Актуальность темы исследования обусловлена увеличением числа детей, страдающих общим недоразвитием речи. Этот вид нарушения у дошкольников является одним из наиболее распространенных и представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой отмечается нарушением формирования основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, характеризующиеся нарушением формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [18, с. 69].
У большинства дошкольников с ОНР в той или иной степени отмечается искажение слоговой структуры слова, которые признаются ведущими, стойкими в структуре их речевого дефекта. В этой связи проблема коррекции слоговой структуры слова занимает важное место в современной логопедии и становится одной из самых актуальных. Правильная речь представляет собой одну из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка, процесса его социализации, поэтому выявление и исправление нарушений речи необходимо осуществлять в раннем возрасте.
Процесс усвоения слоговой структуры слова детьми с нарушениями речи изучен недостаточно. Некоторые авторы указывают на необходимость выделения внутри фонетической стороны речи особого процесса усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова
[2, с. 78]. А.К. Маркова полагает, что процесс овладения слоговым составом слова можно понять лишь в его связи с общим и речевым развитием ребенка, в частности состоянием его слухового восприятия, уровнем его артикуляционных возможностей, развитием мотивационной стороны деятельности и т. д. [16].
Нарушения звуко-слоговой структуры слова представляют собой стойкие проявления и относятся к одному из основных диагностических показателей, определяющих не только наличие общего недоразвития речи, но и степень его выраженности (P.E. Левина, А.К. Маркова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Проблемой изучения особенностей состояния слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР занимались А.Р. Лурия, который дал нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов; Н.С. Жукова, разработав периодизацию формирования слоговой структуры слов, и в норме, и у детей с ОНР. Такие исследователи как Г.В. Гуровец, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева, занимались изучением у детей звукослоговой структуры слова с моторной алалией – одной из форм ОНР.
Вопросы коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи были затронуты в работах З.Е. Агранович, С.Е. Большакова, Н.С. Жукова.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие слоговой структуры слова
Слог – это минимальная единица речевого потока, элементы которой тесно связаны друг с другом как акустически, так и артикуляционно.
С точки зрения артикуляции слог представляет собой минимальную произносительную единицу, т.е. такую последовательность речевых движений, которая образуется единым дыхательным толчком, единым импульсом мускульного напряжения (Л.В. Щерба) или в результате одной управляющей команды (Л.А. Чистович и др.).
Слог не может быть носителем смысла, а представляет собой лишь результат физиологической последовательности движений артикуляционных органов, дающих определенный акустический результат [17 с. 120].
Согласно акустическому подходу слог является волной нарастания и ослабления звучности. При том и другом подходе вершиной слога считается гласный, являющийся слогообразующим элементом, а согласные считаются его периферическими элементами.
Слоги бывают закрытые (оканчивающиеся на согласный) и открытые (оканчивающиеся на гласный). Наиболее распространенная модель слога в русском языке – это согласный + гласный (СГ), т.е. открытый слог. Как отмечает Л.В. Бондарко, речь есть объединение в непрерывную последовательность открытых слогов, каждый из которых может содержать различное количество согласных [17, с. 121].
Основной структурной единицей русского языка являются слоги СГ – открытые слоги. Являясь минимальной речевой единицей как в плане перцепции (восприятия), так и плане произношения, слоги обладают пятью перцептивно-артикуляционными признаками, которые называются признаками слогового контраста. Слоговой контраст – это различие согласного и гласного звука в слоге. Все открытые слоги типа (СГ) контрастнее, чем любые слоги типа (ГС).
Согласные и гласные звуки более четко воспринимаются в контрастном слоге (СГ), чем в менее контрастном слоге (ГС). Любой слог может быть охарактеризован числом существующих в нем контрастов.
Составляющие элементы слога обладают монолитностью или слитностью. Р.И. Аванесов определяет слитность как основной критерий целостности слога. Монолитность – это единство однородного элемента и как максимальная слитность элементов друг с другом. Таким образом, понятие речевого звука не имеет прямого коррелята в потоке речи, слог – минимальный сегмент этого потока [3, с. 32].
Е.Н. Винарская и Г.М. Богомазов приводят следующие характеристики этих пяти контрастов:
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1 Изучение уровня сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР
Цель экспериментального исследования: повысить уровень сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР в результате проведенной коррекционной работы.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
– выявление исходного уровня сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент);
– проведение коррекционной работы нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР (формирующий эксперимент);
– повторное изучение уровня сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР с целью оценки эффективности формирующего эксперимента (контрольный эксперимент).
Цель констатирующего эксперимента: выявить исходный уровень сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №470 г. Минска», в котором приняли участие 7 детей старшей группы для детей с ОНР в возрасте 5-6 лет (таблица 2.1.).
