ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОСОЗНАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СЕМЬЕ У СТАРШЕКЛАССНИКА
1.1 Особенности самосознания старшеклассников
1.2 Теоретические аспекты психологической готовности к семейной жизни
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОСОЗНАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СЕМЬЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация и методики проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи самосознания и психологической готовности к семье у старшеклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях одним из центральных объектов разных областей знания становится семья. Роль семьи в обществе несравнима, по своему значению ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Процесс вхождения молодого человека во взрослый мир характеризуется противоречиями: с одной стороны, вступление на путь взросления сопровождается акселерацией (быстрым половым созреванием) и ранней социальной активностью и мобильностью (быстрым самоопределением в профессии), позволяющими уменьшить границы вхождения и в брачно-семейные отношения; с другой стороны, взросление сопровождается психологической незрелостью, в результате чего границы брачного возраста раздвигаются до неопределенного возраста.
Изучение психологической готовности к браку является востребованным в современных условиях увеличения роли внесемейных ориентаций. Проблемами психологии семьи в целом, выявления ее функций, структуры и динамики занимались такие психологи, как В.И. Зацепин, Н.Я. Соловьев, В. Сатир и многие другие. Благодаря этим исследованиям были выявлены типы семей, их функции, структура и динамика семьи и т.д. С. Минухин предложил рассматривать семью как систему, имеющую определенную структуру, внешние и внутренние границы, правила и стереотипы взаимоотношений. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис особое внимание уделили нарушениям функционирования семейной системы, в том числе и незрелым мотивам вступления в брак.
Объект исследования – юноши и девушки старшего школьного возраста (старшеклассники).
Предмет исследования – взаимосвязь самосознания и психологической готовности к семье у старшеклассника.
Развитие и формирование человеческой личности является очень сложным, комплексным, процессом. Внутренний мир личности формируется путем усвоения внешних форм социальной деятельности, и выражением его является самосознание. Как пишет В.К. Макаров, каждая стадия в развитии самосознания имеет специфический уровень и свойственное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения [11, с. 74].
Самосознание – это процесс, с помощью которого человек познает себя. Самосознание характеризуется также своим продуктом – представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией». Это различение процесса и продукта в психологии было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием; при этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль играет представление человека о себе самом – о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, таким образом, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса. Деятельность самосознания по переработке опыта, выработке собственных позиций и убеждений, путей самоопределения и т. д. является показателем духовного богатства индивидуальности. Самосознание определяет развитие внутреннего мира личности и является необходимым условием творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей.
С целью выявления взаимосвязи самосознания и психологической готовности к семье у старшеклассников было проведено эмпирическое исследование.
Гипотеза исследования: самосознание школьника и психологическая готовность старшеклассника к семье взаимосвязаны.
Исследование проходило на базе УО «СШ №6» г. Могилева. В исследовании участвовали 30 учеников 11-х классов (14 девочек, 16 мальчиков).
Исследование проходило в три этапа:
- этап 1: Исследование уровня самосознания старшеклассников с помощью Теста-опросника cамоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева;
- этап 2: Исследование психологической готовности к семье с помощью методики «Незаконченные предложения» Сакса-Леви;
- этап 3: Обработка и анализ результатов исследования.
Целью первого этапа исследовательской работы стало изучение уровня самосознания старшеклассников. В эксперименте приняло участие 30 обучающихся (14 девочек, 16 мальчиков) старшего школьного возраста. Исходя из цели нашего исследования, перед нами была поставлена следующая эмпирическая задача: выявить уровень развития самосознания с помощью теста опросника самоотношения.
Тест - опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
Повышенный интерес к семье и браку, наблюдаемый в настоящее время, обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает огромное влияние на развитие и детей, и взрослых. Большинство современных ученых пришли к выводу, что борьба с негативными социальными явлениями (мужская и женская апатия или агрессивность, алкоголизм и наркомания, растущая преступность, психические расстройства) не может быть эффективной, если не учитывать роль супружеских отношений в возникновении этих явлений.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Семья - важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Семья - сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения - один из компонентов этой системы, которые в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Развитие и формирование человеческой личности является очень сложным, комплексным, процессом. Внутренний мир личности формируется
1. Бабурова, И.В. Предъявление образца отношения (примера) как метод воспитания ценностных отношений личности / И.В. Бабурова // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 2. – С. 21–33.
2. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида / Е.Ю. Бикметов // Социальные исследования. – 2007. – №9. – С. 86-92.
3. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике : учеб. пособие / Н.С. Глуханюк. – М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 216 с.
4. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для педагогических институтов / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.
5. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М. : АПН СССР, 2008. – 164 с.
6. Ермолаева, М.В. Психология развития : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.В. Ермолаева. – М. : МОДЭК, 2006. – 376 с.
7. Жолудева, С.В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / С.В. Жолудева. – Ростов-наДону , 2009. – 21 с.
8. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 1991. – № 2.– С. 15–36.
9. Зудилина, И. Ю. Формирование психологической готовности студентов к брачным отношениям : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И.Ю. Зудилина. – Самарский государственный педагогический университет, 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchebana5.ru/cont/2983033-pall.html. – Дата доступа: 28.12.2016.
10. Кондратьева, С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие / С.В. Кондратьева. – Минск : Университетское, 2011. – 212 с.
11. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – Вып. 2. – С. 74-79.
12. Монахова, А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия / А.Ю. Монахова. – Ярославль, 2002. – 210 с.
13. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2006. - 608 с.
14. Несына, С.В. Некоторые аспекты психологической готовности к семейной жизни юношей и девушек / С.В. Несына // Вектор науки ТГУ. – 2011. – 4(7). – С. 204–208.
15. Панина, Е.В. Специфика самосознания подростков разного пола и гендерной ориентации : дис. … канд. псих. наук / Е.В. Панина. – Ярославль, 2014. – 165 с.
16. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие / ред. и сост. Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – М. : Флинта, 2000. – 264 с.
17. Психологические тесты: в 2-х т. /под ред. А.А. Карелина. – М. : Владос. – Т.2. – 2000. – 248 с.
18. Психология развития: Хрестоматия/ составители Е.В. Гудкова, И.А. Шляпникова,Н.В. Бобро; Под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск : Издательство ЮУрГУ, 2004. – 362 с.
19. Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. – СПб. : ПРАЙМ– ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.
20. Сизанов, А.Н. Здоровье и семья: психологический портрет / А.Н. Сизанов. – Минск : Беларусь, 2008. – 325 с.
21. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 284 с.
22. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Педагогика, 1987. – 280 с.