Введение
1 Понятие и виды административно-правовых норм
2 Структура административно-правовой нормы
3 Особенности норм административного права
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Уже с давних времен создание и существование определенных норм признано бесспорной объективно необходимостью. Это обусловлено тем, что
с начала образования общества и межличностных отношений в нем возникли определенные правила поведения, первые правила организации жизни, ведения охоты и общения между людьми. Нормативность в виде существования правил поведения характерна для человеческого общества, потому что без обеспечения определенного порядка, стабильности общества и координации действий отдельных лиц и социальных групп общество, а, следовательно, и государство обречено на хаос и отсутствие какого-либо прогресса.
Люди живут в полном или частичном взаимодействии друг с другом, поэтому им необходимо координировать и согласовывать свои действия, объединять усилия для достижения общего результата. В процессе развития человеческой цивилизации возникла потребность в более эффективной форме самоорганизации людей.
На сегодняшний день административное право как одна из наиболее актуальных самостоятельных отраслей права призвана регулировать социальные отношения, развивающиеся, главным образом, в области государственного управления. Государственное управление - это один из видов социального управления.
Государственное управление является одной из форм государственной деятельности, которая заключается в практическом осуществлении ее задач и функций в процессе непосредственного повседневного управления. Государственное управление осуществляется государственными органами и, прежде всего, исполнительными органами. Ему присущ общественный характер, который подчеркивает государственный характер, в отличие от общего и частного регулирования.
Несмотря на общие черты государственного управления, оно неоднородно, поскольку оно осуществляется на разных уровнях, в которых территориальный масштаб не является одинаковым, решаются вопросы разной значимости. В этой связи в государственном управлении можно выделить следующие виды управления:
- функциональное (надведомственное);
- внутриорганизационное;
- местное;
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
Во имя самосохранения любое общество вынуждено создавать правила, обеспечивающие его существование и развитие. Эти правила подтверждают существование из определенного порядка в отношениях между членами общества, определяют варианты поведения и тем самым предопределяют установление и соблюдение надлежащего порядка в обществе. Поэтому социальные нормы не только объективно необходимы, но и являются логически обоснованным условием для обеспечения организации общественных отношений.
Социальные нормы являются общепринятыми правилами поведения и нормами деятельности, которые обеспечивают упорядоченность и стабильность социального взаимодействия людей и групп. Как видно из определения, социальные нормы носят общий характер, поскольку они регулируют не отдельные случаи, а типичные и повторяющиеся жизненные обстоятельства, факты и события [1, c.217].
Самый распространенный вид социальных норм - это правовые нормы. Они, как правило, являются обязательными, устанавливаются (или санкционируются) государством и обеспечиваются посредством мер принуждения, применяемых соответствующими субъектами. Правовые нормы являются формальными, поскольку они закреплены в нормативных правовых актах, издаваемых органами и должностными лицами государства, и четко определяют субъективные права и юридические обязанности всех участников правоотношений. С их помощью регулируются наиболее значимые и, следовательно, социальные отношения, которые заслуживают правовой защиты - экономические, политические, социокультурный и т. д.
Комплекс взаимосвязанных правовых норм в государстве, регулирующем определенную сферу однородных общественных отношений, представляется собой отрасль права. Существует немалое количество отраслей права, одной из них и является административное право.
Административное право - это самостоятельная отрасль права, которая призвана регулировать особую отрасль общественных отношений, складывающихся главным образом в сфере государственного управления. Административному праву свойственно преимущественно метод юридического властвования, когда предписания носят односторонний характер и определяют неравенство сторон [2, с.127].
2 СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ
Структура правовой нормы понимается как внутренняя структура нормы, определенный порядок взаимосвязи ее составных частей и элементов.
Административно-правовая норма мысленно воссоздана из множества регулирующих предписаний из различных источников и не ограничивается одной статьей конкретного нормативного акта. Таким образом, структура административного права является традиционной.
Административно-правовые нормы, а также нормы других отраслей права имеют структуру. Они состоят из:
1) гипотезы;
2) диспозиции;
3) санкции.
Гипотеза содержит указание на фактические условия, при наличии которых необходимо и возможно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусмотренные гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами. Они создают, изменяют или прекращают административно-правовые отношения.
Гипотеза как часть административно-правовых норм устанавливает фактические условия для реализации правил, условия для применения правил поведения, предписанных стандартом. Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления в силу нормы и осуществления диспозиции (например, условия привлечения к административной или юридической ответственности), но часто раскрывается в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста). Таким образом, гипотеза может быть как абстрактной (определяет условия для действия нормы и указывает на общие признаки ее реализации), так и казуистской (связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями) [2, с.127].
Диспозиция как элемент административно-правовой нормы определяет правило поведения, как это предписано правилом, права и обязанности субъектов правовых отношений. Диспозиция - основная часть административно-правовой нормы - определяет правило поведения, которое предписано, разрешено или рекомендовано законом. Без этого не может быть никакой нормы как таковой.
