Актуальность темы исследования. В настоящее время к деятельности сотрудников органов внутренних дел, и в частности сотрудников Департамента охраны, предъявляются повышенные требования со стороны общества и государства. Успешное достижение поставленных целей в различных видах служебной и профессиональной деятельности сотрудникам предполагает выполнение чрезвычайно сложных действий, иногда в экстремальных ситуациях, требующих от них максимального физического и психического напряжения, достижения соответствующего уровня профессиональных умений и навыков, наличие профессионально-значимых психологических качеств. Кроме этого, его деятельность выполняется в экстремальных условиях, характеризующихся эмоционально напряженным характером содержания, организации, особенностями социальной ситуации, в которой эта деятельность реализуется. Однако не каждый сотрудник может адаптироваться к постоянно растущим требованиям, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в сложных конфликтных ситуациях общения, а потому возрастает вероятность возникновения и развития неблагоприятных психических, в том числе эмоциональных, состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со временем, но зачастую незаметных для самой личности, является эмоциональное выгорание [20].
Эмоциональное выгорание – это профессиональный феномен, представляющий собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся, прежде всего, в профессиях социальной сферы [17].
Копинг стратегии – это поведенческие и когнитивные усилия, которые предпринимает человек для ослабления влияния стрессовых обстоятельств [25].
Личность сотрудника правоохранительной системы становится объектом исследований в связи с возникновением негативных психических состояний (Т.П. Гольцева [6]),с социально-психологическими установками в
Объект исследования: эмоциональное выгорание и копинг стратегии сотрудников Департамента охраны.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального выгорания и копинг стратегий у сотрудников Департамента охраны.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и копинг стратегий у сотрудников Департамента охраны.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть основные подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание»;
б) раскрыть понятие и виды копинг стратегий;
в) определить особенности профессиональной деятельности сотрудников Департамента охраны;
г) выявить связь между эмоциональным выгоранием и копинг стратегиями у сотрудников Департамента охраны.
Методы исследования:
– теоретический анализ литературы;
– тестирование с использованием психодиагностических средств;
– математико-статистическая обработка данных.
Информационная база выполнения курсовой работы:
– исследования, посвященные изучению феномена эмоционального выгорания в психологической литературе;
– научные статьи на темы различных подходов и классификаций копинг-стратегий;
– диссертационные исследования, посвященные проблемам эмоционального выгорания, копинг стратегий сотрудников различных профессий.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КОПИНГ СТРАТЕГИЙ У СОТРУДНИКОВ ДЕПАРТАМЕНТА ОХРАНЫ
Теоретические и эмпирические исследования феномена эмоционального выгорания широко представлены в зарубежной психологии. Изучение феномена отечественными исследователями строится на основе зарубежных исследований и только начинает свой путь. На сегодняшний день не существует единого и ясного представления о закономерностях возникновения и развития эмоционального выгорания.
В современной психологии сложились следующие подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»:
– процессуальный подход, рассматривающий феномен эмоционального выгорания как процесс, включающий в себя серию последовательных стадий или фаз (В.В. Бойков, Б. Парлман, Е. Хартман);
– интерперсональный подход, рассматривающий в качестве основной причины эмоционального выгорания межличностные взаимоотношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности (К. Маслач);
– организационный подход, рассматривающий в качестве причин эмоционального выгорания факторы рабочей среды (К. Чернисс);
– интегративный подход, который соединяет предыдущие подходы (Т. Кокс и А. Гриффитс);
– индивидуальный подход, согласно которому именно особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности оказывают влияние на возникновение эмоционального выгорания (Э. Аронсон, Э. Пайс).
Эмпирическое исследование базировалось на теоретическом анализе взаимосвязи эмоционального выгорания и копинг стратегий у сотрудников Департамента охраны.
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и копинг стратегий у сотрудников Департамента охраны.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
а) выявить особенности эмоционального выгорания у сотрудников Департамента охраны;
б) определить доминирующие копинг стратегии у сотрудников Департамента охраны;
в) выявить статистическую связь между эмоциональным выгоранием и копинг стратегиями у сотрудников Департамента охраны.
Гипотеза исследования: существует связь между эмоциональным выгоранием и копинг стратегиями у сотрудников Департамента охраны.
Методы исследования: тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для проведения исследования применялись следующие методики:
а) методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
б) опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус).
База исследования: Департамент охраны МВД Республики Беларусь г. Минска. В исследовании приняли участие 20 сотрудников (мужчин) в возрасте от 20 до 25 лет со стажем службы от 2 до 5 лет.
