Введение
1. Теоретический анализ проблемы аддиктивного поведения
1.1 Понятие об аддикции
1.2 Виды аддиктивной реализации
1.3 Деструктивная сущность аддиктивного поведения
1.4 Этапы формирования аддикции
1.5 Мотивация аддиктивного поведения
1.6 Характерные черты аддиктивной личности
1.7 Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения
2. Социально-психологическая ситуация развития личности в студенческом возрасте
3. Понятие о жизнестойкости
4. Эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению юношей и девушек с различным уровнем жизнестойкости
4.1 Процедура и методы исследования
4.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Введение
К исследованию проблемы предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ сегодня подключились специалисты целого ряда наук и социальных практик. Разработаны определенные теоретические предпосылки для построения социальных и педагогических проектов профилактики аддиктивного поведения, в том числе и в молодежной среде.
Воспитание и развитие современной молодёжи происходит в условиях переоценки ценностей. Отсутствие строгих социальных норм и должного социального контроля со стороны общества приводит к свободному поведению молодёжи и, как следствие, наблюдается усиление девиантной активности молодого поколения.
Актуальность темы исследования: алкоголизм, наркомания, токсикомания, а сейчас еще и интернет-зависимость формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы аддиктивного поведения.
Таким образом, объект исследования – склонность к аддиктивному поведению.
Предмет исследования – склонность к аддиктивному поведению юношей и девушек с различным уровнем жизнестойкости.
Цель: изучить особенности склонности к аддиктивному поведению юношей и девушек с различным уровнем жизнестойкости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать особенности аддиктивного поведения личности;
2. Определить основные этапы и факторы формирования аддиктивного поведения в современном обществе;
3. Рассмотреть главные особенности студенческого возраста,
1. Теоретический анализ пррроблемы аддиктивного поведения
1.1 Понятие об аддикции
К основной причине, лежащей, в основе формирования аддиктивного поведения относится потребность в изменении реальности, как желания выйти из сложной ситуации межличностного и внутриличностного характера. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического дискомфорта провоцирует аддиктивную реакцию. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, человек пытаясь искусственным путем изменить свое психическое состояние, приобретает иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью [1].
Аддикция нередко имеет безобидное начало, индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход [1].
Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций. Аддикция заставляет личность постоянно находиться в состоянии вынужденного сильного напряжения. Любая зависимость развивается так: сначала приносит временное облегчение, освобождение от проблем, а потом делает человека своим заложником. Любая зависимость формируется на основе «бегства от реальности» [2].
Зависимость в широком смысле слова – это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию.
Зависимости – это психологические причины всевозможных личных
2. Социально-психологическая ситуация развития личности в студенческом возрасте
Юношеский («студенческий») возраст, – период юности в развитии личности (16-17—22-23), – это, как правило, – социально-психологическое («социализационное») начало самостоятельной, взрослой жизни человека.
16–17 лет — 22–23 года, – это, в широком смысле, целостный юношеский возрастной и социально-психологический этап развития личности человека.
Наряду с этим, в юности выделяются следующие возрастные периоды: 16-17 лет — ранняя юность (по И.С. Кону), 17-21 год — собственно (в узком смысле) юность, 22-23 года — поздняя юность. Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но, при этом, обладают и многими общими характеристиками.
Основными социально-психологическими и возрастными характеристиками и факторами любого периода развития личности являются: социальная ситуация развития личности, ведущий вид деятельности, сфера общения, психические новообразования, параметры интеллектуального развития, эмоциональные качества личности.
С усложнением жизнедеятельности в юношеском возрасте происходит не только количественное расширение диапазона конвенциональных (социальных) ролей и интересов, но и качественное их изменение. В современный период общественного развития на юношеском («студенческом») возрастном этапе «появляется всё больше «взрослых» социальных ролей, с вытекающей отсюда большей мерой самостоятельности и социальной ответственности юношей и девушек.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте, в общем, и в целом, – учебно-профессиональная. Социальные мотивы, связанные с будущим, начинают активно побуждать учебную деятельность в юношеском (студенческом) возрасте. В юности проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности в юности
3. Понятие о жизнестойкости
В современной психологии понятие жизнестойкости личности привлекает все большее внимание исследователей. Проблемы р утраты смысла жизни, совладания со стрессогенными факторами, особенно в профессиональной деятельности, побуждают искать психологические, духовные, социальные опоры. о
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это приводит к общему снижению чувства безопасности и защищенности современного человека. Ситуация угрозы жизни в современном мире все больше становится привычным атрибутом так называемой мирной жизни.
