ВВЕДЕНИЕ
1 ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ. ВИДЫ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
2 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР И ЕГО ВИДЫ. СУЩНОСТЬ НАДЗОРА ПРОКУРАТУРЫ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
3 ФОРМЫ РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Надзор является одним из способов обеспечения законности в сфере государственного управления, он заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.
В зависимости от субъектов, правомочных осуществлять надзорные функции, выделяют два вида надзора: прокурорский и административный.
В административном праве изучается надзор прокуратуры за исполнением законодательства, предметом которого является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов Президента и иных нормативных актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными органами, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Правовыми формами реагирования прокурора на нарушения законности в области государственного управления являются: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.
Административный надзор - это систематическое наблюдение, контроль за точным и неукоснительным соблюдением государственными должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, с целью предотвращения и пресечения нарушения этих правил, выявления нарушителей и привлечения их к ответственности или принятия публичных мер против них.
Административный надзор является одним из способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, особый вид правоохранительной деятельности.
1 ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ. ВИДЫ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
Законность является одним из важнейших принципов государственного управления. Суть законности заключается в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
Законность охватывает все уровни управления, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм, как регулирующих, так и управляемых. Верховенство права в государственном управлении является частью общего правового государства.
В деятельности органов государственного управления законность основывается на принципах ее общеобязательности, верховенства законов, подзаконности управленческой деятельности, недопустимости противопоставления законности и целесообразности, неразрывной связи с культурностью, единства закон¬ности. Для реализации принципа законности недостаточно иметь сами законы и другие правовые акты. Принцип законности также включает необходимость обеспечения фактического осуществления законов и других правовых актов. Только при этом условии мы можем говорить о существовании законности в ее полном смысле, о ее роли в государственной и общественной жизни. Проблема обеспечения правопорядка чрезвычайно актуальна в деятельности органов внутренних дел.
Обеспечение законности означает пресечение малейших нарушений закона, предотвращение их, принятие мер по устранению причин, порождающих их, восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, наказание виновных, создание атмосферы неизбежности ответственности, воспитание работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона [21, с. 358].
2 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР И ЕГО ВИДЫ. СУЩНОСТЬ НАДЗОРА ПРОКУРАТУРЫ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Административный надзор – это систематическое наблюдение, контроль за точным и неукоснительным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, с целью предупреждения и предотвращения нарушения этих правил, выявления нарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия.
Можно выделить два основных вида административного надзора:
1. Общий административный надзор - это наблюдение органов исполнительной власти, наделенных специальными полномочиями, за точным исполнением гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций законов и основанных на них подзаконных нормативных актов.
Применительно к органам внутренних дел под общим административным надзором понимается систематическое наблюдение органов, подразделений и сотрудников полиции за точным соблюдением гражданами и должностными лицами законов и подзаконных актов, регулирующих общественный порядок, в целях предупреждения, пресечения их нарушений, выявления, а также обеспечения привлечения к ответственности виновных или принятия к ним мер общественного воздействия.
2. Специальный надзор – надзор органов внутренних дел, который распространяется на две категории объектов:
- на граждан, представляющих для органов внутренних дел определенный интерес ввиду своей противоправной деятельности (ставятся на учет, находятся под контролем и т.д.);
- на объекты разрешительной системы (огнестрельное оружие, стрелковые тиры, склады с взрывчатыми материалами и пр.).
3 ФОРМЫ РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
В административном праве изучается надзор прокуратуры за исполнением законодательства, предметом которого является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов Президента и иных нормативных актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными органами, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Прокуратура не вмешивается в оперативную и производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций. Проверки выполнения законодательства проводятся на основании отчетов и других имеющихся данных о нарушениях закона, которые требуют прямого прокурорского реагирования [6, с. 17].
При осуществлении общего надзора прокурор имеет право:
1) при предъявлении служебного сертификата свободно входить на территорию и помещения предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности, юрисдикции и вида контроля доступа), иметь доступ к своим документам, проверять исполнение законов;
2) требовать от руководителей и других должностных лиц представления выданных ими актов, необходимых документов и материалов, статистической и иной информации; инспекции и ревизии деятельности контролируемых или подчиненных предприятий, учреждений и организаций, и их подчиненных должностных лиц; Выделение специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения экспертиз и проверки материалов, представляемых в прокуратуру, отчетов и заявлений, а также обязательство сообщать об их результатах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены и изучены следующие вопросы:
1. значение законности и дисциплины в государственном управлении;
2. виды способов обеспечения законности;
3. административный надзор и его виды;
4. сущность надзора прокуратуры за деятельностью органов государственного управления;
5. формы реагирования прокуратуры на нарушения законности.