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОВОГОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
3.1 Содержание логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
В коррекционной работе выделяют два этапа:
– подготовительный этап, целью которого является подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; здесь работа проводится на невербальном и вербальном материале;
– собственно коррекционный этап, целью которого является непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов; здесь работа ведется на вербальном материале [1, с. 9].
Подготовительный этап предполагает использование заданий сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале:
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий могут быть следующие:
– хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
– сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
– сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
– узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
– воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
– задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
– произвольное воспроизведение ритма ребенком с после дующей записью ритмического рисунка символами;
– воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»).
Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т.д.
Теоретический анализ литературы показал, что слоговая структура слова представляет собой взаиморасположение и связь слогов в слове; чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется следующими параметрами: 1) ударность; 2) количество слогов;3) линейная последовательность слогов; 4) модель самого слога. Существует 14 классов слоговой структуры слова.
Развитие слоговой структуры слова в процессе онтогенеза осуществляется поэтапно. Освоение детьми слоговой структуры слов в ходе нормального речевого развития происходит в определенной последовательности, четкими периодами, в каждом из которых дети овладевают словами, имеющими слоговую структуру определенной сложности. Для детей с нормальным речевым развитием и с нарушениями речевого развития характерны общие закономерности становления слоговой структуры слова. Искажения слогового состава слова характерны не только для детей с речевыми патологиями, но и для дошкольников с нормальным речевым развитием. Факторами, которые определяют усвоение структуры слова у детей с нормальным речевым развитием, являются сравнительная сила слогов, звуковое окружение, слоговая и ритмическая структура.
Несформированность слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи представляет собой системное нарушение и проявляется не только в проговаривании, но и в восприятии лексических единиц и их структурных элементов. Видами искажений слогового состава у детей с ОНР являются: нарушения количества слогов (элизия, итерация), нарушения последовательности слогов в слове, искажения структуры отдельного слога, антиципации, персеверации, контаминации. Эти искажения у дошкольников с ОНР отличаются большой стойкостью. Несформированность слоговой структуры слова у детей с ОНР на разных уровнях развития речи характеризуется своими особенностями.
Результаты констатирующего эксперимента показывают, что большинство у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (57% или 4 человека) обладают низким уровнем сформированности слоговой структуры слова, 43% детей – обладают средним уровнем. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
Формирующий эксперимент проводился в течение пяти месяцев в рамках логопедической работы со старшими дошкольниками. Фронтальные занятия по коррекции слоговой структуры слова осуществлялись 2 раза в неделю, индивидуальные – ежедневно. Формирующий эксперимент включал 4 этапа: подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы); этап формирования слоговой структуры слова; этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, скороговорок с правильно произносимыми звуками);
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 245 с.
3. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. – М.: Книголюб, 2005. – 96 с.
4. Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей / С.Е. Большакова: методич. пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 452 с.
5. Винарская, Е.Н. Возрастная фонетика / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов. – М.: ACТ: Астрель, 2005. – 206 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 470 с.
7. Есечко, Л.Б. Особенности овладения звуко-слоговым составом слова учащихся с общим недоразвитием речи / Л.Б. Есечко. – М.: Просвещение, 1971. – 369 с.
8. Жукова, Н.С. Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 421 с.
9. Китаева, Н.Н. к вопросу о нарушении звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией / Н.Н. Китаева // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. –2000. – № 1. – С. 67-68.
10. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 1973. – 512 с.
11. Коротовских, Т.В. Особенности звуко-слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II – III уровня / Т.В. Коротовских. – 2016. – № 1 (114). – С. 1-6.
12. Курдвановская, Н.В. Формирование слоговой структуры слова / Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 96 с.
13. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2001. – 394 с.
14. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
15. Маркова, А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.03 / А.К. Маркова. – М., 1963. – 17 с.
16. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961. – С. 59-70
17. Матусевич, М.И.. Современный русский язык: фонетика / М.И. Матусевич. – М.: Просвещение, 1976. – 288 с.
18. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 534 с.
19. Сафонкина, Н.Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Н.Ю. Сафонкина. – М.: МПГУ, 2003. – 16 с.
20. Секачев, В.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Гаркуша, Ю.Ф. – М. : Секачев В.Ю, 2000. – 144 с.
21. Титова, Т.А. Нарушения звуко-слоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией / Т.А. Титова. – М.: Академия, 1995. – 412 с.
22. Ткаченко, Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет / Т.А. Ткаченко. – М.: Академия, 2002. – 384 с.
23. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т.А. Ткаченко. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2005. – 32 с.
24. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
25. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет / Н.С. Четверушкин – М.: Гном Пресс, 2006. – 187 с.