ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Компьютерная зависимость как психолого-педагогическая проблема
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Причины и проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация, задачи и методы исследования
2.2 Анализ результатов диагностического исследования
2.3 Коррекционная программа по снижению компьютерной зависимости подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что компьютеризацией и доступностью информационных технологией, что влечет за собой увеличение зависимых от компьютерных игр, особенно среди детей. По причинам доступности компьютеров и моды на них компьютерная зависимость получает широкое распространение и в нашей стране. Сегодня растет компьютерно-сетевое поколение, для которого использование информационных технологий является образом жизни. С каждым годом возрастает число детей и подростков, пользующихся компьютерами. Им интересно проводить время за компьютером, которое они часто не контролируют. Чрезмерное увлечение компьютером приводит к дезадаптации, влечет за собой отрицательное влияние на межличностные отношения и другие сферы деятельности школьников.
Развитие компьютерных технологий как составная часть окружающей среды школьников способно оказывать влияние на становление их личностных и социально-психологических особенностей. Особенно подвержены этому влиянию дети подросткового возраста. В подростковом возрасте, в то время, когда эмоциональная сфера ребенка весьма уязвима, зависимость от компьютера может разрушить психику ребенка. Чрезмерное увлечение компьютером находит свое проявление в негативных изменениях поведения, мотивационной и эмоциональной сферы подростка, в снижении школьной успеваемости. Оно способствует возникновению проблем в общении с другими, в социальной адаптации.
Появление компьютерной зависимости у подростков является серьезной проблемой и требует повышенного внимания родителей, педагогов, ученых и исследователей. Возрастает необходимость поиска направлений и средств психопрофилактики в условиях средней школы. Учитывая специфику подросткового возраста, важным представляется проведение диагностики, направленной на выявление особенностей компьютерной зависимости, результаты которых должны лежать в основе разработки программы по снижению компьютерной зависимости.
Проблемой изучения компьютерной зависимости в подростковом возрасте занимались такие авторы как А.В. Гришина, Ю.М. Евстигнеева, Т.В. Коваль, И.В. Колотилова, С.В. Прокурова, Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Компьютерная зависимость как психолого-педагогическая проблема
В современной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблем влияния компьютерных игр на формирующуюся личность школьника. Ряд авторов утверждают, что использование компьютеров в современной школе значительно расширяет возможности обучения, но, вместе с тем, представляет собой угрозу для личностного развития учащихся (С.К. Рыженко, С.В. Прокурова, Ю.О. Прибылова и др.).
Проблема компьютерной зависимости рассматривается в двух основных направлениях. В рамках первого направления актуальной является проблема формирования компьютерной зависимости подростков [27, с. 34]. Этот поведенческий феномен исследуют как альтернативную форму адаптации подростков к жизненным условиям, средство их самореализации и самоутверждения. В рамках второго направления компьютерная зависимость, будучи поведенческой аддикцией, рассматривается в связи с ее разрушительными последствиями для формирующейся личности подростка и его социальной адаптации [21, с. 4].
Под зависимостью понимается состояние, в основе которого лежит непреодолимое влечение, устойчивая эмоциональная, затем физиологическая потребность индивида к определенной деятельности, которая требует полного повиновения, доставляет быстрое удовольствие, снимает напряжение и выражается в деструктивном (разрушительном) поведении [4, с. 233].
К настоящему времени не сложилось единого взгляда на определение понятия компьютерной зависимости. Анализ литературы показал, что компьютерная зависимость в отечественных работах определяется следующим образом:
– как вид зависимости к специфической эмоциональной зависимости, который вызывается техническими средствами [6, с. 5];
ВЫВОДЫ
Теоретический анализ психологической литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Под компьютерной зависимостью понимается чрезмерное увлечение деятельностью, опосредованной компьютером, влекущее за собой негативные изменения в потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфере личности. Особое место среди разновидностей компьютерной зависимости среди подростков занимает игровая компьютерная зависимость. Чрезмерное увлечение компьютером и компьютерными играми подростками обусловлено многими факторами – психологическими, социально-психологическими и социальными. Компьютерная зависимость имеет негативные последствия для подростка на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях.
