ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ НА ДОЛЖНОСТЬ
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ
ГЛАВА 3 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Роль прокуратуры в формировании демократического правопорядка в Республике Беларусь определяется тем, что она является достаточно надежным механизмом формирующейся системы разделения и взаимодействия властей. В наших условиях она является одним из элементов системы «сдержек и противовесов», устанавливает и принимает меры для устранения любых нарушений законов, в то же время организационно не вступая ни в одну из ветвей государственной власти и никоим образом не превращаясь в какой-то особый контроль или какой-то другой авторитет. Все ветви власти взаимодействуют друг с другом и как единый государственный орган и заинтересованы в сохранении и укреплении верховенства закона, который призвана обеспечить прокуратура. Без соблюдения закона он не может быть сильным, эффективно выполняющим свои задачи государственной власти.
Актуальность темы работы заключается в том, что на сегодняшний день прокуратура Республики Беларусь является одним из самых важных правоохранительных органов государства. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры несут ответственность за надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и других нормативных правовых актов министерствами и другими органами подведомственных Совету Министров Республики Беларусь, местным представительным и исполнительным органам, организациям и учреждениям, общественным объединениям, должностным лицам. Прокурорский надзор, все многогранные действия Прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.
Объектом работы являются общественные отношения, связанные с деятельностью прокурорских работников в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ НА ДОЛЖНОСТЬ
Прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов, осуществляющих от имени государственного надзора за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполнение других функций, установленных законодательные акты [1].
Правовой основой деятельности прокуратуры является Конституция Республики Беларусь [1], Закон № 220-3 от 8 мая 2007 года о прокуратуре Республики Беларусь [2] и другие законодательные акты, определяющие компетенцию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокуроров.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры регионов, города Минска, юридические лица, прокуратуры районов, районов городов и городов, межрайонные и приравненные транспортные прокуратуры, а также другие государственные организации установленных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
Создание, реорганизация и ликвидация прокуратуры осуществляется Президентом Республики Беларусь по предложению Генерального прокурора Республики Беларусь. Общее количество прокуроров и прокуроров утверждается Президентом Республики Беларусь. Структура и штатное расписание прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь в пределах бюджетных ассигнований и установленного количества органов прокуратуры, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ
Участвуя в рассмотрении дел судами, прокурор применяет правовые акты: заявление, заключение, апелляцию, протест и другие действия в соответствии с процессуальным законодательством. В соответствии с национальным законодательством прокурор имеет право подать заявление (иск) в суд с целью восстановления нарушенных прав и защиты интересов государства, юридических и физических лиц.
Кроме того, прокурор участвует в рассмотрении дел судами общей и специальной юрисдикции на основаниях и в порядке, установленных законом. В соответствии с процессуальным законодательством прокурор имеет право подать иск или иск в суд или вмешаться на любой стадии процесса и дать заключение по делам в целях защиты прав граждан и законных интересов общества и штат.
Прокурор в пределах своей компетенции вправе истребовать из суда любое дело, по которому решение вступило в законную силу. В случае несоответствия закону или необоснованности вступившего в законную силу судебного акта прокурор вносит протест в порядке надзора. Если прямое представление протеста выходит за рамки его компетенции, прокурор обращается к вышестоящему прокурору с идеей подачи протеста. Протест на определение или постановление до начала судебного заседания может быть отозван лицом, подавшим протест, или вышестоящим прокурором в порядке и на основаниях, предусмотренных процессуальным законодательством (статья 48 Типовой закон).
Важно выделить следующие особенности правового регулирования деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве, которые следует учитывать при совершенствовании нормативно-правовой базы деятельности прокурора Республики Беларусь:
- предоставление прокурору права на обращение в суд без ограничения по категории дела;
ГЛАВА 3 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ
При исполнении своих обязанностей прокуроры должны сохранять государственные, служебные и другие секреты, охраняемые законом, добросовестно относиться к своей работе, проявлять инициативу, усердие, настойчивость, добиваться устранения нарушений законов, защищать интересы личности, общества и государства. Они обязаны постоянно повышать свою квалификацию, дорожить честью работника прокуратуры, защищать и укреплять лучшие традиции прокуратуры.
За нарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, совершения действий, дискредитирующих звание работника прокуратуры, работник прокуратуры несет дисциплинарную ответственность.
Дисциплинарными взысканиями являются:
замечание; выговор; строгий выговор; понижение классного чина; лишение звания «Почетный работник прокуратуры Республики Беларусь», объявление о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение; увольнение с лишением классного чина.
Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет право наложить дисциплинарные взыскания за исключением:
1) увольнение и понижение в должности своих заместителей; 2) привлечение к другой дисциплинарной ответственности его заместителей без согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; 3) понижение в звании и увольнение с лишением звания прокуроров, которым присвоено звание Президентом Республики Беларусь; 4) увольнение или понижение в должности в дисциплинарном порядке членов коллегии прокуратуры без согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время изучения органов прокуратуры в системе государственной власти автор сделал следующие выводы:
Деятельность прокуратуры направлена на реализацию основных функций государства обеспечение демократии, защиту прав и свобод граждан. Надзорные полномочия обеспечивают законность, правопорядок и соблюдение норм права, содержащихся в Конституции, законах и других нормативных актах различных участников общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, физических и юридических лиц).
В Конституции Республики Беларусь указывается, что прокуратура является системой. Роль прокуратуры в механизме государственной власти в Законе о прокуратуре более четко определена с юридической точки зрения. Однако вопрос о роли прокуратуры в этом механизме остается одним из основных пунктов современной правовой реформы. Проанализировав многие точки зрения различных авторов, мы предлагаем не передавать прокуратуру ни в одну из трех ветвей власти, а оставлять ее, как и прежде, основным контрольным и надзорным правоохранительным органом государства, тем самым сохраняя единой и централизованной системы прокуратуры Республики Беларусь.