В зависимости от характера воздействия диспозиции могут предписывающие, разрешающие и запрещающие.
3 ОСОБЕННОСТИ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Как и в любой отрасли права, административно-правовые нормы предназначены для регулирования социальных отношений посредством правовых средств. Однако нормы каждой отрасли имеют свои специфические особенности, определяемые характером регулируемых ими социальных отношений, спецификой метода правового регулирования, используемого определенной отраслью, и ряд других факторов.
Можно выделить следующие особенности, присущие нормам в административном праве, и отличия от других правовых норм:
1. Целью административно-правовых норм является обеспечение организации и функционирования всей системы исполнительной власти, осуществление ее конституционных целей, то есть выполнение требований законодательных актов Республики Беларусь. Таким образом, они выражают суть исполнительной власти единой государственной власти.
2. Регулирующее влияние административно-правовых норм является масштабным вследствие самой деятельности, осуществляемой для реализации задач и функций государственного управления, широты экономической, социокультурной и политической сфер, взаимосвязи государственного административного аппарата, как с (учреждениями, предприятиями и другими общественными организациями), а также со всеми другими сторонами, действующими в области государственного управления или каким-то образом затрагивающими его интересы (граждане).
3. Административно-правовые нормы являются основой для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, определяют надлежащее поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления, обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях возникающих при осуществлении исполнительной власти.
4. Административно-правовые нормы носят императивный характер, поскольку установленные законом законные предписания относятся к компетенции соответствующих органов исполнительной власти, выражение воли которых одностороннее и неравное с волей другого субъекта административно-правовых отношений. В то же время существуют административно-процессуальные нормы, которые вызывают горизонтальные административно-правовые отношения, которые характеризуются равенством сторон (например, когда жалобы граждан разрешаются органами исполнительной власти), но эти нормы меньше общего в области государственного управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность носит масштабный характер и разнообразна по содержанию, поэтому административное право является большой и сложной отраслью белорусского законодательства. Это связано с необходимостью реализации исполнительной власти во всех сферах жизни общества. Вся жизнь государства, гарантия реализации гражданами их прав и свобод во многом зависит от эффективности организации Правительства
Любая отрасль права состоит из правовых норм, которые являются их организационной составляющей. Каждая норма включена в систему, за пределами которой она не может действовать.
Основными элементами, на основе которых возникают административно-правовые отношения, являются система административного права и механизм государственного управления, являются административно-правовыми нормами.
Они действуют как набор предписаний, закономерностей поведения в правовых отношениях и оказывают активное влияние на ум, волю и поведение людей. Они определяют права и обязанности субъектов административно-правовых отношений, указывают, что запрещено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зарегистрированного в нем предписания, поэтому изучение административно-правовых норм, их структуры и видов, реализации имеет практическое значение, поскольку каждый человек сталкивается с ними в повседневной жизни, более того - часто оказывается участником административных отношений.
Существует множество различных подходов к понятию административно-правовых норм. Но в общем виде они представляют собой установленные (санкционированные) правила поведения, целью которых выступает регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования аппарата исполнительной власти, а в широком смысле – государственного управления.
Осуществление норм административного права является логическим процессом реализации государственной воли субъектами.
Существует два основных варианта реализации административного права: исполнение и применение. Иногда они добавляют соблюдение и использование.
1. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
2. Габричидзе Б.Н.,Чернявский А.Г. Административное право: учебник / Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.:Проспект, 2009. – 688 с.
3. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право / .В.М.Манохин, Ю.С.Адушкин. – Саратов:Изд-во Саратовского универ-та, 2003. – 412 с.
4. Крамник, А.Н. Административное право. Ч.1. Управленческое право / А.Н. Крамник, О.И. Чуприс – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – 567 с.
5. Юсупов, В.А. Теория административного права / В.А. Юсупов. – М.: Юрид. лит., 1985. – 160 с.
6. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А. Н. Крамник. - Минск: Тесей, 2002. - 608 с.
7. О дорожном движении: Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 г., с изменениями и дополнениями от 13.07.2016 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
8. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 г., с изменениями и дополнениями от 17.07.2018 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
9. Козлов, Ю.М. Административное право : учебник. / Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов – М. 2000. – 271 с.
10. Бахрах, Д.Н. Административное право России :учебник / Д.Н. Бахрах. – М.: Эксмо, 2007. – 528 с.
11. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 г., с изменениями и дополнениями от 02.07.2009 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
12. Гавриленко, Д.А. Административное право : учеб.пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко. – Минск, 2002. – 381 с.
13. Мах, И.И. Административное право: курс лекций / И.И.Мах. 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 640 с.
14. Рябцев, Л.М. Административное право : учеб. пособие / Л.М. Рябцев – Минск : Амалфея, 2009. – 320 с.
15. Козелецкий, И.В. Административное право : учеб. пособие : в 2 ч. / под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухарковой ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2013. – Ч. 1 : Административно-регулятивное право. – 438 с.