Проблема поведения человека в жизненных ситуациях в последнее время очень актуальна, что объясняется информационной насыщенностью и ускорением ритма жизни современного человека. Возникло новое общество, которое предъявляет новые требования. Ответственность за свою жизнь, за ее успешность ложится на самого человека. Чтобы занимать лидирующее положение в группе, реализовать свои возможности, чувствовать себя значимым необходимо вырабатывать навыки решения проблем, приобрести такое качество, свойство личности, которое позволило бы эффективно выражать себя. [27] л
В современной психологии есть очень важное понятие – жизнестойкость. Впервые этот термин употребила Сьюзен Кобейса, но основные исследования жизнестойкости принадлежат Сальваторе Мадди. Первой характеристикой аттитюдов «hardy», согласно С. Мадди, является «включенность» (commitment) - важная характеристика в отношении себя и окружающего мира, и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Именно жизнестойкость определяет нашу способность противостоять стрессам. Интересно, что на изучение жизнестойкости Мадди
4. Эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению юношей и девушек с различным уровнем жизнестойкости
4.1 Процедура и методы исследования
Исследование проходило в несколько этапов: на первом этапе были сформулированы цели, задачи, объект и предмет исследования. Также был проведён теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования и обобщение психолого-педагогического материала по проблеме исследования. На втором этапе были определены базы исследования и группы испытуемых. Также был осуществлён подбор необходимого психодиагностического инструментария. На третьем этапе был определён план эмпирического исследования, после чего было проведено само эмпирическое исследование. И на заключительном этапе была произведена обработка и интерпретация полученных данных, а также формулирование выводов.
Теоретическими методами исследования выступили анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирическими – опрос (анкетирование). При обработке результатов были использованы методы количественного и качественного описания данных.
Цель исследования: изучить склонность к аддиктивному поведению юношей и девушек с различным уровнем жизнестойкости.
Объект: склонность к аддиктивному поведению.
Предмет исследования: половые особенности склонности к аддиктивному поведению в студенческом возрасте
Были использованы следующие методики:
1) Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева). Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию Леонтьевым Д.А. опросника Hardiness Survey, разработанного американским
Заключение
Анализ литературы и наше исследование на тему аддиктивной молодежи подводит к выводу: что эта проблема в нашем современном обществе не решена, а наоборот, развивается очень быстрыми темпами. Часто в этом виновны сами родители, окружение. Юноши, обладающие высокими потребностями, ищут пути достижения своих целей, но, не найдя их замыкаются в себе и утешают себя с помощью алкоголя, наркотиков, компьютера и др. вредных привычек.
Родители должны уметь распознавать признаки того, что дети употребляют спиртное или наркотики. Невнятная протяжная речь, характерные черты нетрезвого поведения или чрезмерная сонливость указывают на использование депрессантов ЦНС. В борьбе с этими пристрастиями очень помогают родственники, они должны быть терпеливыми и настойчивыми.
В нашей работе мы провели анализ склонности к аддиктивному поведению юношей и девушек с различным уровнем жизнестойкости и сделали вывод о том, что существуют статистически значимые различия в склонности к аддиктивному поведению юношей и девушек с разным уровнем жизнестойкости. Чем выше уровень жизнестойкости, тем меньше выражена склонность к аддиктивному поведению. У юношей и девушек же с низкий уровнем жизнестойкости, склонность к аддиктивному поведению выше.
Студенты-девушки в меньшей степени склонны к отклоняющемуся поведению, нежели юноши, однако они также не умеют хорошо контролировать свое эмоциональное состояние, не сильно склонны проявлять насилие и агрессию по отношению к окружающим, однако склонны к аутоагрессии, к саморазрушению и самоповреждающему поведению.
1 Савина О.О., «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте» [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm
2 Вербицкий, А.А. «Психология мотивации студентов» // А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева М.: Логос, 2006 – 184 с.