Прокуратура в системе государственных органов Республики Беларусь занимает свое место. Прокуратура является самым важным элементом системы сдержек и противовесов. Разумеется, прокуратура постоянно взаимодействует со всеми ветвями власти, поскольку все государственные органы призваны укреплять законность и защиту прав человека и граждан, но прокуратура не относится непосредственно к какой-либо отрасли государственной власти, что облегчает осуществление его основной функции надзора. Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
1. Конституция Республики Беларусь: ред. и доп., принятый на респ. референд. 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. - Минск: Нац. центр правовой информации. Республика Беларусь, 2014. - 62 с.
2. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 года № 220-3: с изм. Закон Респ. Беларусь от 18.07.2016 № 401-3. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.
3. Бибило В.Н. Судебная система в Республике Беларусь: учебное пособие. - Минск: Амальфея, 2014. - 384 с.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня. 1999 г .: утвержден Сов. Респ. 30 июня 1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нац. центр правовой информации Республика Беларусь. - Минск, 2018.
5. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 10 декабря. 1998: утвержден 18 декабря 1998 г .: с изм. и доп. от 8 января 2018 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нат. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.
6. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г .: утвержден Сов. Респ. 26 ноября 1998 г .: с изм. и доп. 9 января 2017 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нат. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.
7. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г .: утвержден Советом Респ. 1 декабря 2006 г .: с изм. и доп. с 8 января 2018 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.
8. Кодавбович В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В. А. Кодавбович. - Минск: Амальтея, 2012 - 510 с.
9. Васильевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г. А. Васильевич. - Минск: Книжный Дом, 2010 - 767 с.
10. Курак, А. И. Конституционное право: курс лекций / А. И. Курак, А. В. Марыскин. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010 - 290 с.
11. Кивель В. Н. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / В.Н. Кивел. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007 г. - 263 с.
12. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. - 3-е изд., Перераб. и добавить. - М .: Юрист, 2001. - 520 с.
13. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]: закон Республики Беларусь, 21 февраля 1995 г. № 3602-XII: в ред. Закон Респ. Беларусь от 6 октября 2006 г. № 166-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нат. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.
14. Крылатова И.Ю. Механизм реализации и защиты прав человека в Российской Федерации: понятие, сущность, структура, форма / И.Ю. Крылатов // Научный дневник Института философии и права. - 2014. - Вып. 3. - С. 210–223.
15. Бессарабов В.Г. Участие прокуроров в законотворчестве / В. Г. Бессарабов, Р. Б. Хуторецкий. - М .: Наука, 2016. - 255 с.
16. Сологубов А. С. Особенности правового статуса органов прокуратуры / А. С. Сологубов. - М .: Наука, 2006. - 213 с.
17. Антонов И. А. Место и роль прокуратуры в системе контроля власти (конституционно-правовой аспект) / И. А. Антонов. - М .: Юрист, 2013. - 200 с.
18. Борико С.В. Судебная система и прокурорский надзор (правоохранительные органы): учебник / С.В. Борикo. - Минск: Амальтея, 2012. - 304 с.
19. Байкин, И. М. Прокуратура и судебная власть / И. М. Байкин // Российская юстиция. - 2009. - №10. - п. 36-37
20. Прокурорский надзор: Учебник / Ю.Е. Винокуров [и др.]; под общим ред. Ю.Е. Винокуров. - 6-е изд., Перераб. и доп. - М .: Высшее образование, 2005. - 60 с.
21. Козлов, А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: общая часть / А.Ф. Козлов. - Екатеринбург: USLA, 1999. - 85 с.
22. Цыганкова Л.И. Обеспечение и защита прав человека в Республике Беларусь: проблемы, возможности для оптимизации / Л.И. Цыганкова / Веснік Гродзенскага дзярўнага университет и Янка Купала. Серый 1, Гисторя, Филасофия, Палиталогия, Сациалогия. - 2010. - № 1. - с. 153-161.
23. Селюкова, А.А. Проблемы защиты конституционных прав и свобод человека правоохранительными органами / А.А. Селюкова // Теория и практика современной науки: сб. научный тр. по матер. XX Международная научно-практическая конференция. - Москва, 2017. - с. 291-293.
24. Козаренко Д.В. Роль прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина / Д.В. Козаренко // Юридический факт. - 2017. - № 13. - с. 111.
25. Назаров С.Н. Прокурорский надзор / С.Н. Назаров. - М., 1998. - 320 с.
26. Шевляков П.Ю. Роль прокуратуры в защите прав человека в Российской Федерации / П.Ю. Шевляков, И.Г. Мигунова // Правоведение: история, современность, перспективы: сб. мат. VII Int. научно-практическая конференция, посвященная Дню российской науки. - Астрахань, 2016. - с. 222-227.
27. Кивель, В. Регулирование прав человека и гражданских прав в Конституции Республики Беларусь / В. Кивель // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 1998. - № 5. - с. 75-81.
28. Бреднева, В.С. Права человека: проблемы интерпретации и реализации / В.С. Браднева // История государства и права. - 2013. - № 13. - с. 23-25.
29. О дополнительных мерах по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц: Указ През. Республика Беларусь от 15 июля 2007 г. № 498: с изменениями. Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября. 2017 № 365. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.
30. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон. Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.
31. О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2012 г. № 667: в ред. Пост Совета Министров Республики Беларусь от 26 июля 2017 года № 555 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.