Введение
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинга в туризме
1.1 Понятие маркетинга в туризме
1.2 Развитие маркетинга в туризме в современный период
1.3 Маркетинговые коммуникации в сфере туризма
Глава 2. Маркетинговая деятельность в Беларуси
2.1 Общая характеристика маркетинга в сфере туризма в Беларуси
2.2 Маркетинговое продвижение туристских продуктов и услуг
2.3. Возможности маркетинга в сфере туризма
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема «Роль и специфика маркетинга в сфере туризма» достаточно актуальна в рамках современных условий, сложившихся в сфере туризма, так как сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.
При росте и постоянном изменении туристского рынка конкуренция чрезвычайно высока. В условиях усиления конкуренции компании вынуждены сосредотачивать внимание на удовлетворении потребностей клиентов. Индустрия туризма нуждается в возрастающем числе профессионалов маркетинга, понимающих ее глобальные проблемы и способных реагировать на растущие потребности потребителей выработкой творческих стратегий, основанных на хороших знаниях маркетинга.
В широком смысле, туристический маркетинг - это бизнес-дисциплина привлечения посетителей в определенное место. Отели, города, страны, достопримечательности, конференц-центры и другие места, которые связаны с потребительскими и деловыми поездками, применяют базовые маркетинговые стратегии к конкретным методам, предназначенным для увеличения числа посещений.
Цель работы – изучить и проанализировать роль и специфику маркетинга в индустрии туризма, а также разработать комплекс маркетинговых мероприятий, способствующих привлечению большего числа туристов в Республику Беларусь
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-определить роль маркетинга в туризме;
-изучить особенности использования маркетинга в туризме;
-провести анализ особенностей маркетинговой деятельности туристских предприятий в Республике Беларусь;
-разработать комплекс маркетинговых мероприятий.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Курсовая работа изложена на 30 страницах. В процессе написания использованы 25 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ
1.1 Понятие маркетинга в туризме
Маркетинг - это непрерывный последовательный процесс, посредством которого руководство планирует, исследует, внедряет, контролирует и оценивает действия, предназначенные для удовлетворения потребностей и желаний клиентов и достижения целей организации. Маркетинг услуг является концепцией, основанной на признании уникальности всех услуг; это отрасль маркетинга, которая относится к сфере услуг.
Маркетинг в индустрии туризма и гостеприимства требует понимания различий между маркетингом товаров и маркетинговых услуг. Чтобы добиться успеха в туристическом маркетинге, организации должны понимать уникальные характеристики своего туристического опыта, мотивы и поведение путешествующих потребителей и фундаментальные различия между маркетингом товаров и услуг.
Маркетинговые мероприятия включают планирование и разработку продукта, ценообразование, методы распространения продукта, стимулирование сбыта и продвижение товаров и услуг [15].
Необходимость в проведении мероприятий по маркетингу определяется:
- существованием свободной конкуренции между организациями;
- возможностью для покупателей выбора аналогичных товаров и услуг от различных производителей;
- хорошей информированностью потребителей относительно других имеющихся товаров и услуг;
- целями организации, которые могут быть выражены в измеримых выражениях.
Маркетинг возникает и существует как ответная реакция организации в условиях свободной рыночной конкуренции при наличии относительной свободы выбора для покупателей.
ГЛАВА 2 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БЕЛАРУСИ
2.1 Общая характеристика маркетинга в сфере туризма в Беларуси
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами.
По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. По последним прогнозам ВТО, к 2020 году ежегодно будет путешествовать уже 1,6 миллиардов человек, а темпы роста составят по количеству туристов - 4,3%, а по доходам в туризме - 6,4%.
Сейчас международный туризм входит в число четырех крупнейших экспортных отраслей, составляя 6,5% мирового экспорта. Также постоянно возрастает значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов.
В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт - это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны [4].
Услуги, предоставляемые туристическими компаниями нашей страны, делятся на две категории: основные и дополнительные. Основными услугами называются услуги, включенные в основную программу и оформленные путевкой. Дополнительные услуги турист приобретает самостоятельно в месте пребывания, они не входят в стоимость путевки. В большинстве случаев туристические основные услуги состоят из транспортных услуг, услуг размещения и питания. Однако при организации путешествий с познавательными, профессионально-деловыми, спортивными, религиозными целями, услуги, традиционно относящиеся к дополнительным, могут составлять основу тура.
