ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Лингвистическая компетенция в контексте современного иноязычного образования школьников
1.2 Виды, источники и основные характеристики кейсов.
1.3 Методический потенциал кейс технологии в формировании лингвистической компетенции учащихся старших классов.
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Подготовка условий формирования лингвистической компетенции у учащихся старших классов посредством кейс технологии
2.2 Реализация модели формирования лингвистической компетенции у учащихся старших классов посредством кейс технологии
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из задач современной системы образования является обновление требований к уровню подготовки учащихся по всем дисциплинам школьного курса. Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии, которые помогут улучшить качество образования.
Одной из новых технологий обучения является проблемно-ситуационное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику образования в настоящее время является неотложной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной в определенном формате и предназначенной для обучения детей анализу различных типов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и разработке возможных решений для нее в соответствии с установленными критериями.
Суть метода кейсов заключается в том, что обобщение знаний и формирование навыков является результатом активной самостоятельной деятельности учащихся в разрешении противоречий, в результате чего осуществляется творческое овладение знаниями, умениями и развитие способностей.
Работая с кейсами, учащиеся учатся принимать правильные решения и применять теоретические знания в конкретной ситуации, они могут оценивать и выбирать наилучшее решение проблем. Эти навыки необходимы учащимся для реализации задач, направленных на проверку навыков применения знаний в новой ситуации; установление причинно-следственных связей; решении проблем, оценивании и прогнозировании процессов, применении теоретических знаний на практике.
Актуальность работы обусловлена противоречием между объективными требованиями модернизации образования и недостаточным использованием современных технологий и методов обучения, в частности, технологии кейсов.
Объект исследования: образовательный процесс по английскому языку.
Предмет исследования: кейс-технология как средство формирования знаний школьников.
Цель исследования: выявить особенности кейс-технологии как средства формирования лингвистической компетенции учащихся старших классов.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. исследовать лингвистическую компетенцию в контексте современного иноязычного образования школьников;
2. проанализировать виды, источники и основные характеристики кейсов;
3. выявить методический потенциал кейс технологии в формировании лингвистической компетенции учащихся старших классов;
4. подготовить условия формирования лингвистической компетенции у учащихся старших классов посредством кейс технологии;
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Лингвистическая компетенция в контексте современного иноязычного образования школьников
Понятие компетенция, принятое научным сообществом благодаря работе американского лингвиста Н. Хомского, используется в методике преподавания языка при определении общих и конкретных целей и содержания образования.
Одним из значений многозначного слова компетенция, которое зафиксировано в словарях, является область вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен, обладает знаниями, опытом, по которым кто-то обладает хорошими знаниями. В современной методологической науке под компетенцией понимается сочетание языковых знаний и навыков. Наряду с термином «компетентность» используется термин «компетенция». Эти понятия различаются следующим образом: компетенция – это «комплекс знаний, навыков, способностей, приобретенных в процессе обучения и составляющих важный компонент обучения», компетентность – это «личные качества, которые определяют его способность выполнять действия на основе сформированной компетенции» [5].
Необходимо отметить тот факт, что термины «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная компетенция» становятся все более распространенными и часто используются, не имея различий в смысле. Между тем, они значительно отличаются друг от друга. Термин «коммуникативная компетенция» возник как развитие идеи лингвистической компетентности Н. Хомского – ограниченный набор грамматических правил, позволяющий генерировать неограниченное количество правильных предложений. Идея оказалась привлекательной для ученых, работающих в области языкового тестирования, поскольку лингвистическая компетентность может быть точно измерена (проверена) с использованием доступных средств педагогических измерений (тестов). Поскольку лингвистическая компетентнция значительно ограничивала объект языкового тестирования в контексте изучения коммуникативного обучения языку, возникли идеи для расширения этой конструкции, которая называлась «коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетенция – это продемонстрированная область успешной коммуникативной деятельности, основанная на изученных средствах и стратегиях вербального общения, поддерживаемых языковыми навыками и вербальными навыками [4, с. 3].
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Подготовка условий формирования лингвистической компетенции у учащихся старших классов посредством кейс технологии
Для успешного применения кейс технологии на уроках иностранного языка необходимы определенные условия, в том числе: владение учащимися материалом, запасом знаний и достаточно высокий уровень навыков общения. Не менее важным условием внедрения технологий в классе является возраст и психологическая готовность учащихся к работе с кейсами, адекватное восприятие представленной информации. Для этого был проведен анализ психоэмоциональных характеристик учащихся 9 класса.
Подростковый возраст, как и любой другой, начинается с изменения в социальной ситуации развития. Все, к чему ребенок привык с детства – семья, друзья, школа – приобретает совершенно иной смысл. По характеру происходящего этот возраст считается кризисным
Подросток нуждается в серьезной индивидуальной деятельности, которая может быть удовлетворена в рамках обучения. Учение может приобретать новый личный смысл, стать частью самообразования и самосовершенствования.
Что касается социальной ситуации развития, то в 9 классе подростку нужна независимость и общение со сверстниками. Независимость 9 класса выражается в рамках освобождения от взрослых, освобождения от их контроля. Чувство взрослости – это отношение подростка к себе как к взрослому, осознание самого себя является основной психологической особенностью девятиклассника. Проявление чувства взрослой жизни начинается с подражания поведению взрослых (изменение внешнего вида, манеры и пр.). В девятом классе у подростков возрастает желание найти свои места в обществе. Важную роль играет оценка других. Оценка со стороны сверстников более значительна, чем со стороны родителей и учителей.
Подросток наиболее затронут группами сверстников и ее системой ценностей; он боится потерять свою позицию в обществе. Девятиклассники начинают проявлять интерес к противоположному полу и отношениям с ними. Необходимо развивать способность ребенка к психологической адаптации и самозащите.
