Введение
1 Основные этапы развития судебной системы в Республике Беларусь
2 Общая характеристика действующей судебной системы в Республике Беларусь
3 Проблемы развития и совершенствования действующей судебной системы Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Когда речь заходит о понятии судебной системы, первыми возникают такие понятия, как «справедливость», «защита». Все эти концепции, а также сама судебная система являются формой реализации конституционного права народа на защиту его прав и свобод, права на справедливость и восстановление нарушенных прав и свобод.
Поэтому все решения судебных органов носят специфический характер и подлежат обязательному исполнению. Однако, чтобы судебная власть не стала инструментом государства и инструментом достижения личных целей и интересов, она должна быть независимой и беспристрастной. Гарантом этого является признание людьми легитимности судебной власти. Под законной властью люди признают только ту власть, которая является законной и соответствует ожиданиям людей.
Актуальность темы исследования обусловлена растущим интересом ученых к проблемам, связанным с определением понятия и социальных функций судебной власти Республики Беларусь. Особый интерес представляет изучение судебной системы в контексте теории разделения властей. Судебная система Республики Беларусь является одной из ветвей государственной власти и не может существовать независимо от двух других ветвей власти: законодательной и исполнительной. Так, взаимодействуя с законодательной властью, судебная власть принимает участие в нормотворчестве, а также в толковании определенных правовых актов при осуществлении своей деятельности. Взаимодействие с исполнительной ветвью власти проявляется в исполнении решений судебных органов и т. д. Само по себе понятие «судебная власть» порождает выполнение определенных функций, в том числе социальных.
Объект исследования – общественные отношения, связанные со становлением и развитием судебной системы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – нормы права и научная литература, связанная со становлением и развитием судебной системы в Республике Беларусь.
Цель исследования – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную со становлением и развитием судебной системы в Республике Беларусь.
Цель и предмет исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
- определить основные этапы развития судебной системы в Республике Беларусь;
- дать общую характеристику действующей судебной системы в Республике Беларусь;
- определить проблемы развития и совершенствования действующей судебной системы Республики Беларусь.
1 Основные этапы развития судебной системы в Республике Беларусь
Развитие органов, реализующих судебную власть на территории современной Республики Беларусь, происходило поэтапно, сформировалась система органов в завершенном виде именно в XVI в., когда появляются на законодательном уровне такие суды как земские, подкормские и Главный суды. [2, c. 37].
Решения по делам, имеющим ключевое значение, касающимся интересов государства и высших сословий принимал так называемый Господарский суд – высший коллегиальный суд. До 1981 г., времени создания Главного суда, Господарский суд выступал в качестве первой и апелляционной инстанции [3, c. 52].
Одним из видов Господарского суда был Соймовый суд. Этот суд отличался демократичностью своего состава: в него входили господарь, паны рад, а так же 8 депутатов сойма. Время работы данного суда – время работы сойма.
В конце XVIII века в Беларуси частично была восстановлена судебная система времен Великого Княжества Литовского (далее ВКЛ): Главный суд, подкормские суды, межевые и городские магистраты.
С течением времени поветовые суды сменились уездными судами. Что примечательно, данные суды осуществляли правосудие, руководствуясь исключительно российским правом. Просуществовали на территории Беларуси вплоть до введения мировых судов в 1871 г., когда буржуазная судебная реформа начала осуществлятся и на территории Беларуси.
К достаточно прогрессивным чертам судебной системы России можно отнести следующие декларируемые принципы правосудия: независимость судей, их несменяемость, выборность, суд присяжных, институт адвокатуры и другое. Данные нововведения стали результатом принятия судебных уставов 1864 г. Так же в данный период осуществляли правосудие такие суды как местные и общие [4, c. 256]. Функционировали также специализированные суды (коммерческие, детские суды, церковные, военные и т.д.).
Необходимо отметить важность принятия советской властью такого документа как Декрет о суде № 1. Он не только полностью изменил судебную систему, но так же провозгласил такие принципы как выборность, участие заседателей, коллегиальность и гласность [5, c. 5].
Далее определенные изменения в состав судебной системы были внесены Декретом о суде № 2, датируемым 1918 г. В соответствии с данным Декретом были внедрены окружные народные суды [5, c. 7].
