ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
1.1 Виды, уровни самостоятельной работы и управление
1.2 Управление и компоненты самостоятельной деятельности учащихся по овладению иностранным языком
1.3 Цели и задачи использования языкового портфеля для обучения иностранному языку учащихся 3-4 классов
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ ЯЗЫКА
2.1 Принципы использования языкового портфеля на 1 ступени обучения
2.2 Технология составления языкового портфеля
2.3 Методическая разработка языкового портфеля для учащихся 3-4 классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Глобализация общества, потребность личности в адаптации к условиям постоянно изменяющегося мультикультурного мира усиливают интерес педагогов к процессу непрерывного самообразования, в том числе в области изучения иностранных языков.
Из простого учебного предмета иностранный язык превращается не просто в базовый элемент современной системы образования, а в средство профессиональной реализации личности. Новая социально-экономическая и политическая ситуация в республике Беларусь требует реализации в обществе языковой политики в области иноязычного образования, нацеленной на удовлетворение как общественных, так и личных потребностей по отношению к иностранным языкам. С реализацией новой языковой политики связано создание гибкой системы выбора языков и условий их изучения, а также вариативной системы форм и средств обучения, отражающих современное состояние теории и практики обучения иностранному языку.
Использование языкового портфеля (ЯП) при обучении иностранным языкам получает все большее распространение. Это связано со стремлением соответствовать единым европейским стандартам в образовании. Роль ЯП в школьном образовательном процессе очень велика. Создание портфолио – это инновационная технология обучения ИЯ, которая способствует развитию рефлексии и самооценки учащихся, демонстрирует достижения и как следствие развивает мотивацию, совершенствует иноязычную коммуникативную компетенцию учащихся.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что языковой портфель является инновационной технологией, помогающей интегрироваться в европейское образовательное пространство, поэтому необходимо ее всестороннее изучение и применение.
Данным вопросом занимались такие лингвисты и методисты, как Н.В. Гусейнова, Е.С. Катканова, О.В. Цигулева и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
1.1 Виды, уровни самостоятельной работы и управление
Самостоятельная работа – это планируемая работа учащихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве учителя, но без его непосредственного участия [6, с. 166].
Эффективное обучение учащихся самостоятельной работе предполагает построение управляющих программ по принципу перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному с учетом уровней сформированности самостоятельной работы, а именно: копирующей, воспроизводящей и творческой самостоятельности [13]. Каждый уровень характеризуется наличием определенных приемов деятельности, посильность выполнения которых обусловлена степенью готовности учащихся к их самостоятельному применению.
Копирующий вид самостоятельной деятельности представляет собой деятельность обучаемых (обычно под руководством учителя) по анализу учебного материала и выделению ориентировочной новы для дальнейшей самостоятельной работы.
Воспроизводящий вид самостоятельной деятельности предусматривает деятельность обучаемых по использованию изученных приемов в аналогичных ситуациях.
Творческий или собственно самостоятельный вид деятельности связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск информации при решении более сложных коммуникативных задач и предполагает перенос в другие условия.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ ЯЗЫКА
2.1 Принципы использования языкового портфеля на 1 ступени обучения
Технология языкового портфеля предполагает соответствие следующим принципам:
- учащийся активизирует рефлексивную деятельность по самооценке своего уровня овладения коммуникативной компетенцией;
- систематически и регулярно осуществляет самоконтроль;
- осуществляет структуризацию творческих работ, входящих в языковой портфель в соответствии со следующими критериями: план, объем, логичность изложения, соответствие тематики работ относительно возрастным особенностям, интересам, уровню языковой подготовки, а также их коммуникативная направленность [9, с. 7-8].
Одним их самых значительных преимуществ данной технологии мы считаем непрерывное и постоянное поддержание высокого уровня мотивации студентов к изучению иностранного языка. Мотив – это побуждение к действию, которое связанно с удовлетворением потребностей. А потребность – это эмоционально переживаемая нужда человека в чем-либо [14]. Положительные эмоции, испытываемые студентам в процессе создания и пополнения своего портфеля, в демонстрации своих достижений и успехов являются положительным стимулом к продолжению эффективного обучения. В рамках технологии создаются условия, в которых учащийся видит динамику повышения уровня владения иностранным языком, что полностью соответствует «принципу успешности», являющемуся неотъемлемым условием высокой мотивированности и эффективности процесса обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив научно-теоретическую литературу по выбранной теме и проанализировав методику управления познавательной деятельностью учащихся 3-4 классов с использованием технологии языкового портфеля языка, можно сделать следующие выводы.
