ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАТЕГОРИИ ПАДЕЖА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Понятие грамматической категории и грамматического значения в английском языке
1.2 Основные подходы к проблеме падежа в английском языке
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМАНТИКИ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
2.1 Классы существительных, употребляемых в родительном (притяжательном) падеже
2.2 Анализ семантических отношений между существительным в родительном падеже и определяемым существительным
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Под грамматической категорией понимается соединение двух или нескольких грамматических форм, которые противопоставлены или соотнесены, исходя из их грамматического значения. За конкретным грамматически значением закрепляется конкретный набор форм (парадигма). Грамматическая категория не может существовать вне постоянного формального показателя. В грамматическую категорию должно входить две или более форм, которые противопоставлены друг другу.
Основной проблемой категории падежа является вопрос, присущ ли вообще падеж английскому языку. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо определить, с какой точки зрения рассматривать падеж: как форму или только как содержание, которое возможно передать тем или иным средством.
В отечественной лингвистике вопросами категории падежа в рамках теоретической грамматике английского языка занимались такие авторы, как
Л.С. Бархударов, М.Я. Блох, Г.Н. Воронцова, И.П. Иванова, Б.А. Ильиш, А.И. Смирницкий.
Актуальность темы состоит в том, что проблема определения лингвистического статуса категории падежа на современном этапе развития английского языка и определение специфики выражения ее значений не без оснований остается одной из самых спорных в теоретической грамматике.
Подтверждением этого является наличие множества противоположных теорий касательно категории падежа в английском языке.
Цель курсовой работы – проанализировать семантику родительного падежа в английском предложении.
Исходя из цели курсовой работы, были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие грамматической категории и грамматического значения в английском языке.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАТЕГОРИИ ПАДЕЖА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Понятие грамматической категории и грамматического значения в английском языке
Понятие и термин «грамматическая категория» определяется в языкознании как: «система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями» [16, с. 48].
Под грамматической категорией понимается соединение двух или нескольких грамматических форм, которые противопоставлены или соотнесены, исходя из их грамматического значения. За конкретным грамматически значением закрепляется конкретный набор форм (парадигма). Грамматическая категория не может существовать вне постоянного формального показателя. В грамматическую категорию должно входить две или более форм, которые противопоставлены друг другу.
Например, касательно глагола можно утверждать, что он обладает тремя формами времени – настоящим, прошедшим и будущим, четырьмя глагольными разрядами – основным, длительным, перфектным и перфектно-длительным, а существительное определяется двумя формами числа, столько форм имеет и залог и т.д. Категорий, обладающих только одной формой, не может существовать, так как внутри категории необходимо, чтобы ее элементы были противопоставлены. такое противопоставление не обязательно должно быть бинарным [13, с. 11].
В области лингвистического изучения можно условно выделить три подхода к проблеме грамматической категории:
1. Научно-лингвистический подход – свойствен научным лингвистико-теоретическим изысканиям и который связывает понятие грамматической категории с понятиями грамматического значения и грамматической формы.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМАНТИКИ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
2.1 Классы существительных, употребляемых в родительном (притяжательном) падеже
Многие грамматисты утверждают, что, как правило, притяжательный (родительный) падеж употребляется в основном с существительными, обозначающими лиц, хотя возможно окказиональное его употребление с существительными – названиями неодушевленных предметов, традиционно закреплено употребление его с существительными – названиями периодов времени, расстояния, цены.
В притяжательном падеже могут употребляться существительные, обозначающие:
1) лиц: you friend’s name – имя вашего друга;
2) животных: the dog’s head – голова собаки;
3) время и др. единицы измерения: a month’s term – срок одного месяца;
4) названия стран, месяцев, времен года, астрономических понятий: Great Britain’s territory – территория Великобритании.
Существительные, обозначающие предметы неодушевленные, как правило, в притяжательном падеже не употребляются.
Для выражения отношений между неодушевленными предметами в английском языке используются преимущественно не падежные окончания, а предлоги и расположение членов предложения. Чаще всего эту функцию выполняет предлог «of». Существительное с этим предлогом обычно переводится на русский язык существительным в родительном падеже. Его функция близка, таким образом, функции притяжательного падежа.
