ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ
2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
3 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Роль прокуратуры в формировании демократического правопорядка в Республике Беларусь определяется тем, что она является достаточно надежным механизмом формирующейся системы разделения и взаимодействия властей. В наших условиях она является одним из элементов системы «сдержек и противовесов», устанавливает и принимает меры для устранения любых нарушений законов, в то же время, организационно не вступая ни в одну из ветвей государственной власти и никоим образом не превращаясь в какой-то особый контроль или какой-то другой авторитет. Все ветви власти взаимодействуют друг с другом и как единый государственный орган и заинтересованы в сохранении и укреплении верховенства закона, который призвана обеспечить прокуратура. Без соблюдения закона он не может быть сильным, эффективно выполняющим свои задачи государственной власти.
Актуальность темы работы заключается в том, что на сегодняшний день прокуратура Республики Беларусь является одним из самых важных правоохранительных органов государства. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры несут ответственность за надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и других нормативных правовых актов министерствами и другими органами подведомственных Совету Министров Республики Беларусь, местным представительным и исполнительным органам, организациям и учреждениям, общественным объединениям, должностным лицам. Прокурорский надзор, все многогранные действия Прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.
Объектом работы являются общественные отношения, связанные с деятельностью прокуратуры в Республике Беларусь, обеспечением законности.
1 ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ
Прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов, осуществляющих от имени государственного надзора за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполнение других функций, установленных законодательные акты [1].
Правовой основой деятельности прокуратуры является Конституция Республики Беларусь [1], Закон № 220-3 от 8 мая 2007 года о прокуратуре Республики Беларусь [2] и другие законодательные акты, определяющие компетенцию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокуроров.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры регионов, города Минска, юридические лица, прокуратуры районов, районов городов и городов, межрайонные и приравненные транспортные прокуратуры, а также другие государственные организации установленных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
Создание, реорганизация и ликвидация прокуратуры осуществляется Президентом Республики Беларусь по предложению Генерального прокурора Республики Беларусь. Общее количество прокуроров и прокуроров утверждается Президентом Республики Беларусь. Структура и штатное расписание прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь в пределах бюджетных ассигнований и установленного количества органов прокуратуры, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь является центральным органом системы органов прокуратуры во главе с Генеральным прокурором Республики Беларусь и его заместителями.
2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 года № 220-З, задачи прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, правопорядка, защите права и законные интересы граждан и организаций, а также государственные и государственные интересы [2].
Прокуратура координирует деятельность правоохранительных органов государственных органов, занимающихся борьбой с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью других организаций, занимающихся борьбой с преступностью.
Прокуратура проводит предварительное расследование по делам, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь [4].
Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларуси [5], Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь [6], Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь [4] и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [7] ,
Деятельность прокуратуры основана на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчинении подчиненных прокуроров высшим прокурорам, гласности, обязанности выполнять требования прокурора [8, п. 464-466].
3 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вся организационная деятельность прокуратуры строится на принципах законности и направлена на их строгое соблюдение.
Строгое соблюдение правовых норм одинаково необходимо как для государства, так и для каждого гражданина. Все государственные органы Республики Беларусь призваны действовать на основе строгого соблюдения буквы и духа таких правил. Суть законности – это строгое соблюдение законов и предписаний органов власти и управления всеми членами общества.
В самой общей форме суть законности заключается в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
Законность – строгое, точное, безусловное и строгое соблюдение и осуществление законов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми гражданами Республики Беларусь.
Законность – это самый важный принцип деятельности прокуратуры. Этот принцип выражается как в характере правоохранительной деятельности самой полицейской деятельности, так и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неукоснительного соблюдения законов и подзаконных актов.
Обеспечение верховенства закона в деятельности прокуратуры осуществляется по трем направлениям:
1. Создавая режим законности в Республике Беларусь, создавая условия для законной деятельности, издавая законы и постановления.
2. Через организацию работы аппарата и служб, осуществляющих административную деятельность.
4 ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Законность проявляется в сфере административного регулирования и формирует организационно-правовую основу деятельности субъектов административного права. Принцип законности предполагает, что государственное управление не только имеет исполнительный характер, но и в процессе осуществления строго основывается на действующем законодательстве. Законность охватывает различные виды управленческой деятельности, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм. Это объективное условие эффективности управления.
Государственное управление имеет юридический характер, поэтому оно может осуществляться только в пределах допустимости. В соответствии со статьей 7 Конституции Республики Беларусь государство, все его органы и должностные лица действуют в соответствии с Конституцией и актами законодательства, принятыми в соответствии с ним [1, ст. 7].
Суть законности заключается в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми государственными органами, общественными организациями.
Особое значение принципа законности в области государственного управления определяется следующими основными обстоятельствами.
Управление охватывает наибольший объем деятельности государственных и местных органов власти. Здесь они осуществляют свою многогранную деятельность в управлении экономикой, социально-культурным и административно-политическим строительством. Строжайшее соблюдение законности является важнейшим условием согласованности и функционирования всех звеньев системы управления, успешной реализации задач, стоящих перед руководством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время изучения органов прокуратуры в системе государственной власти автор сделал следующие выводы:
Деятельность прокуратуры направлена на реализацию основных функций государства обеспечение демократии, защиту прав и свобод граждан. Надзорные полномочия обеспечивают законность, правопорядок и соблюдение норм права, содержащихся в Конституции, законах и других нормативных актах различных участников общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, физических и юридических лиц).