2. Подростковый возраст предоставляет собой возрастной период, который характеризуется изменением социальной ситуации развития, интенсивным развитием, когнитивной, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер. На вершину иерархии системы ценностей поднимаются интимно-личностное общение, самостоятельность, самоутверждение. Современные подростки характеризуются эмоциональной неустойчивостью, повышенной сенситивностью, неадекватной самооценкой, тревожностью, агрессивностью, что способствует усилению внутреннего эмоционального напряжения, внутриличностного конфликта.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация, задачи и методы исследования
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 7-х классов. Возраст испытуемых – 12-13 лет.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась диагностика компьютерной зависимости в подростковом возраста с помощью тестирования;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: выявить особенности компьютерной зависимости в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: подростки с компьютерной зависимостью обладают высоким уровнем агрессии.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот [27].
Назначение методики: диагностика компьютерной зависимости. Опросник включает 11 вопросов, касающихся проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в Интернете, на которые необходимо выбрать один вариант ответа:1) никогда; 2) редко; 3) часто; 4) очень часто.
Критерии оценки уровня компьютерной зависимости:
От 0 до 15 баллов – отсутствие риска развития компьютерной зависимости;
От 16 до 22 баллов – стадия увлеченности компьютером и Интернетом;
От 23 до 37 баллов – риск развития компьютерной зависимости, что свидетельствует о необходимости проведения профилактических программ;
Более 38 баллов – наличие компьютерной зависимости.
ВЫВОДЫ
Проведенное эмпирическое исследование компьютерной зависимости в подростков возрасте позволяет сделать следующие выводы:
1. Подростки характеризуются преимущественно наличием сформированной компьютерной зависимости – постоянным навязчивым стремлением проводить время за компьютером, обусловливающих ряд проблем поведения и контроля над влечениями. У многих подростков также отмечается риск возникновения компьютерной зависимости – они много времени проводят за компьютером, обладают личностными характеристиками, которые могут при определенных условиях спровоцировать возникновение компьютерной зависимости.
2. Доминирующей формой проявления агрессии в подростковом возрасте при наличии компьютерной зависимости является гнев, состоящий в повышенной готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, и физическая агрессия, то есть склонность к использованию физической силы против другого лица. Доминирующая форма проявления агрессии у подростков без компьютерной зависимости – враждебность, которая заключается в тенденции к переживанию чувства несправедливости, неудовлетворенности потребностей. В результате сравнения было установлено, что у подростков с компьютерной зависимостью на достоверном уровне более выражены такие параметры агрессии как гнев и физическая агрессия гнев, а также уровень агрессии в целом, чем у подростков без компьютерной зависимости. Гипотеза исследования о том, что подростки с компьютерной зависимостью обладают высоким уровнем агрессии, подтвердилась.
3. На основании результатов диагностического исследования нами была разработана коррекционная программа по снижению компьютерной зависимости подростков. Цель программы: снижение уровня компьютерной зависимости подростков в условиях средней школы. Задачи программы: 1) способствовать осознанию возможности удовлетворения актуальных потребностей подростка без использования компьютера; 2) способствовать снижению агрессивных тенденций; 3) формировать конструктивные формы поведения. Коррекционная программа состоит из диагностического, основного и заключительного этапов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что компьютерная зависимость представляет собой чрезмерное увлечение деятельностью, опосредованной компьютером, влекущее за собой негативные изменения в потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфере личности. Особое место среди разновидностей компьютерной зависимости среди подростков занимает игровая компьютерная зависимость. Чрезмерное увлечение компьютером и компьютерными играми подростками обусловлено многими факторами – психологическими, социально-психологическими и социальными. Компьютерная зависимость имеет негативные последствия для подростка на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях.
Подростковый возраст предоставляет собой возрастной период, который характеризуется изменением социальной ситуации развития, интенсивным развитием, когнитивной, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер. На вершину иерархии системы ценностей поднимаются интимно-личностное общение, самостоятельность, самоутверждение. Современные подростки характеризуются эмоциональной неустойчивостью, повышенной сенситивностью, неадекватной самооценкой, тревожностью, агрессивностью, что способствует усилению внутреннего эмоционального напряжения, внутриличностного конфликта.
Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков заключаются в особенностях нервной системы, психологических особенностях подростков, стиле семейного воспитания, недостатке общения и взаимопонимания с родителями и сверстниками, особенности компьютеризации. Проявлениями компьютерной зависимости у подростков являются: эйфория во время нахождения за компьютером, потеря способности контролировать время действий за компьютером, пренебрежение важными делами, учебой ради времяпрепровождения за компьютером, удовлетворение основных жизненных потребностей с помощью компьютера, возникновение проблем в значимых сферах деятельности.
В результате эмпирического исследования были выявлены особенности компьютерной зависимости в подростковом возрасте. Подростки характеризуются преимущественно наличием сформированной
1. Арон, И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития / И. С. Арон // Конфликтология. – 2013. – Т. 2. – С. 168–175.
2. Буслаева, Е. Н., Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буслаева, Ю. Г. Астахова // Европейские исследования. –2015. – № 10. – С. 107–112.
3. Васильева, Е. В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема / Е. В. Васильева // Гаудеамус. – 2016. – № 2. – С. 32–39.
4. Галяутдинова. С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С. И. Галяутдинова, Е. В. Ахмадеева // Вестник Башкирского ун-та. – 2013. – № 1. – С. 232-235.
5. Гришина, А. В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / А. В. Гришина. – Нижний Новгород : НГПУ, 2011. – 19 с.
6. Евстигнеева, Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / Ю. М. Евстигнеева. – М.: МГПУ, 2003. – 20 с.
7. Ениколопов, С. Н. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри / С. Н. Ениколопов, Н. П. Цибульский // Психологический журнал. – 2007. – № 1. – С. 115–124.
8. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб. : Питер, 2011. – 352 с.
9. Истратова, О. Н. Причины детской конфликтности в периоды возрастных кризисов / О. Н. Истратова // Известия Южного фед. ун-та. – 2004. – № 3. – С. 226–230.
10. Карбанович, О. В. Характеристика старшего подростка в контексте проблемы школьной дезадаптации / О. В. Карбанович // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 74–79.
11. Коваль, Т. В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости / Т. В. Коваль // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 4. – С. 1–13.
12. Колотилова, И. В. Особенности формирования зависимого поведения у подростков / И. В. Колотилова // Социальная политика и социология. – 2011. – № 7 (73). – С. 234–244.
13. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обзор психиатрии и медицинской психологии – 1991. – № 3. – С. 8–15.
14. Костенко, Г. А. Аддиктивное поведение как аспект девиации поведения / Г. А. Костенко // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. – 2015. – № 1 (21). – С. 133-137.
15. Котляров, А. В. Другие наркотики / А. В. Котлярова. – М. : Психотерапия, 2006. – 480 с.
16. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
17. Оськина, Н. Г. Проблема Интернета и компьютеризации обучения в младшем школьном возрасте / Н. Г. Оськина // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 3 (50). – С. 57–59.
18. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95–99.
19. Прибылова, Ю. О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий / Ю. О. Прибылова // Естествознание в школе. – 2005. – № 4. – С. 35–39.
20. Прокурова, С. В. Компьютерная зависимость и профилактическая деятельность по ее преодолению / С. В. Прокурова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 55–59.
21. Рыженко, С. К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / С. К. Рыженко. – Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2009. – 19 с.
22. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
23. Спиркина, Т. С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости / Т. С. Спиркина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 60. – С. 473–478.
24. Удовенко, Е. В. Интернет-зависимость в подростковом возрасте / Е. В. Удовенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 4-5. – С. 93–96.
25. Шамухаметова, Е. С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е. С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки : материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 388–390.
26. Шинтарь, Ю. Н. Роль и место Интернет-сети в коммуникации современных подростков / Ю. Н. Шинтарь // Ученые записки КИПУ. – 2016. – № 4. – С. 156–159.
27. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость : формирование, диагностика, коррекция и профилактика : монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. – Днепропетровск : Пороги, 2006. – 196 с.