Краткое описание методик.
В современной психологии сложились следующие подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»: процессуальный подход, рассматривающий феномен эмоционального выгорания как процесс, включающий в себя серию последовательных стадий или фаз; интерперсональный подход, рассматривающий в качестве основной причины эмоционального выгорания межличностные взаимоотношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности; организационный подход, рассматривающий в качестве причин эмоционального выгорания факторы рабочей сред; интегративный подход, который соединяет предыдущие подходы; индивидуальный подход, согласно которому именно особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности оказывают влияние на возникновение эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание принято рассматривать в контексте профессиональной деятельности.
В настоящее время понятие «копинг» охватывает широкий круг человеческой активности – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. Понимание сущности совладающего поведения выражено в следующих подходах: неопсихоаналитический подход, диспозиционный подход, ситуативный подход, интегративный подход. Копинг-поведение – это сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, которые сосуществуют бессознательными механизмами психологической защиты. Основными критериями для систематизации стратегий совладания являются направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность выбираемых копингов, их модальность, активность, эффективность.
Деятельность сотрудников Департамента охраны отличается правовой регламентацией профессиональной деятельности, наличием властных полномочий, постоянным противоборством субъектов деятельности, широким кругом общения, дефицитом времени и наличием перегрузок в работе, ярко
1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – №1. – С. 45–49.
2. Асеева, И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Н. Асеева. – Самара: СГПУ, 2007. – 157 с.
3. Беляева, Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности / Л.И. Беляева // Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. – М., 2001. – 600 с.
4. Бойко, В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания // Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2009. – С. 161–169.
5. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – С. 99–105.
6. Гольцева, Т.П. Особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции, влияющие на возникновение негативных психических состояний / Т.П. Гольцева // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 6. – С. 226–231.
7. Дегтяренко, Т.А. Основные направления профессиональной психологической подготовки личного состава ОВД МВД России / Т.А. Дегтяренко. – М.: ДКО МВД РФ, 2005. – 69 с.
8. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
9. Исаева, Е.Р. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение у медицинских работников / Е.Р. Исаева, И.Л. Гуреева // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 6 (64). – С. 26–29.
10. Крылов, А.А., Климов Е.А. Психология труда и инженерная психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=25&0a1=641&0o1=1&0s1=1. – Дата доступа: 21.01.2017
11. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Свет, 2007. – 60 с.
12. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93–112.
13. Купрене, Е.В. Современное состояние и методы копинг-стратегий в психологии / Е.В. Купрене //Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 5. – С. 69–71.
14. Лапкина, Е.В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности / Е.В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – Т. 2. – С. 232–236.
15. Левченко, В.О. Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / В.О. Левченко. – Ставрополь: СтаврГУ, 2010. – 238 с.
16. Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2007. – № 12. – С. 15–25.
17. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 1–11.
18. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н.В. Останина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
19. Пряхина, М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.06 / М.В. Пряхина. – СПб.: СПбУ МВД России, 2000. – 250 с.
20. Уразаева, Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы / Г.И. Уразаева // Вестник Казанского юридического ин-та МВД России. – 2014. – № 2 (16). – С. 14–20.
21. Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследователей / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
22. Шабанова, К.Г. Специфика «эмоционального выгорания» у сотрудников линейных подразделений / К.Г. Шабанова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2007. – № 2. – С. 41–44.
23. Cherniss, C. Long-term consequences of burnout: An exploratory stady / С. Chemiss // J. of Organizational Behavior. – 1992. – V. 13 (1). – P. 1–11.
24. Cox, Т. The Burnout Companion to Study and Practice. A Critical Analysis / Т. Cox, А. Griffits, L., 1998. – 463 с.
25. Lazarus R.S. Transactional theory and research on emotion and coping / R.S. Lazarus, S. Folkman // Eur. J. Pers. – 1987. – Vol. 1. – P.141–169.
26. Maslach, C. Maslach burnout inventory: manual / C. Maslach, S.E. Jackson; with a special supplement «Burnout in education» by R. L. Schwab. – 2nd ed. – Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1986. – 34 p.
27. Perlman, B., Burnout: Summary and Future and Research / B. Perlman, E.A. Hartman // Human relations. – 1982. – V. 35 (4). – С. 115–119.
28. Pines, A. Helpers’ motivation and the burnout syndrome // Wills T.A. (ed.). Basic processes in helping relationships. – N.Y.: Acad. Press, 1982. – Р. 453–457.