В Конституции Республики Беларусь указывается, что прокуратура является системой. Роль прокуратуры в механизме государственной власти в Законе о прокуратуре более четко определена с юридической точки зрения. Однако вопрос о роли прокуратуры в этом механизме остается одним из основных пунктов современной правовой реформы. Проанализировав многие точки зрения различных авторов, мы предлагаем не передавать прокуратуру ни в одну из трех ветвей власти, а оставлять ее, как и прежде, основным контрольным и надзорным правоохранительным органом государства, тем самым сохраняя единой и централизованной системы прокуратуры Республики Беларусь.
Прокуратура в системе государственных органов Республики Беларусь занимает свое место. Прокуратура является самым важным элементом системы сдержек и противовесов. Разумеется, прокуратура постоянно взаимодействует со всеми ветвями власти, поскольку все государственные органы призваны укреплять законность и защиту прав человека и граждан, но прокуратура не относится непосредственно к какой-либо отрасли государственной власти, что облегчает осуществление его основной функции надзора. Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
1. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г. № 220-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2016 г. № 401-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Бибило, В. Н. Судоустройство в Республике Беларусь : учебное пособие. – Минск : Амалфея, 2014. – 384 с.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. от 8 янв. 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г.: в ред. от 8 янв. 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г.: в ред. от 8 янв. 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. Кодавбович, В. А. Конституционное право Республики Беларусь / В. А. Кодавбович. – Минск: Амалфея, 2012 – 510 с.
9. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2010 – 767 с.
10. Курак, А. И. Конституционное право: курс лекций / А. И. Курак, А. В. Марыскин. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010 – 290 с.
11. Кивель, В. Н. Конституционное право Республики Беларусь : учеб. пособие / В. Н. Кивель. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007 – 263 с.
12. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства : учебник / В.В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001. – 520 с.
13. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 21 февр. 1995 г., № 3602-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 6 окт. 2006 г. № 166-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. Крылатова, И.Ю. Механизм реализации и защиты прав человека в Российской Федерации : понятие, сущность, структура, формы / И.Ю. Крылатова // Научный ежедневник Института философии и права. – 2014. – Вып. 3. – С. 210–223.
15. Бессарабов, В.Г. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности / В. Г. Бессарабов, Р. Б. Хуторецкий. – М. : Наука, 2016. – 255 с.
16. Сологубов, А. С. Особенности правового статуса органов прокуратуры / А. С. Сологубов. – М. : Наука, 2006. – 213 с.
17. Антонов, И. А. Место и роль прокуратуры в системе контрольной власти (конституционно-правовой аспект) / И. А. Антонов. – М. : Юрист, 2013. – 200 с.
18. Борико, С. В. Судоустройство и прокурорский надзор (Правоохранительные органы): учебник / С. В. Борико. – Минск : Амалфея, 2012. – 304 с.
19. Байкин, И. М. Прокуратура и судебная власть / И. М. Байкин // Российская юстиция. – 2009. – №10. – С. 36–37
20. Прокурорский надзор : Учебник / Ю.Э. Винокуров [и др.] ; под общ. ред. Ю.Э. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшее образование, 2005. – 60 с.
21. Козлов, А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации : Общая часть / А.Ф. Козлов. – Екатеринбург : УрГЮА, 1999. – 85 с.
22. Цыганкова, Л.И. Обеспечение и защита прав человека в Республике Беларусь : проблемы, возможности оптимизации / Л.И. Цыганкова / Веснік Гродзенскага дзяржаўнага унiверсiтэта імя Янкі Купалы. Серыя 1, Гісторыя, філасофія, паліталогія, сацыялогія. – 2010. – № 1. – С. 153–161.
23. Селюкова, А.А. Проблемы защиты конституционных прав и свобод человека правоохранительными органами / А.А. Селюков // Теория и практика современной науки : сб. науч. тр. по матер. ХХ Международной научно-практической конференции. – Москва, 2017. – С. 291–293
24. Козаренко, Д.В. Роль прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина / Д.В. Козаренко // Юридический факт. – 2017. – № 13. – С. 111.
25. Назаров, С.Н. Прокурорский надзор / С.Н. Назаров. – М., 1998. – 320 с.
26. Шевляков, П.Ю. Роль прокуратуры в защите прав человека в Российской Федерации / П.Ю. Шевляков, И.Г. Мигунова // Юридическая наука : история, современность, перспективы : сб. мат. VII Межд. научно-практ. конференции, посвященной Дню российской науки. – Астрахань, 2016. – С. 222–227.
27. Кивель, В. Регламентация прав человека и гражданина в Конституции Республики Беларусь / В. Кивель // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 1998. – № 5. – С. 75-81.
28. Бреднева, В.С. Права человека: проблемы толкования и реализации / В.С. Бреднева // История государства и права. – 2013. – № 13. – С. 23-25.
29. О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц: Указ През. Респ. Беларусь от 15 июля 2007 года № 498: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 9 окт. 2017 г. № 365. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
30. «Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
31. О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 июл. 2012 г., № 667: в ред. пост Совета Министров Респ. Беларусь от 26 июля 2017 г. № 555 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.