Изучив теоретическую позицию ряда авторов, выявив и проанализировав особенности надзора прокуратуры за деятельностью органов государственного управления в Республике Беларусь можно подвести следующие итоги:
1. Деятельность по обеспечению верховенства права в государственном управлении носит государственно-правовой характер, а органы, осуществляющие ее, наделены полномочиями. Этот вид деятельности понимается как способ обеспечения законности. Это фиксируется в соответствующих правовых актах и осуществляется специальными методами.
2. Законность в государственном управлении - это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами управленческих отношений, действующих на территории государства нормативных правовых актов, конституционный принцип.
3. Государственная дисциплина - порядок, установленный государством и его уполномоченными органами, согласно которому все государственные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Это подразумевает неукоснительное соблюдение законов и других нормативных актов вышестоящих органов всеми работниками государственного аппарата, а также лицами, непосредственно занятыми в сфере материального производства и социально-культурных услуг населению.
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. в редакции решения республиканского референдума от 17.11.2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь, Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 № 194 - З г. (текст с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2018 г.). // Консультант Плюс: Беларусь. / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
3. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З (текст с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2018 г.). // Консультант Плюс: Беларусь. / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
4. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510// Консультант Плюс: Беларусь. / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
5. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220 – З // Консультант Плюс: Беларусь. / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
6. Алексеева, Л. Г. Противодействие коррупции мерами прокурорского надзора / Л. Алексеева // Законность. - 2016. — № 5. — С. 17—20.
7. Архипов, А. Прокурор в административном процессе/ Александр Архипов // Законность и правопорядок. - 2007. - № 3. - С. 19-20.
8. Бахрах, Д. Н. Административное право : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - 3-е изд., пересмотр.и доп.. - М. : Норма, 2008. - 815 с.
9. Василевич, Г.А. Предмет прокурорского надзора - точное и единообразное исполнение нормативных правовых актов/ беседовала М.А. Любарская // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2009. - № 1. - С. 10-18.
10. Егоров, Ю. В. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией – самостоятельная функция прокуратуры / Ю. Егоров // Законность. - 2015. — № 2. — С. 7—10.
11. Закревский, Л. Г. К вопросу о функциях и направлениях деятельности прокуратуры Республики Беларусь в современный период / Л. Г. Закревский // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. - 2015. — № 1. — С. 70—75.
12. Камилова, Д. В. Роль и значение прокуратуры в системе органов государственной власти / Джума Валиевна Камилова, Зайнаб Хабибовна Алиева // Закон и право. - 2014. — № 6. — С. 42—43.
13. Конюк, А. В. Становление и развитие системы органов прокуратуры в суверенной Беларуси / Александр Конюк // Законность и правопорядок. - 2017. — № 2. — С. 3—9.
14. Крамник, А. Н. Административное право. Часть 2. Административно-деликтное право : пособие для студентов высших учебных заведений по юридическим специальностям / А. Н. Крамник . - 2-е изд., перераб. и доп.. - Минск : Издательский центр БГУ, 2009. – 378 с.
15. Крюков, В. Ф. Прокурорский надзор: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция» / В. Ф. Крюков. - 2-е изд., пересмотр. и доп.. - М.: Норма, 2008. – 814 с.
16. Мах, И. И. Административное право : курс лекций / И. И. Мах. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Минск : Амалфея, 2012. - 639 с.
17. Мах, И. И. Административный надзор: понятие, сущность, признаки / Мах И. И. // Право.by. - 2016. — № 6. — С. 65—69.
18. Мах, И.И. О понятии и основных признаках административного надзора/ И.И. Мах // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. - 2006. - № 2 (12). - С. 91-95.
19. Пискунович, Е. В. Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции / Е. В. Пискунович // 34 Традиции и инновации в праве: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию юридического факультета и 50-летию Полоцкого государственного университета, (Новополоцк, 6-7 октября 2017 г.) : в 3 т. / [редколлегия: И. В. Вегера (ответственный редактор) и др.]. - Новополоцк: ПГУ, 2017. - Т. 1. — С. 63—64.
20. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Правоведение», «Экономическое право» / [Л. М. Рябцев и др.; руководители авторского коллектива: Л. М. Рябцев, А. Н. Крамник, О. И. Чуприс]. - Минск: Издательский центр БГУ, 2014. - 605 с.
21. Сухаркова, А.И. Административное право: учебное пособие для обучающихся в учреждениях высшего образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь [в 2 ч.] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; под общей редакцией И. В. Козелецкого, А. И. Сухарковой Ч. 2: Административно-регулятивное право [Текст : Электронный ресурс] / [И. В. Козелецкий и др.]. - Минск: Академия МВД, 2013. - 458 с.