К основным туристическим услугам следует отнести:
-услуги по организации перевозки;
-размещение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данный момент Республика Беларусь становится более популярным туристическим направлением среди иностранных туристов, а также среди граждан Беларуси, чем в предыдущие годы. Перспективными направлениями стали экологический туризм, лечебный туризм и событийный туризм.
Следовательно, роль маркетинга в сфере туризма увеличивается. Маркетинг - целевая, стратегическая и управляемая деятельность, проходящая через все этапы - от разработки товара, его продвижения на рынке до продажи и послепродажного обслуживания. Маркетинг представляет собой полный процесс движения продуктов и услуг от производителя к потребителю.
Маркетинг играет важную роль в деятельности всех организаций, будь то некоммерческие учебные заведения, курорты или производители туристских товаров и услуг с целью извлечения собственной прибыли. Суть маркетинга состоит в предоставлении в нужное время и в нужном месте необходимого товара или услуги по необходимой цене.
В данной курсовой работе рассматривалась роль и специфика маркетинга в индустрии туризма.
Были сделаны следующие выводы:
-применение маркетинговых стратегий позволяет организациям становиться более конкурентоспособными;
-организациям, осуществляющим деятельность в сфере туризма, первоочередно необходимо составить маркетинговый план своей деятельности;
-для успешной продажи туристской услуги или продукта необходимо постоянно принимать новые маркетинговые решения.
1. Абабков, Ю.Н. Маркетинг в туризме: Учебник / Ю.Н. Абабков, М.Ю. Абабкова, И.Г. Филиппова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 214 c
2. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр. (А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкер и др.). Научн. ред. А. Г. Худокормов. - М.: Экономика, 2003. - 572 с
3. Басовский Л.Е. Маркетинг, учебное пособие. - М. «ИНФРА-М», 2004г
4. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие / Ю.В. Безрутченко. - М.: Дашков и К, 2016. - 232 c
5. Бердник А.В. Особенности маркетинга в сфере туризма, Конференция МИДО 2016 г
6. Бутко, И.И. Маркетинг в туризме: Учебное пособие / И.И. Бутко, В.А. Ситников, Е.А. Ситников. - М.: Дашков и К, 2014. - 416 c
7. Головлева, Е.Л. Основы рекламы. Учебное пособие / Е.Л. Головлева. – М. : Академический проект, 2008. Гусаров, Ю.В. Менеджмент рекламы / Ю.В. Гусаров. – М. : Экономика, 2007
8. Дмитриев, М.Н. Экономика туристского рынка / М. Н. Дмитриев, Забаева, Ю.В., Малыгина. – М. ЮНИТИ-ФАНА, 2010.
9. Дурович, А.П. Маркетинг туризма / А.П. Дурович. – Минск : Современная школа, 2010
10. Исмаев, Д. Экономика и организация туризма / Д. Исмаев, Ю. Забаев, Е.Л. Драчева. – М. : КноРус, 2010
11. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск: БГЭУ, 2006
12. Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. С-Пб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2006
13. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз ; [пер. с англ. В. Н. Егорова]. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2012. - XXVI, 1045 с
14. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2002. - 736 с
15. Маркетинговые коммуникации: учебник: для высших учебных заведений по специальности «Маркетинг» / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. – Москва: Дашков и К°, 2011. – 323 с
16. МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://www.mst.by/ru/otdel_marketinga-ru/
17. Морган Н. Реклама в туризме и отдыхе/ Морган Н., Причард А. - М.: Юните-Дана, 2004. - 496 с
18. Основы туристского маркетинга. Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 2004. - 80 с
19. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии туризма/ Папирян Г.А. - М.: Экономика, 2000. - 207 с
20. Саак А.Э., Якименко М.В, Менеджмент в индустрии гостеприимства: Учебное пособие – СПб., Питер, 2012 г. – 432 с
21. Сарафанова, Е.В. Маркетинг в туризме: Учебное пособие / Е.В. Сарафанова, А.В. Яцук. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 240 c
22. Статистический сборник. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by
23. Третьякова Т. Н. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме/ Т.Н. Третьякова. - М.: Академия, 2008. - 272 с
24. Туризм и туристические ресурсы Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь; редкол: В.И. Зиновский [и др.]; – Минск , 2014. – 105 с
25. Щербаков С. А. Международный туризм. Экономика и география/ С.А. Щербаков. - М.: финансы и статистика, 2007. - 144 с