В. М. Логвин, Е. Ю. ов, А. З. Игнатюк // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2001. – № 2. – С. 43–46.
8. Мирзабалаев, М.Н. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей : уголовно-правовой и криминологический анализ : атореф. дисс… канд. юрид. наук / М.Н. Мирзабалаев; Дагест. гос. Ун-т. – Махачкала, 2005. – 26 с.
9. Мытник, П.В. Уголовный процесс : судебные стадии : лекции / П.В. Мытник. – Минск : Тесей, 2001. – 288 с. 131
10. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
11. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 20 декабря 2006 г. № 194-З [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 декабря 2006 г.: в ред. от 8 августа 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Пурс, А.Г. Поиск решений терминологических проблем института задержания в уголовном процессе / А.Г. Пурс // Проблемы управления. – 2008. – № 3 (28). – С. 119–123.
13. Смирнова, А. В. Уголовный процесс : учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский [и др.] ; под общ. ред. А.В. Смирнова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2008. – 704 с.
14. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г. № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Уголовно процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999г., № 295 – З: Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года, одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года: текс Кодекса по состоянию на 15.02.2018 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. Федоров, Г. Прикладные аспекты правовой природы и сущности задержания / Г. Федоров, А. Дроздов // Судовы веснiк. – 2008. – № 1. – С. 72–75.
17. Шаркова, А.Н. Определение понятия и цели задержания в уголовном производстве / А.Н. Шаркова // AUSTRIAN JOURNAL OF HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES. – 2014. – № 5–6. – С. 276–279.
18. Шостак, М.А. Уголовный процесс : учебное пособие / М.А. Шостак. – Минск : Амалфея, 2006. – 559 с.
19. Якимчукова, В.В. Меры уголовно-процессуального принуждения как меры превенции / В.В. Якимчукова // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сб. ст. – 2002. – С. 78–80.
20. Ясинская-Казаченко, А. В. Конституционное право Республики Беларусь / А. В. Ясинская-Казаченко. – Мн.: Амалфея, 2008 - 408 с.
21. Калмыкова, Н.В. Проблемы уголовно-процессуального задержания / Н.В. Калмыкова // Труды МИУ: сб. науч. ст. / Минск: Минский институт управления, 2002. – Вып. 2: Право. Методика преподавания. История. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.miu.by/collections!/item.tmiu-sb/issue.2/article.8.html.