The door of a house – дверь дома;
The place of the residence – местожительства;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив научно-теоретическую литературу по выбранной теме и проанализировав семантику родительного падежа в английском языке, можно сделать следующие выводы.
В первой главе нашей работы нами была предпринята попытка найти определение понятие «категория падежа» и рассмотреть ряд теорий, связанных с проблемой выделения падежа.
В современном английском языке вопрос о категории падежа до сих пор носит дискуссионный характер. Большинство лингвистов либо ставят под сомнение, либо вообще отрицают существование падежей.
Но в традиционной грамматике английского языка различают 2 падежа: общий падеж (the common case) и притяжательный или родительный падеж (the possesive case).
Общий падеж имеет не маркированную форму, а притяжательный падеж оформлен окончанием -s'.
Что касается формы родительного падежа английских имен существительных, то ее употребление характеризуется целым рядом ограничений. Прежде всего, формы родительного падежа употребляются только в одной синтаксической функции, а именно в функции препозитивного определения; в форме родительного падежа регулярно употребляются лишь 2 типа имен существительных: одушевленные существительные и имена существительные, обозначающие единицы времени и пространства.
Хотя эти существительные используются чаще, чем остальные имена существительные, не исключена возможность употребления в этой форме и целого ряда неодушевленных имен существительных:the monument's history, the book's philosophy.
1. Акишева, Н.С. Сущность и природа грамматической категории. грамматические категории различных частей речи / Н.С. Акишева // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2018. – Т.18. – № 1. – С. 21–25.
2. Аракин, В.Д. История английского языка / В.Д. Аракин. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. – 272 с.
3. Афанасьев, П.А. Теоретическая грамматика английского языка: учебное пособие / П.А. Афанасьев. – Т.: Эсперо, 2001. – 128 с.
4. Балашова, Л.В. Введение в языкознание: конспект лекций / Л.В. Балашова, В.Е. Гольдин, В.В. Дементьев и др. – М.: Высш. образование,2009. – 248 с.
5. Березин, Ф.М. Общее языкознание: учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Ф.М. Березин. – М.: Просвещение, 1979. – 416 с.
6. Блох, И.Я. Теоретическая грамматика английского языка: учеб. / И.Я. Блох. – М.: Высш. шк., 2000. – 381 с.
7. Булыгина, Т.В. Языковая концептуализация мира / Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 576 с.
8. Буранов, Д.Ж. Сравнительная типология английского и тюрских языков: учеб. пособие для пед. институтов / Д.Ж. Буранов. – М.: Высш. школа, 1983. – 211 с.
9. Викулова, Е.А. Теоретическая грамматика современного английского языка: учеб. пособие / Е.А. Викулова. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2014. – 88 с.
10. Воронцова, Г.Н. Очерки по грамматике английского языка / Воронцова. – М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1960. – 400 c.
11. Грамматическое значение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.krsu.edu.kg/.
12. Гухман, М.М. Грамматическая категория и структура парадигм. Исследования по общей теории грамматики / М.М. Гухман. – М.,1968. – 117 с.
13. Иванова, И.П.Теоретическая грамматика современного английского языка: учебник/ И.П. Иванова, В.В. Бурлакова, Г.Г. Почепцов. – М.: Высш. школа, 1981. – 285 с.
14. Ившин, В.Д. Некоторые грамматические категории современного английского языка в философском аспекте: исходные определения / В.Д. Ившин, Ю.Н. Марчук // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. – 2017. – № 4. – С. 92–100.
15. Казанцева, Я.Н. Теоретическая грамматика английского языка: учеб. пособие / Я.Н. Казанцева, Н.В.Немчинова, Е.В. Семенова. – Красноярск: Сибирский федеральный унт,2015. – 135 с.
16. Лингвистический энциклопедический словарь /под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Сов. энцик., 1990. – 244 с.
17. Новиков, А.А.Моделирование грамматического значения падежа / А.А. Новиков, М.А. Рыбаков // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2014. – №3. – С.85–95.
18. Плоткин, В.Я. Строй английского языка: учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. / В.Я. Плоткин. – М.: Высшая школа, 1989. – 239 с.
19. Смирницкий, А.И. Морфология английского языка / А.И. Смирницкий. – М.: Литература на иностранном языке, 1959. – 440 с.