2 Общая характеристика действующей судебной системы в Республике Беларусь
Конституция Республики Беларусь 1994 года изначально не относила Конституционный суд к судебным органам, а содержала положения о нем в разделе VI «Государственный контроль и надзор». Исходя из этого, было высказано мнение, что Конституционный Суд Республики Беларусь, несмотря на свое название, не считается элементом судебной системы, а является квазисудебным. Однако после референдума 1996 года произошли значительные изменения, в результате которых положения о Конституционном Суде Республики Беларусь были закреплены в главе 6 «Суд» Конституции Республики Беларусь. Таким образом, как отметил Г. А. Василевич, все вопросы относительно места и роли Конституционного Суда Республики Беларусь были сняты. В связи с этим можно долго спорить и утверждать, что было бы разумнее отнести его к особому набору государственных структур - контрольно-надзорных органов. Однако нет никаких сомнений в том, что Конституционный Суд Республики Беларусь, как и аналогичные органы конституционного контроля других государств, является судебным органом с особым правовым статусом, который выполняет функции правосудия (конституционное правосудие) и в то же время выступает как один из высших органов государственной власти, наделенный полномочиями проверять конституционность нормативных актов всех государственных органов.
Таким образом, в соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из двенадцати судей, которые являются высококвалифицированными специалистами в области права и обычно имеют ученую степень: шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, а шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда составляет 11 лет.
Возраст членов Конституционного Суда не должен превышать 70 лет [7, с. 219].
В соответствии со ст. 19 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс) судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, установленном законом.
В теории конституционного права эта функция Конституционного Суда считается основной и называется последующим конституционным контролем.
3 Проблемы развития и совершенствования действующей судебной системы Республики Беларусь
Принципы судебной власти полностью реализованы в нашем государстве. Это в основном проявляется в том, что именно на их основе строится вся судебная власть в государстве.
Рассмотрим некоторые принципы судебной власти, которые реализуются в белорусском государстве.
Таким образом, основным принципом судебной власти является принцип отправления правосудия исключительно судом. Этот принцип закреплен в статье 109 Конституции. Законодательное закрепление этого принципа обусловлено не только важностью подчеркивания деятельности судов, но и практической необходимостью организовать функционирование всей судебной власти таким образом, чтобы судебная власть находилась в системе проверок и балансировала наряду с другими ветвями государственной власти.
Наибольший интерес представляет принцип независимости судов, закрепленный в статье 110 Конституции Республики Беларусь. По ее словам, при осуществлении своей деятельности судьи независимы и подчиняются только закону [14, ст. 110].
Несмотря на законодательное закрепление этого принципа, суды не стали более справедливыми, праведными и милосердными. Нет, напротив, судебная власть сегодня независима, что определяет ее «превосходство» над другими ветвями власти.
Принцип независимости судей имеет прямое отношение к судьям, которые независимы в своей деятельности и подчиняются только закону. В этом случае человеческий фактор очень важен, потому что все судьи - это люди, у которых есть свои пороки, увлечения. Большое внимание уделяется рассматриваемому аспекту реализации принципа независимости судей В.И. Лафитским. По его мнению, судебная власть не может быть настолько независимой, как сейчас. Мы должны создать условия, при которых судьи не будут обращаться к своим собственным порокам, а будут служить закону и следовать только ему.
Среди главных зол судей В. И. Лафитский назвал:
- жажда власти судьи. Как и все обычные граждане, они любят власть, часто не замечают и не прощают ошибок. Это происходит главным образом потому, что в умах судей нет четкого представления о том, что власть - это, прежде всего, ответственность, и только тогда она является привилегией [7, с. 95]. В Беларуси до сих пор существует практика обвинительного уклонения по уголовным делам. Суды более восприимчивы к аргументам обвинения, а не защиты. В результате в судах общей юрисдикции доля оправдательных приговоров ниже доли приговоров.
Заключение
Проблема определения понятия и социальных функций судебной власти Республики Беларусь стала актуальной с момента признания Республики Беларусь независимым государством и останется таковой в течение длительного времени. В настоящее время в юридической литературе отсутствует определение термина «судебная власть». Можно предположить, что это связано с тем, что этот вопрос остается открытым из-за множества мнений о толковании этого понятия. Таким образом, даже Основной закон нашей страны (Конституция Республики Беларусь) определяет, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, то есть только суды имеют исключительное право отправлять правосудие.
Несмотря на отсутствие единого определения, на основе присущих характеристик судебная власть может быть определена как тип государственной власти, которая делегируется государством специально уполномоченным государственным органам - судам, осуществляемым отдельными должностными лицами для осуществления правоприменения.
Судебная власть в Республике Беларусь основана на определенных принципах. К ним относятся организационные и процедурные.
Организационные принципы включают в себя: равенство граждан и организаций перед законом и судом; гласность в отправлении правосудия; коллегиальное и индивидуальное рассмотрение дел; язык судопроизводства в судах; законность в отправлении правосудия; отправление правосудия только судом, независимость судей и их подчинение только закону; право сторон на обжалование судебных решений; право граждан на юридическую помощь, право граждан и организаций на судебную защиту.