3 Виничук Н.В. Психология аномального поведения // Н.В. Виничук – Владивосток, 2004. – с. 198
4 Гоголева А.В. «Аддиктивное поведение и его профилактика» //А. В. Гоголева – М.: Воронеж, 2003 – с. 240
5 Гуманитарно-правовой портал [Электронный ресурс] Аддиктивное поведение. Режим доступа: https://psyera.ru/addiktivnoe-povedenie-560.htm. дата доступа: 03.03.2017
6 Егоров А. Ю., Голенков А. В. Поведенческие аддикции // Вестник ЧГУ. 2005. №2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/povedencheskie-addiktsii дата доступа: 20.03.2017.
7 Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции. // А.Ю. Егоров Аддиктология. 2005, c. 190
8 Еникеева Д.Д. «Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков». / Д.Д. Еникеева – М., 1999.
9 Жмуров В.А. Психиатрия. Энциклопедия // В.А. Жмуров – Из-во: Джангар, 2010, с. 816
10 Зубарева Л.В. Особенности аддиктивного поведения студенческой молодёжи// Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.
11 Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы» // Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2002 – c.512 [c. 243-249]
12 Каневская Т.М., Психолого-педагогические условия профилактики аддиктивного поведения в студенческой среде / Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №. 6. – С. 223-227
13 Каневская Т.М. Склонность к аддиктивному поведению как особенность психологической адаптации первокурсников к образовательной среде // Образование и саморазвитие. ¬– 2011. – с. 140-145
14 Колпаков Я.В., Структура и уровень мотивации на лечение у женщин, зависимых от алкоголя // Я.В. Колпаков – Москва, 2010– 199 с.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/struktura-i-uroven-motivatsii-na-lechenie-u-zhenshchin-zavisimykh-ot-alkogolya#ixzz4cRZhM2TQ
15 Короленко, И.П., Личность и алкоголь/И.П. Короленко, В.Ю. Завьялов. - Новосибирск: Наука, 1987. – 595 с.
16 Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.
17 Назарова Н.Б. «Интеграция образования и воспитания. Характерные черты аддиктивной личности подростков с девиантным поведением» // Н.Б. Назарова – СПб.: Питер, 2009 – с. 65
18 «Нет мотива – нет работы. Мотивация у нас и у них» Марина Снежинская, Олег Кондратьев, и Юрий Мелихов Альфа-Пресс, 2005.Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. науч.–практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. // Отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО, 2008. с. 168
19 О Депрессии онлайн журнал по психиатрии [Электронный ресурс]. Причины, этапы развития, виды и методы лечения аддиктивного поведения. Режим доступа: https://odepressii.ru/zavisimost/addiktivnoe-povedenie.html. Дата доступа: 10.03.2017
20 О Депрессии онлайн журнал по психиатрии. Аддиктивное поведение [электронный ресурс] Режим доступа: https://odepressii.ru/zavisimost/addiktivnoe-povedenie.html#i-2 – Дата доступа: 25.03.2017
21 Портал психологических изданий —http://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/46004_full.shtml [Особенности аддиктивного поведения студенческой молодёжи - Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация
22 Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-i-psihofiziologicheskie-osobennosti-razvitiya-v-yunosheskom-studencheskom-vozraste – дата доступа: 18.03.2017.
23 Соловьянюк-Кротова В. Г. Профилактика подростковой интернет-аддикции в процессе учебной деятельности на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий // КПЖ. 2009. №7-8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-podrostkovoy-internet-addiktsii-v-protsesse-uchebnoy-deyatelnosti-na-urokah-informatiki-i-informatsionno (дата обращения: 23.03.2017).
24 Старшенбаум Г.В. «Аддиктология: Психология и психотерапия зависимостей» // Г.В. Старшенбаум – М.: Когито-Центр, 2006. –368 с;
25 Трудоголизм: понятие, методики измерения, предикторы и последствия // Организационная психология [электронный ресурс]– Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/trudogolizm-ponyatie-metodiki-izmereniya-prediktory-i-posledstviya – дата доступа: 21.03.2017.
26 Усова Е.Б. Психология девиантного поведения: учеб. Метод. комплекс // Е.Б. Усова Минск: Издательство МИУ,2010. – с. 180
27 Евтушенко Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 1(58). – Новосибирск: СибАК, 2016.
28 Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Леонтьев Д.А., Е.И. Рассказова. – М.: Издательство Смысл, 2006. – 63 с.
29 Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди [Текст] / Т.В. Наливайко // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. – Ярославль, 2006. – № 4. – С. 211–216.
30Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. - 166 с.