Говоря о социально полезной работе, следует отметить, что подросток пытается выйти за рамки школьной деятельности, чтобы утвердить свой социальный статус. Внеклассные занятия позволяют реализовать себя, продемонстрировать свои способности и почувствовать их значимость в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу и нормативные документы по изучаемой проблеме, мы выяснили, что образовательная деятельность представляет собой взаимодействие с учащимися, направленное на овладение определенным материалом в одной или нескольких областях.
Особое внимание при определении перспектив образовательной деятельности уделяется современным педагогическим технологиям, которые позволяют повысить уровень мотивации для изучения иностранного языка в школе. Современные технологии, используемые в образовательной деятельности в области преподавания английского языка, включают, среди прочего, кейс технологии.
Кейс технология – это интерактивная технология краткосрочного обучения, основанная на реальных или вымышленных ситуациях, направленных не столько на овладение знаниями, сколько на создание новых качеств и навыков учащихся. Кейс активирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные навыки, оставляя учащихся лицом к лицу с реальными ситуациями.
В качестве особенностей использования кейс технологий в курсе английского языка были определены следующие: способность группы работать в одной проблемной области; использование структурированной информации, которая уменьшает степень неопределенности с точки зрения времени; использование принципов проблемного обучения; возможность для учащихся приобретать не только знания, но и глубокое понимание теоретических концепций; возможность создания новых продуктивных стереотипов деятельности; развитие навыков простейших обобщений.
Проведенная экспериментальная работа показала эффективность методологических правил использования кейсов при преподавании английского языка. Это проявилось в повышении мотивации учащихся к изучению этого предмета.
Учащиеся имели возможность развивать навыки общения и регулирования, разрабатывать навыки планирования, представлять свой собственный продукт, работать в различных творческих форматах (отчеты, пресс-релизы, мини-эссе, рекламные ролики и пр.).
Кроме того, использование кейс технологии в изучении английского языка помогает улучшить качество знаний учащихся.
Поэтому, ознакомить учащихся с методом кейсов; грамотно составить кейсы, выбрать рациональный подход к применению кейсов, то уровень знаний учащихся будет соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов, а мотивация к изучению предмета будет возрастать.
1. Аниськович, Н.Р. Использование социальных технологий в обучении учащихся иностранному языку: учеб-метод. пособие / Н.Р. Аниськович. – Минск: МГЛУ, 2011. – 80 с.
2. Багиев, Г.Л. Кейсовый метод в системе обучения на практических занятиях / Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.marketing.spb.ru. – 15.11.2018.
3. Барнс, Л. Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература / Л. Б. Барнс, Р.К. Кристенсен, Э.Дж. Хансеню – М.: Гардарики, 2000. – 502 с.
4. Бим, И.Л. К проблеме обученности иностранным языкам выпускников средней школы / И.Л. Бим, А.А. Миролюбв // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 3. – С. 3 – 10.
5. Бормот, В. В. Профессиональная компетентность и профессиональные компетенции учителя [Электронный ресурс] / В.В. Бормот – Режим доступа. – URL://http://www.sch1948.ru/metodobedinenie/301-bormot.html.
6. Калинина, С.В. К концепции обучения монологическому высказыванию / С.В. Калинина // ИЯШ. – 1999г. - №1 – С.22-26.
7. Куимова, М. В. Метод case-study в обучении иностранному языку студентов старших курсов неязыковых специальностей / М.В. Куимова, Е.Д. Евдокимов, К.В. Федоров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (21). Ч. 1. – С. 44.
8. Лапицкая, Л.М. English 9. Английский язык 9 класс / Лапицкая Л. М., Демченко Н. В., Волков А. В., Калишевич А. И., Севрюкова Т. Ю., Юхнель Н. В. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 294 с. : ил.,
9. Михайлова, Е. А. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.А. Михайлова // Маркетинг – 1999. № 1 – С. 109–117.
10. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, 2е издание / Е. И, Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
11. Пассов, Е.И. Обучение говорению на иностранном языке / Е.И. Пассов, Е.С. Кузнецова / учебное пособие. – Воронеж, 2002. – 40 с.
12. Пахтусова Е.Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку / Е.Э. Пахтусова // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 532-534.
13. Полат Е.С. Разноуровневое обучение / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе, №6, 2000. – С. 6-11.
14. Падей, Е. В. Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку [Текст] / Е. В. Падей // Молодой ученый. — 2013. — № 2. — С. 388–390.
15. Гуркина А. Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 726-729. — URL https://moluch.ru/archive/92/20035/
16. Сидоренко, А.И. Ситуационная методика обучения: Теория и практика / состав. А. И. Сидоренко, В. И. Чуба. – Киев: Центр инноваций и развития, 2001. – 256.
17. Сурмина, Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – 286.
18. Таймашханов, У.Д. Создание проблемных ситуаций / У.Д. Таймашханов // Математика в школе. – 1994. – №5. – С.16-18.
19. Щербатых С. В. Методика применения кейсметода в профильном обучении (на примере стохастики) / С.В. Щербатых // Профильная школа. 2009. – № 5. – С. 54–57.
20. Ellet, W. The Case Study Handbook: How to Read, Discuss, and Write Persuasively About Cases. Harvard Business School Press / W. Ellet. – 2007. – 273 p.
21. Hickman, L., Longman C. Case Method: Business Interviewing (Case Method) / L. Hickman, C. Longman C. – Addison-Wesley Professional, 1994. – 220 p.
22. Yin, R. K. Case Study Research: Design and Methods Third Edition (Applied Social Research Methods) / R.K. Yin. – Sage Publications, 2002. – 200 p.