ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими социальными трансформациями, непрерывной изменчивостью окружающей действительности, что предъявляет личности требования сознательного, ответственного и гибкого поведения. Формирование такого поведения возможно лишь в процессе развития и саморазвития личности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор. К развитию личности учащихся юношеского возраста в настоящее время предъявляются требования к ее активному самоопределению, формированию навыков активной жизненной позиции, потребности самостоятельного принятия решений и готовности нести личную ответственность за них, а также способности управлять свои поведением.
Одним из важнейших проявлений личностного развития, а также естественным процессом юношества как этапа онтогенеза является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение представляет собой, с одной стороны, принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности [8], с другой – интегральным свойством личности, способствующим осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора [18].
Профессиональное самоопределение на начальной его стадии закладывает базу, определяет стратегию дальнейшего профессионального становления личности. Профессиональное самоопределение происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. Оно также может происходить на основе социальных стереотипов. Социальные стереотипы – это представления, сформировавшиеся как результат обобщения ранее накопленного общественного опыта [2].
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ЮНОШЕЙ
1.1 Психологическая характеристика юношеского возраста
По возрастной периодизации Б.Г. Ананьева [1, с. 35] возраст от 16 до 21 года относится к юношескому. Согласно классификации В. Штерна [26, с. 148], период юношеского созревания приходится на возраст от 14 до 18 лет и представляет собой время развития самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни.
В юношеском возрасте процесс избавления от родительской опеки подходит к концу. Эмансипация от родителей, как правило, осуществляется через процесс социализации в группе сверстников. Семья для юноши теряет свою привлекательность по сравнению с группой сверстников, являющейся главным субъектом системы ценностей, норм социального поведения, источником определенного социального статуса.
Жизнедеятельность в этот период усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. Общество ставит перед девушками и юношами совершенно конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения, и таким образом создается характерная социальная ситуация развития. В 9-м классе средней школы и еще раз в 11-м классе школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора – завершения или продолжения образования в одной из его конкретных форм или вступления в трудовую жизнь [22, с. 185].
Основным новообразованием личности в этом возрасте является профессиональное и личностное самоопределение. Старшеклассники
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ЮНОШЕЙ
2.1 Организация и методики проведения исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь социальных стереотипов и профессиональным самоопределением у юношей.
Эмпирическое исследование проводились в три этапа:
– на первом этапе были подобраны методы и методики исследования, сформирована выборка исследования, определены эмпирические задачи;
– на втором этапе проведено эмпирическое исследование путем тестирования;
– на третьем этапе осуществлялась статистическая обработка данных, качественный анализ и интерпретация, формулирование выводов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– выявить склонность к определенному виду деятельности у юношей;
– определить подверженность социальным стереотипам у юношей;
– выявить связь между социальными стереотипами и профессиональным самоопределением у юношей.
Гипотеза исследования: существует заметная связь между социальными стереотипами и профессиональным самоопределением у юношей.
Методы исследования: тестирование, математико-статистическая обработка данных, качественный анализ.
Для проведения исследования применялись следующие методики:
– Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной);
– Анкета «Профессиональные гендерные стереотипы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Юношеский возраст представляет собой время развития самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни. В старших классах возрасте активно происходит включение молодых людей во взрослую жизнь с ее нормами и правилами. В целом этот период в жизни человека характеризуется уверенностью в себе, жизнерадостностью и способностью к высокой самооценке. Усиливается общественная направленность личности. Имеют место собственные оценки тех или иных явлений действительности, собственные взгляды и мнения. Очень бурно происходит рост самосознания. Юношество самокритично и критично к окружающим. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. В старшем школьном возрасте, как правило, интерес к учению (к его содержанию и процессу) повышается, т.к. включаются мотивы самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни.
Социальный стереотип представляет собой устойчивый, упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный образ какой-либо социальной группы (индивида), который возникает при дефиците информации. Стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Усвоение стереотипов происходит в процессе социализации и инкультурации в составе той социальной группе, к которой он принадлежит.
Профессиональное самоопределение – это осознание индивидом уровня развития своих профессиональных способностей, совокупности профессиональных мотивов; процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности. В юношеском возрасте может сохраняться присущая подростковому возрасту приверженность социальным стереотипам, а также влиянию ближайшего окружения. Профессиональное самоопределение требует от юношей и девушек устремленности в будущее, осознания себя как члена общества, желания решать проблемы своего будущего.
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б.Н. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – 230 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1994. – 325 с.
3. Анисимова, С.Г. Воздействие социальных институтов на профессиональное самоопределение молодежи: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.08 / С.Г. Анисимова. – М.: МГУ, 2001. – 128 с.
4. Берулаева, Г.А. Стереотипы психической активности личности / Г.А. Берулаева, М.М. Берулаева // Гуманизация образования. – 2010. – № 8. – С. 15–20.
5. Бесклубная, А.В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников / А.В. Бесклубная // Известия СНЦ РАН. – 2011. – № 2–4. – Т. 13. – С. 768–770.
6. Блохина, А.А. К проблеме влияния стереотипов на становление самосознания в старшем школьном возрасте / А.А. Блохина // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 2. – С. 18–24.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352 с.
8. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2005. – 336 с.
9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов на/Д.: Феникс, 1986. – 512 с.
10. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.
11. Кондрат, Е. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / Е. Кондрат // Alma mater. – 2003. – № 4. – С.16–19.
12. Липпман, У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчунова; под. ред. К.А. Левинсон, К В. Петренко. – М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. – 264 с.
13. Микляева, А.В. Исследование возрастных стереотипов в зарубежной психологии / А.В. Микляева // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 3-2. – С. 254–258.
14. Осипова, Д.В. Особенности гендерных представлений современной молодежи / Д.В. Осипова // Управленческое консультирование. – 2009. – № 4. – С. 200–209.
15. Очирова, Э.Э. Факторы, влияющие на профессиональный выбор в юношеском возрасте / Э.Э. Очирова // Science Time. – 2014. – № 7 (7). – С. 297–302.
16. Питерова, А.Ю. Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения / А.Ю. Питерова, Е.А. Тетерина // Наука. Общество. Государство. – 2016. – № 1 (13). – Т. 4. – С. 1–8.
17. Поваренков, Ю.П. Профессиональное становление личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю.П. Поваренков. – Ярославль: ЯГПУ, 1999. – 359 с.
18. Профессиональное самоопределение школьников / В.Д. Симоненко, Т.Б. Суровицкая, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во БГПИ, 1995. – 100 с.
19. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. – М.: МГППИ, 1999. – 543 с.
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
21. Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005. – 124 с.
22. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
23. Суходольская, Н.П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей / Н.П. Суходольская // Философия и общество. – 2007. – № 3. – С. 152–160.
24. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, H.H. Захаров. – М.: Педагогика, 1987. – 202 с.
25. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе / П.Н. Шихирев. – М.: Наука, 1985. – 176 с.
26. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. – М.: Наука, 2007. – 335 с.