ВВЕДЕНИЕ
1 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Объективные признаки правонарушений против в области нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
2.2 Субъективная сторона правонарушений в области нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
3 ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Не только утверждение демократии, но и осуществление политических и экономических реформ неотделимы от укрепления законности и дисциплины, создания в обществе атмосферы высокой духовности, нравственности, правовой культуры и правосознания.
Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, в первую очередь на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, а также высших должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости.
Условием существования формирующегося в Республике Беларусь гражданского общества является обеспечение безопасности граждан, государства и самого общества в целом.
Безопасностью же является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Защищенность, следовательно, будет является сутью общественной безопасности.
Актуальность выбранной темы заключается непосредственно в том, что административные правонарушения в сфере транспорта – это явление, которое затрагивает практически каждого, явление повседневности.
А прояснение вопросов, которые связаны напрямую с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется нам весьма своевременным.
Объект работы – общественные отношения, связанные с административно-правовым регулированием безопасности дорожного движения.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с административно-правовым регулированием безопасности дорожного движения.
1 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Транспортные административные правонарушения – это непосредственно действия, которые противоречат нормам права, содержащиеся в 23 главе Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП).
Противоправность же транспортного правонарушения выражается в нарушении гражданином или лицом, находящимся на территории нашего государства, какую-либо действующую норму права, а также в действиях вопреки ее предписаниям и тем самым в противопоставлении своей собственной воли воле государства.
Таким образом, образуется конфликт между гражданином и государством.
Особенность указанного конфликта граждан, или иных лиц с государством, проявляющегося в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям [6, с.47].
Следовательно, необходимым признаком транспортного правонарушения является противоправность. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, однако не правонарушением.
Стоит отметить, что точным основанием административной ответственности, является наличие состава административного правонарушения, как в нормативном, так и в фактических аспектах.
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Объективные признаки правонарушений против в области нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Административная ответственность – это вид юридической ответственности, выраженная в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, в том числе к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП[4].
Основными чертами административной ответственности являются:
- основанием административной ответственности является административное правонарушение, признаваемое таковым на основе КоАП Республики Беларусь;
- наступает за любое правонарушение, совершенное в сфере государственного управления вне зависимости от отрасли права, что придает ей межотраслевое правоохранительное значение;
- устанавливается как законом, так и иными актами законодательства;
- административные взыскания применяются не только судом, а широким кругом органов государства и должностных лиц [19, c. 231].
Субъектами административной ответственности являются:
- граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, а также и должностные лица юридических лиц и индивидуальные предприниматели;
- юридические лица.
3 ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
Квалификация административного правонарушения является наиболее важным этапом правоохранительной деятельности, обеспечивающим объективность и полноту деликта, соблюдение верховенства закона, прав и интересов граждан.
В процессе квалификации нарушений правил дорожного движения устанавливаются признаки правонарушения, которые составляют его состав: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Объективные признаки характеризуют объект незаконного деяния и внешнее выражение акта. Субъективные признаки отражают правовые характеристики человека и умственное отношение человека к делу и его последствиям [11].
Субъективным аспектом состава административного правонарушения является умственное отношение субъекта, совершившего административное правонарушение к его действию и его последствиям, то есть к вине субъекта [22, с. 54]. Таким образом, вина субъекта заключается в отношении отношения преступника к действию и последствиям в совокупности.
Административная ответственность за нарушения правил дорожного движения, влекущие за собой легкую и умеренную тяжесть вреда здоровью потерпевшего, квалифицируется согласно ст. 18.17 и часть 2 ст. 18.23 КоАП.
Единого подхода к определению субъективной стороны этих преступлений в административной науке нет.
Некоторые ученые говорят о двойственности субъективной стороны. То есть, в отношении нарушений правил дорожного движения субъективная сторона характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью, и в отношении причинения вреда здоровью жертвы только неосторожность [3] [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель данной работы - изучена непосредственная характеристика, а также административная ответственность за транспортные правонарушения.
На основании вышерассмотренного можно сделать следующие выводы.
Конечно, разновидностей правонарушений в Республике Беларусь, в особенности в сфере транспорта действительно много, однако некоторые из них являются проблематичными как для науки, так и для законодателя, как, например, криминализация управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
На мой взгляд, впоследствии законодатель действительно должен прийти к такому решению, однако ему должна предшествовать тщательная подготовка как самой законодательной базы, так и населения, к примеру, путем большего повышения ответственности за такое правонарушение, применение ареста.
Транспортные правонарушения в Республике Беларусь могут принимать самый различный вид и зависеть как от самого вида правонарушения, так и от тяжести совершенного деяния и иных критериев, так, в большинстве случаев, прекращение дел о транспортных административных правонарушениях по малозначительности не представляется возможным.
Порядок привлечения к административной ответственности за транспортные правонарушения действительно достаточно урегулирован в Республике Беларусь процессуальным законом.
Немаловажным также является и процесс пресечения таких правонарушений, так как считается, что предупредить правонарушение проще, чем после устранять его последствия, особенно это касается правонарушений в области транспорта, так как транспорт, являясь источником повышенной опасности должен находиться под особым контролем государства.
1. Административное право. Словарь-справочник / под ред. И.Л. Бачило, Н.Г. Салищевой и Н.Ю. Хаманевой. – М. : Интитут государства и права. – 589 с.
2. Ананьев, Д.В. Административное право: Учебно-методическое пособие / Д.В. Ананьев, С.М. Забелов. – Минск, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 365 с.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 № 194-3: в ред. от 19 июля 2016 г. № 407-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Конин, Н.М. Административное право Российской Федерации / под ред. Н.М. Конина. – М.: Норма, 2006 – 456 с.
6. Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов /А.Н.Крамник. – Мн.: Тесей, 2004. – 288 с.
7. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2002. -
8. Кудрявцев, В.Н. Закон, поступок, ответственность / В.Н. Кудрявцев. – М.: ЗЕРЦАЛО-М, 1986. – 228 с.
9. Кудрявцев, В.Н. Причины правонарушений / В.Н. Кудрявцев. – М.,1986. – 256 с.
10. Малеин, Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность / Н.И. Малеин. – М.: Юристь, 1985. – 305 с.
11. Мурзилов, А. И. Преступление и административное правонарушение / А.И. Мурзилов. – М., 1985. – 258 с.
12. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г. № 263-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19 июля 2016 г. № 408-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. Оксамытный, В.В. Правомерное поведение личности / В.В. Оксамытный. – Киев, 1985. – 283 с.
14. Печеницын, В.А. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел / В.А. Печеницын. – Хабаровск, 1988. – 416 с.
15. Пирогов, В. Ю. Критерии признания административного правонарушения малозначительным / В.Ю. Пирогов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2013. – №3. – С. 67-74
16. Процессуально-Исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З: в ред. от 19 июля 2016 г. № 407-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. Россинский, Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2009. – 928 с.
18. Тархов, В.А. Гражданские права и ответственность / В.А. Тархов. – Уфа, 1996. – 222 с.
19. Цечоев, Х. И. Административное правонарушение и административная ответственность / Х. И. Цечоев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №90. – С. 229-232
20. Ясинская-Казаченко, А. Административное право: Учеб. программа для высших учебных заведений / А. Ясинская-Казаченко. – Минск: БНТУ, 2013. – 668 с.