В свою очередь, процессуальными являются: принцип презумпции невиновности; обеспечение защиты прав и свобод граждан; личная неприкосновенность; уважение к чести и достоинству; защита конфиденциальности; неприкосновенность жилища и других законных владений; процессуальная экономия; разъяснение процессуальных прав и процессуальных обязательств; честность сторон, конкурентоспособность.
Эти группы функций тесно взаимосвязаны и требуют строгого соответствия.
Изучая понятие судебной системы, мы не должны забывать о функциях, которые она выполняет. Следует отметить, что основное внимание уделяется социальным функциям, роль которых заключается в восстановлении социальной справедливости. В связи с этим основная функция правосудия отличается.
1 Арапов, Н.Т. Проблемы теории и практики правосудия по гражданским делам / Н.Т. Арапов. - Л .: Изд-во Ленинград. Университет, 1984. - 128 с.
2 Атакулова, А.А. Принципы реализации судебной системы / А.А. Атакулова // Новая наука: от идеи к результату. - 2015. - № 7-2. - п. 148-150.
3 Волкова В.А. Понятие и сущность судебной власти в Республике Беларусь / В.А. Волкова // Материалы конференции «Уголовное правосудие в свете интеграции правовых систем и интернационализации криминальных угроз» (Минск, 27-28 октября 2017 г.). - Минск: Издательство БГУ, 2017. - с. 16-19.
4 Демичев, Д.М. Верховный Суд Республики Беларусь в системе судебных органов / Д.М. Демичев // Аграрное и земельное право. - 2014. - № 6 (114). - С. 97-109.
5 Демичев, Д.М. Конституционный Суд Республики Беларусь в системе судебных органов / Д.М. Демичев // Право и государство: теория и практика. - 2013. - № 4 (100). - п. 86-97.
6 Де Токвиль А. Демократия в Америке / А. де Токвиль. - М .: Прогресс, 1992. - 554 с.
7 Дорохов, В.А. Конституционный Суд Республики Беларусь / В.А. Дорохов // Инновационная наука. - 2016. - № 5-2 (17). - п. 2018-220.
8 Завадская, Л.Н. Формирование независимой и независимой судебной системы (государственно-правовой аспект) / Л.Н. Завадская // Теория права: новые идеи. - 1992. - № 2. - с. 55-60.
9 Казаков И.Г. Соотношение понятий «судебная власть», «судороизводство», «справедливость» / И.Г. Казаков // Успехи современной науки. - 2016. - № 11. - с. 156-159.
10 Канксиди, М.Д. Понятие «судебная власть» в теории разделения властей / М.Д. Канксиди // Правовая мысль. - 2010. - № 4. - с. 68-71.
11 Козырев В.С. Принципы организации судебной системы / В.С. Козырев // Образование и право. - 2011. - № 11. - с. 206-222.
12 Кодекс Республики Беларусь о судебной системе и статусе судей [Электронный ресурс]: 29 июня 2006 г., № 139-З: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г .: утвержден. Совет Респ. 16 июня 2006 г .: с изменениями. Закон Resp. Беларусь от 12.12.2016 // СТАНДАРТ. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.
13 Конституция Республики Беларусь 1994 г .: ред. и доп., принятый по респ. референдумы 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. - 10-е изд., ст. - Минск: Нат. Центр правовой информации. Республика Беларусь, 2017. - 62 с.
14 Кочеткова, А.В. О понятии "судебная власть" / А.В. Кочеткова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2015. - № 4. - с. 27-32.
15 Кочурко Ю.В. Становление и развитие судебной системы на территории Беларуси: историко-правовой аспект / Ю.В. Кочурко // Известия Национальной академии наук Беларуси. - 2017. - № 1. - с. 113-118.
16 Кузнецов, С.А. Большой словарь русского языка / С.А. Кузнецов. - СПб .: Норинт, 2000. - 1536 с.
17 Лысов П.К. Классификация функций судебной власти / ПК. Лысов // Юридическая наука: история и современность. - 2013. - № 9. - с. 137-140.
18 Носков И.Ю. К вопросу о содержании концепции функции судебной власти / И.Ю. Носки // Право и образование. - 2011. - № 9. - с. 164-170.
19 Османова, Ф.М. О понятии и функциях судебной власти / Ф.М. Османова // Успехи современной науки. - 2017. - № 2. - с. 68-70.
20 Петрухин, И.Л. Теоретические основы эффективности правосудия / И.Л. Петрухин, Г.П. Батуров Т.Г. Morschakov. - М .: Наука, 1979. - 392 с.
21 Судебная власть. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебное пособие / В.А. Байдуков И.И. Зайцева, А.И. Казаки; по донесению редактор В.М. Семенов. - Екатеринбург: Уральская юридическая академия, 2002. - 279 с.