Готовность осуществлять какую-либо деятельность формируется непосредственно этой же деятельностью в процессе ее развития. В этой связи самостоятельная работа как самостоятельная познавательная деятельность должна быть включена в учебный процесс и носить целенаправленный систематический характер. Она будет способствовать формированию не только прочных знаний, навыков и умений по иностранному языку, но и становлению самостоятельной личности лишь в том случае, если будут приняты во внимание ее психологические механизмы, уровни сформированности (копирующий, воспроизводящий и творческий), учебно-методическое обеспечение каждого уровня, формы контроля и самоконтроля, наличие плана самостоятельной работы на месяц, четверть, учебный год, органично сочетающегося с учебно-воспитательной работой в классе под руководством учителя.
В связи с постоянным развитием методики образования как науки в современном мире возникают все более новые технологии преподавания иностранного языка, которые, в свою очередь, в разной степени обладают необходимыми преимуществами, дающими толчок к более подробному и полному изучению языка ребенком, мотивируют его. Одной из таких прогрессивных и популярных методик является методика языкового портфеля учащегося.
Языковой портфель является неотъемлемой частью изучения иностранного языка в современной школе, который позволяет повысить уровень овладения языком, мотивировать учащегося на изучение иностранного языка, оценить уровень подготовленности учащегося.
1. Алексеев, Е.В. Управление самостоятельной учебной работой студентов / Е.В. Алексеев // Вестник Нижегородской правовой академии. – 2017. – № 12. – С. 107–112.
2. Бобунова, А.С. Языковой портфель как технология нравственно-эстетического обучения в условиях иноязычного образования / А.С. Бобунова // Педагогическое образование: вызовы XXI века. – 2017. – С. 164–169.
3. Бобылева, Л.И. Самостоятельная работа учащихся как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса по иностранному языку в средней школе / Л.И. Бобылева // Современное образование Витебщины. – 2016. – № 3. – С. 39–43.
4. Бобылева, Л.И. Управление самостоятельной работой учащихся в процессе обучения иностранным языкам / Л.И. Бобылева // Иностранные языки в вузе и школе. – 2017. – С. 14–16.
5. Бобылева, Л.И. Учебное пособие как средство управления самостоятельной работой учащихся по иностранному языку / Л.И. Бобылева // Учебная книга в системе филологического образования сборник статей. – 2018. – С. 29–32.
6. Борщ, И.В. Некоторые аспекты самостоятельной работы по иностранному языку в условиях технического вуза / И.В. Борщ, Е.В. Горбылева // Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания русского и иностранных языков. – 2018. – С. 166–171.
7. Бурлакова, И.И. Расширение лингвистического кругозора на занятиях по иностранному языку / И.И. Бурлакова // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам. – 2017. – С. 259–262.
8. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам, лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
9. Гальскова, Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков / Н.Д. Гальскова // ИЯШ. – 2000. – №5. – С. 6–11.
10. Груздева, М.Л. Результаты апробации модели управления самостоятельной работой обучающихся / М.Л. Груздева, А.А. Толстенева, Ж.В. Смирнова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-3. – С. 584–588.
11. Гусейнова, Н.В. Языковой портфель как инструмент повышения качества образования на уроке английского языка / Н.В. Гусейнова // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. – 2017. – № 6. – С. 8–14.
12. Катканова, Е.С. Языковой портфель как средство оценки познавательной деятельности школьников по иностранному языку на основе английского и немецкого языков / Е.С. Катканова // Актуальные проблемы романо-германской филологии и преподавания европейских языков в школе и вузе. – 2017. – № 4. – С. 154–159.
13. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 1981. – 312 с.
14. Маслоу, А.В. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/108/7195.phpv. – Дата доступа: 19.12.2018.
15. Полат, Е.С. Портфель ученика / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 22–23.
16. Рапакова, Т.Б. Теория и практика управления и организации самостоятельной работы (на примере обучения иностранному языку курсантов военного вуза) / Т.Б. Рапакова // Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации. – 2018. – С. 332–336.
17. Толстенева, А.А. Модель управления самостоятельной работой обучающихся: результаты апробации / А.А. Толстенева, Ж.В. Смирнова, Е.Н. Гурьянычева // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 4. – С. 20–32.
18. Цигулева, О.В. «Языковой портфель» как один из перспективных методов обучения иностранному языку в школе / О.В. Цигулева, М.И. Дунаева // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества. – 2017. – С. 312–317.
19. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2008. –188 с.